Психолого-педагогические основы процесса адаптации ребенка к школе.
статья (1 класс) на тему

Басова Светлана Сергеевна

Данная статья поможет педагогам и родителям  понять физилогические особенности детей младшего школьного возраста и лучше адаптироваться к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

Психолого-педагогические основы процесса адаптации ребенка к школе.

        Поступление в школу- переломный момент в жизни ребенка. Поэтому хочется рассмотреть более подробно проблему детей на школьном старте. Как указывала Доктор психологических  наук,  профессор Л.И. Божович : « переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка  в системе доступных ему отношений и  всего образа жизни. При этом следует подчеркнуть , что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только  способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей» .

        Все эти условия приводят к тому, что школа становится центром жизни детей, наполненной их собственными интересами, взаимоотношениями и переживаниями. Причем внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание и иной характер, чем в дошкольном возрасте : она прежде всего связана с его учением и учебными делами. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Утрата же соответствующего положения в школе и неумение оказаться на высоте вызывают у него переживание потери основного стержня своей жизни, той социальной почвы, стоя на которой он чувствует себя членом единого общественного целого. Вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.

      Психолог В.С. Мухина выделяет три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

     «Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта;

     Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое воспитание, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

     В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки – дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной  их стремления к приобретению знаний.

    Все эти три линии одинаковы важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала».

       Можно выделять отдельные стороны готовности к школе : физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

      Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 7-летнего возраста в стране. Состояние нервной системы ребенка : степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Состояние слуха, зрения, мелкой моторики пальцев. Общее состояние здоровья.

       В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

       Под личностной и социально- психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции; формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качества общения со сверстниками и взрослыми.

      Эмоционально-волевую готовность считают сформированной если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психологических процессов.

      Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином «психологическая готовность» в отличие от нравственной и физической .

     Психолог Р.В. Овчарова указывает на следующие критерии подготовленности ребенка к школе:

  1.  « нормальное физическое развитие и координация движения;
  2. Желание учиться;
  3. Управление своим поведением;
  4. Владение приемами умственной деятельности;
  5. Проявление самостоятельности;
  6. Отношение к товарищам и взрослым;
  7. Отношение к труду;
  8. Умение ориентироваться в пространстве и тетради.»

      Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.

      Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.

      Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовать себя на уроке.  Произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдений явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.

      В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которая предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка.

      Пятый критерий – появление самостоятельности – можно рассматривать как стремление искать способы решение и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные  варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.

      Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и  привычки трудится для себя и других, осознания ответственности и  важности  выполняемого поручения.

       В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.

      Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

     Самая главная проблема возникающая с первого дня обучения и может длится на протяжении первого года обучения – это адаптация ребенка к школе.

     Прежде всего меняется режим дня. Теперь каждый день нужно  вовремя вставать по будильнику, чтобы успеть сделать зарядку, умыться,  поесть, одеться и не опоздать в школу к началу уроков.  Надо научиться  считать время, чтобы его хватило не только на учебу, но и на игры и прогулки. Причем отдыхать он сможет только после того, как сделает главное – подготовится к завтрашнему учебному дню.

      Происходит перестройка и ценностных ориентаций.  Раньше ребенка хвалили за то, что он быстро ест, умывается, одевается. Часто его начинают ругать за то, за что раньше хвалили. И отношение к нему взрослых и сверстников будет во многом определяться его успехами в учении.

       Главным делом ребенка становится учеба. О ней нельзя забыть, отложить, занявшись чем-либо более интересным, отказаться,  если нет настроения.

      Изменяется и степень регламентированности поведения : на уроке нельзя заниматься посторонним делом, быть невнимательным, требовать особого отношения к себе, задавать вопросы без разрешения учителя, обижаться на его замечания и т.п.

       Уже этот далеко не полный перечень проблем, с которыми столкнется ребенок – школьник, показывает, что готовность к школе прямо не зависит от уровня его знаний. Адаптация ребенка к школьным условиям будет проходить быстрее и безболезненнее, если заранее ориентировать его на не трудности, с которыми он обязательно встретится  как ученик. Подготовленный ребенок к тяжелому  умственному труду  будет знать,  что его трудности закономерны и не только вполне преодолимы, но и необходимы, нужны для того, чтобы научиться быть учеником. Школьная адаптация при благоприятных условиях  длится около двух месяцев, т.е. первую четверть.

       Благополучный переход на новый этап жизни, следующую ступень психического развития  предполагает не возврат к прошлому, а построение новой, собственно школьной гармонии отношений ребенка и взрослых.

       Поэтому первоочередной заботой родителей должно быть всестороннее развитие ребенка с помощью специальных занятий, т.е. обучения. Обучение должно быть развивающим, т.е. основываться на учете возрастных особенностей развития, на формировании  и использовании присущих именно данному возрасту видов деятельности с опорой на познавательные возможности ребенка.

Список литературы.

  1. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М., 1968 год
  2. Мухина В.С. «Шестилетний ребенок в школе». М., 1986 год
  3. Овчарова Р. В. «Семейная Академия: вопросы и ответы». М., Просвещение, 1996 год
  4. Овчарова Р. В. « Справочная книга школьного психолога». М., Просвещение, 1996 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению.

Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен б...

Диагностика процесса адаптации ребенка к школе

Диагностику "Изучение адаптации ребенка к школе" pекомендуется применять не ранее второго полугодия обучения в школе....

Выступление на педагогическом совете.Понятие психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Основным моментом модернизации современной системы образования по ФГОС, является создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Данная задача может быть успешно решена лишь посредство...

«Интеграция образовательных процессов ДОО и СОШ как основа успешной адаптации ребенка к школе»

Данный материал, презентация: «Интеграция образовательных процессов ДОО и СОШ как основа успешной адаптации ребенка к школе» будет полезен как учителям начальных классов, так и заместителям директора ...

Адаптация ребенка к школе. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.

Адаптация ребенка к школе.Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.Младший школьный возраст – это возрастной период от семи до одиннадцати лет, в котором социальная ситуа...

Организация эффективных психолого-педагогических условий для успешной адаптации первоклассников с ОВЗ в школе

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых....