Главные вкладки

    Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся начальной школы
    статья (4 класс) на тему

    Науменко Татьяна Анатольевна

    Семья – это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту творческую красоту, функция школы, - по словам В.А. Сущинского, - всегда будет сводиться к преревоспитанию. Чтобы этого не случилось, необходимо направить взаимодействие педагога с родителями учащегося на создание единой воспитательной среды, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.

    В настоящее время большинство педагогов отвергают еще не так давно популярный тезис о том, что школа призвана заниматься лишь обучением детей, а их воспитание должно проходить вне школьных стен – в семье, церкви, общественных организациях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon netrad_forma.doc31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся начальной школы

    Учитель технологии МОУ СОШ № 10

    Науменко Татьяна Анатольевна

    Семья – это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту творческую красоту, функция школы, - по словам В.А. Сущинского, - всегда будет сводиться к преревоспитанию. Чтобы этого не случилось, необходимо направить взаимодействие педагога с родителями учащегося на создание единой воспитательной среды, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.

    В настоящее время большинство педагогов отвергают еще не так давно популярный тезис о том, что школа призвана заниматься лишь обучением детей, а их воспитание должно проходить вне школьных стен – в семье, церкви, общественных организациях.

    К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому.
    Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, тренинги, ринги. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают похожие затруднения, как личностного плана, так и учебного. Порой эти проблемы носят столь конфиденциальный характер, что их, возможно, решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. В этом случае понимание проблемы друг друга будет направлено на ее совместное решение.

    Некоторые темы консультаций для родителей:
    1. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
    2. Тревожность детей. К чему это может привести?
    3. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
    4. Грубость и непонимание в семье.
    5. Талантливый ребенок в семье.
    6. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.


           Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Анализируя прочитанную книгу, родители излагают собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. Родительские вечера – это праздники общения с родителями друга твоего ребенка, это праздники воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые ставит собственный ребенок и жизнь.


    Примерные планы родительских вечеров:
    1. Год рождения ребенка, – каким он был?
    2. Каким я вижу будущее моего ребенка?
    3. Друзья моего ребенка.
    4. День рождения нашей семьи.
    5. Песни, которые поют наши дети и пели мы.


         Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5 – 8 занятий.

    Родительские тренинги готовятся в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.

    Основной формой совместной работы педагога и родителей является родительские собрания, на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного общества и воспитания учащихся в школе и дома.

     Определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям учащихся и не всегда будут иметь положительный результат. В практике творчески работающих педагогов используются нетрадиционные формы проведения собраний.

     Среди них:

     педагогическая мастерская, организационно – деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, совместные собрания детей и родителей, собрание – конкурс.

    Родительские собрания условно можно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную, назначение каждой из которых хорошо известно классным руководителям. Хотелось бы обратить внимание еще на один момент родительского собрания, который можно назвать его послесловием. Для выяснения результативности коллективного обсуждения той или иной проблемы необходимо возвращаться к ней на следующих собраниях, в ходе которых может быть использован метод решения родителями педагогических задач – ситуаций по ранее рассмотренной проблеме семейного воспитания. Послесловие родительского собрания будет способствовать повышению влияния решения собрания на жизнь класса, на воспитание и развитие учеников.

    Правильно поступают те классные руководители, которые стремятся разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.

    Большое значение работе с родителями я уделяю с первого дня ребенка в школе. Знакомлюсь не только с особенностями своих учеников, узнавая подробно о состоянии здоровья, предпочтении интересов, опыте, накопленном в дошкольном детстве, но и традициях семьи, где растет ребенок, о ее трудностях и радостях. Считаю что, только в тесной взаимосвязи с семьей учащихся, педагог может реализовать функцию родительского просвещения и корректировку семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку.
    На родительских собраниях делаю все возможное, чтобы организовать встречу не чужих людей, а создать дружескую атмосферу, в которой каждый может поделиться радостями и бедами семейного воспитания и может рассчитывать на поддержку и помощь, как со стороны других родителей, так и педагога. Встречи родителей проходят неординарно. В своей работе использую как традиционные, так и нетрадиционные формы родительских собраний. Запомнились родителям и педагогическая мастерская «Знакомство», и конференция отцов, и совместное с детьми собрание на выявление взаимоотношений детей в классном коллективе и многие другие.

    Таким образом, нетрадиционные формы проведения родительских собраний способствуют вовлечению родителей в воспитательный и учебный процесс образования младших школьников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы работы с родителями учащихся начальных классов

    -рассмотреть наиболее эффективные формы и методы работы с родителями-разнообразить формы, методы и приёмы ведения родительских собраний-повысить уровень сплочённости и заинтересованности родительского...

    Организация работы с родителями учащихся начальной школы

    В данном материале отражены принципы работы с родителями младших школьников, задачи взаимодействия педагогов и родителей, формы работы с семьёй....

    Статья "Нетрадиционные формы работы с родителями".(из опыта)

    Я с удовольствием предлагает вашему вниманию статью, в которой познакомит вас с нетрадиционными формами работы с  родителями. Данный материал будет полезен и педагогам, и родителям....