Организация работы с родителями учащихся начальной школы
статья на тему

В данном материале отражены принципы работы с родителями младших школьников, задачи взаимодействия педагогов и родителей, формы работы с семьёй.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с родителями учащихся начальной школы

        Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой о материальном благополучии. Воспитание же детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер…  Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но чёрствыми, злыми и жестокими. Поэтому работа с семьёй – одна из главных задач школы.

         Как же помочь родителям  понять, что именно они закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребёнка, как помочь им в воспитании детей, как повернуть семью лицом к школе?

        С первого дня знакомства с родителями я говорю: чтобы наши дети выросли нравственно здоровыми, необходим тесный контакт родителей, наша совместная, согласованная работа.

                Чтобы воспитательные результаты школы не «стирались» семьей, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает в первую очередь ученик и его развитие, требуется тесное воспитательное взаимодействие, достижение которого может быть затруднено по нескольким объективным причинам:

                1. Отсутствие во многих случаях единых нравственно-педагогических позиций.

                Практика показывает очень большой разрыв в моральных установках школы и семьи. Родителей учеников, например, чаще всего волнуют такие качества характера и поведения своих детей, как неорганизованность, неусидчивость, повышенная нервная возбудимость, отсутствие интереса к учению, грубость, капризность, своеволие и т. д. Обратим внимание на то, что в этом перечне фактически отсутствуют категории нравственного и духовного плана. А в ответах учителей, которые учат и воспитывают тех же детей,  явно преобладают следующие категории: уважение к окружающим людям, трудолюбие, бережное отношение к природе, милосердие, честность и т. д. Приведенные результаты показывают важное направление в нашей профессиональной деятельности — сближение духовных, нравственно-педагогических позиций школы и семьи. Задача весьма сложная, но выполнимая, если педагогический коллектив её перед собой ставит. Пути здесь возможны разные: педагогический всеобуч, индивидуальная работа с семьями, групповые беседы и консультации, «круглые столы», совместная внеурочная деятельность учащихся и родителей.

                        2. Родители ждут от педагогов постоянной квалифицированной помощи в  воспитании и развитии своих детей. И в этом они совершенно правы. Чтобы         представить, как школы на практике выполняет эту важную социальную функцию, зададим себе несколько вопросов.

  • Всегда ли мы достаточно внимательны и добры к своим ученикам и их ближайшим родственникам? Часто ли советы учителей родителям бывают вполне профессиональными и конкретными?
  • Не носят ли они, как правило, слишком общий и назидательный характер?
  • Какие чувства испытывают отцы и матери «трудных» ребят, когда классный руководитель заканчивает неприятную беседу с ними словами: «Не знаю, что с вашим сыном делать?».

3. Серьезной трудностью во взаимодействии школы и семьи является родительская любовь. Это самое сильное, нежное и сложное человеческое чувство. В жизни оно проявляется прежде всего в том, что родители стремятся оградить своего ребенка от всего неблагоприятного, что может с ним произойти, в том числе и в школе. Всякое отрицательное действие или бездействие (реальное или мнимое), недоброжелательность, равнодушие или бестактность педагога, отсутствие в школе комфортных условий и заботы взрослых о детях, естественно, вызывают у родителей неудовлетворенность, негативное отношение к учителям и к школе, вплоть до возмущения и гнева. И наоборот, повседневная забота учителей и руководителей школы о детях, уважительное, тактичное и справедливое к ним отношение вызывают у матерей и отцов чувства признательности, симпатии, уважения. Только такие отношения могут быть надежной основой сотрудничества школы и семьи.

                С другой стороны, сильное чувство кровного родства делает позицию родителей по отношению к своим детям крайне субъективной, особенно в сложных и конфликтных ситуациях. Психологически это закономерно, но часто мешает взаимопониманию между родителями и учителями. Дело в том, что отношение родителей к учителям формируется в значительной мере через взгляды и настроения школьников. Однако оценка учащимися различных школьных ситуаций не всегда бывает достаточно объективной, так как в их восприятии преобладает эмоциональная сторона. Будучи в чем-то неправым, ребенок нередко представляет в отрицательном плане действия учителя даже тогда, когда понимает их обоснованность. В этих случаях информация детей приводит к неправильной оценке родителями поступков и позиций педагога, мешает взаимопониманию школы и семьи. Это обстоятельство стимулирует учителей не только повышать этическую обоснованность и убедительность своих действий в общении с учащимися, но и укреплять личные контакты с семьями воспитанников.

                Уважение родительских чувств, бережное к ним отношение, знание индивидуальных особенностей каждого ребенка и семьи — все это помогает нам определить в общении с родителями учащихся правильную тактику: не допускать отношений командования и подчинения, строить общение на основе равенства, сотрудничества и взаимопомощи, не приказывать, но убеждать и советовать.

                Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

КАКОВЫ ФУНКЦИИ   И ЗАДАЧИ   ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ?

К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:

  • информационная,
  • воспитательно-развивающая,
  • формирующая,
  • охранно-оздоровительная,
  • контролирующая,
  • бытовая

Задачи взаимодействия:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

  • изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
  • анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
  • Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

ЧТО ДАЕТ ПЕДАГОГУ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ ?

                Изучение семьи ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.

                Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила:

  • Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
  • Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим
  • Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания
  • Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

                Основными формами работы с семьей являются: массовые, групповые и индивидуальные.

                К  индивидуальным формам можно отнести: беседы с родителями по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семьи, консультирование (педагогическое, психологическое, психотерапевтическое, административное и т. п.), конструктивная критика (технология позитивной реакции), отражение чувств, поощрение и наказание, сочувствие, присоединение, побуждение, воодушевление, сопровождение.

                Классному руководителю необходимо помнить, что к любой беседе, консультации (если они заранее обговорены и спланированы), необходимо готовиться.

                Посещение семьи, как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьей.

        Если в своей практике классный руководитель  использует эту форму работы с семьей, желательно соблюдать следующие условия:

  • не приходить в семью без предупреждения;
  • не планировать свой визит более чем на 5—10 минут (чтобы не быть обременительным);
  • не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: «Разрешите раздеться, где у вас можно присесть и поговорить»);
  • нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
  • не поучайте родителей, а советуйте;
  • желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание (если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители, пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу).

                Групповые формы:

семейное консультирование (педагогическое, психологическое, психотерапевтическое, административное и т. п.), родительский вечер (например, о вреде курения и потребления пива — репетиция семейного детского праздника), «круглый стол», сюжетно-ролевые игры, дискуссия, конференция, совместная деятельность (кружки, секции, походы), создание и работа родительских общественных некоммерческих  организаций,


Массовые формы:

        родительские часы  (практические занятия, которые провожу раз в неделю в 1 классе. Планирую и провожу с учётом трудностей, возникающих при обучении и воспитании детей, а также пожеланий родителей) , семейные клубы, совместные праздники и родительские собрания.

                Наиболее эффективным считаю  родительские собрания, которые провожу в следующих формах: час общения, дискуссионный клуб, интеллектуальный марафон, вечер вопросов и ответов, беседа, «круглый стол».

        Тематика родительских собраний: «Первый раз в первый класс», «Умеете ли вы любить своего ребенка», «Один день в жизни вашего ребенка», «Как воспитать себе помощника», «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка», «О пользе и вреде музыки в семье», «Воспитание трудолюбия в семье» и т.д.

                Каждое родительское собрание требует тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

                Собрание всегда начинаю с положительных слов в адрес каждого ребёнка. С родителями трудных учащихся беседую до или после собрания, стараюсь беседу строить так, чтобы родители поняли, что учитель тоже переживает за ребёнка и готов ему помочь.

        Индивидуальные беседы провожу не только с родителями слабоуспевающих, но и с теми, чьи дети учатся не в полную меру своих сил.

                Любая фраза, обращенная к родителям учащихся, должна

начинаться с позитивного обращения:

                «Буду признательна Вам, если Вы...»;

                «Выражаю благодарность за участие в ..., которое состоится ...»,

                «Рада встретиться с Вами на лектории ... в 18.00».

                Или другой прием — выражение благодарностей через дневник по любому достойному позитивного внимания поводу (хорошая альтернатива дневнику — «книге жалоб»!)

        Придерживаюсь следующих правил подготовки и проведения родительского собрания:

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ КЛАССНОГО     РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Советы психологов:

  - перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;

  • отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;
  • самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
  • перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
  • не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
  • предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;
  • поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов);
  • дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;
  • в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
  • доведите до родителей мысль: «плохой ученик» не означает «плохой человек».
  • родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

  • осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;
  • сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;
  • давать негативную оценку всему классу;
  • переоценивать значение отдельных предметов;

-        использовать в общении с родителями назидательный тон.
И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны!

        Формы работы с родителями могут быть разными, но их цель одна: помочь в воспитании, повернуть семью лицом к школе.

        


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации исследовательской деятельности с учащимися начальной школы

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать ...

Дефектолог советует. Рекомендации родителям. Сборник статей и памяток для родителей учащихся начальной школы

Пособие предназначено для родителей учащихся начальной школы. Авторы статей раскрывают причины некоторых школьных трудностей и способы их преодоления. В брошюру вошли рекомендации психологов, логопеда...

Опыт работы. Проект :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения»

Материал рассматривается как разработка проекта :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколе...

Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся начальной школы

Семья – это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту творческую красоту, функция школы, - по словам В.А. Сущинского, - всегда будет сводит...

Организация работы по подготовке учащихся начальных классов к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь далее им предстоит более углубленно познакомиться с такими разделами русского языка, как ...

Организация работы с родителями в начальной школе.

Народная мудрость гласит: «Самое лучшее наследство – воспитанность». Дмитрий Иванович  Менделеев сказал: «Образование без воспитания—меч в руках сумасшедш...