Новые образовательные стандарты (ФГОС)
методическая разработка на тему

Чижова Светлана Александровна

В методической разработке отражены преимущества новых образовательных стандартов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chizhova_s.a._novye_obrazovatelnye_standarty.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Чижова Светлана Александровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки Безенчукского района Самарской области

Новые образовательные стандарты

(федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования   (ФГОС  НОО))

      Российское образование всегда славилось фундаментальными знаниями, которые получали ученики в школе, но не все выпускники могли применять данные знания на практике. Также выяснилось, что далеко не все знания так уж необходимы в жизни. Современное общество отличается изменчивостью, постоянными модернизациями, нововведениями. Поэтому выпускник школы должен не только обладать знаниями (пусть их даже будет меньше), но и уметь их применять; а что ещё более важно, уметь овладевать недостающими знаниями в условиях постоянных перемен в обществе. Выпускник должен  обладать мобильностью, коммуникативностью, умением добывать и использовать информацию, готовностью к переменам. Таким образом, современный человек должен быть способен обучаться в течение всей жизни, т.е. должен уметь учиться. Для этого он с детства (со школьной скамьи) должен овладеть универсальными учебными действиями (УУД), благодаря которым происходит развитие личности в новой системе образования. Овладение учащимися УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.

      Функции УУД:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно учиться;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

      Универсальные учебные действия (умение учиться) в соответствии с новыми стандартами образования делятся на 4 блока:

  1. личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование (установление обучающимся связи между целью учебной деятельности и её мотивом); нравственно-этическая ориентация;
  2. регулятивные – обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: целеполагание (постановка учебной задачи); планировании; прогнозирование; контроль (сличение с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений); коррекция (внесение необходимых дополнений, изменений);  оценка (осознание учеником того что усвоено и того что ещё нужно усвоить); саморегуляция (способность к мобилизации сил, к волевому усилию);
  3. познавательные : общеучебные (постановка цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор эффективных способов решения, самоанализ, самоконтроль, самооценка, формулирование проблемы, моделирование); логические (анализ (определение частей целого), синтез (составление целого из частей), выбор оснований для сравнения, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование); постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельный поиск способов  решения проблем);
  4. коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; умение слушать, вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать и сотрудничать: планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнёра; умение точно выражать свои мысли.

      Государственный образовательный стандарт нового поколения сформулирован как социальный заказ на основе согласования интересов всех сторон, заинтересованных в развитии образования, - семьи, общества и государства.

      ФГОС – совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования.

      ФГОС включает в себя требования к :

  1. результатам освоения образовательной программы;
  2. структуре образовательной программы;
  3. условиям реализации образовательной программы.

     

       Новые образовательные стандарты предполагают следующие результаты:

  • предметные – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета (знания, умения и навыки; опыт решения проблем; опыт творческой деятельности);
  • метапредметные – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных  предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
  • личностные – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

     Результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме. 

      ФГОС реализуется в рамках деятельностного подхода, что повышает эффективность по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  •  существенное повышение мотивации и интереса к учению;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

      Деятельностный метод – метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

      Современное образование должно быть развивающим – проявляющим прогрессивные тенденции организации педагогом самостоятельных действий учащихся, мотивации их на использование продуктивных (творческих) методов построения нового знания, открытие новых общих способов решения определённого класса задач (знания не даются ребёнку в готовом виде – педагог учит ребёнка «добывать» знания).

      «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, но ведёт его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству» (А. Дистервег).

      Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от технологии традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения является то, что в главу угла поставлена деятельность ученика, а не учителя.

     

     Структура урока введения нового знания в рамках технологии деятельностного метода имеет следующий вид:

  1. мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности;
  2. актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
  3. выявление места и причины затруднения;
  4. построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство);
  5. реализация построенного проекта;
  6. первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
  7. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
  8. включение в систему знаний и повторение;
  9. рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

      Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  • принцип деятельности  - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;
  • принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей;
  • принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире;
  • принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определённом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);
  •  принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
  • принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;
  • принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

      Таким  образом, деятельностный метод обучения не отвергает традиционную систему обучения, а продолжает и развивает её в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребёнком индивидуальной образовательной траектории при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

      Новые образовательные стандарты предусматривают духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.

      Основная педагогическая цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

      Результатами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны стать:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценностное отношение к России, своему народу, своему краю. Отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории; опыт социальной межкультурной коммуникации; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища);
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания (начальное представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье; уважительное отношение к традиционным религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и общеобразовательного учреждения);
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (ценностное отношение к труду и творчеству, к учебному труду; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового сотрудничества; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности);
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)  (ценностное отношение к природе; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе, нормах экологической этики; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) (первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

      Основу уклада школьной жизни определяют следующие принципы:

  • принцип ориентации на идеал;
  • принцип следования нравственному примеру;
  • принцип идентификации (идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него);
  • принцип диалогического общения;
  • принцип полисубъектности воспитания (когда ребёнок включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности);
  • принцип системно-деятельностной организации воспитания.

      Уклад школьной жизни формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог. Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность, поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно их условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть, т.е. нравственное самосознание.

       Родители, так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающегося на ступени начального общего образования. Пример – это персонифицированная ценность. Необходимо обеспечить наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, литературе, различных видах искусства, сказках, легендах, мифах.

      Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включаться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

       Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой – бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые образовательные стандарты - новый формат урока

Статья о возможностях, которые открываются благодаря использованию  ИТ в учебном процессе....

Статья «Использование образовательных электронных ресурсов в условиях перехода на новые образовательные стандарты».

Сегодня компьютер в школе немыслим без электронных образовательных ресурсов. Учитель, использующий их на уроках, работает намного эффективнее, а ученик - гораздо более успешно учится....

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации

Одним из инструментов, позволяющих решить  задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной  школы,  является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...

Доклад :«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»

«Современные  образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»...

Уроки технологии в свете Новых Образовательных Стандартов начальной ступени. (ФГОС НОО)

Вопрос о соединении предметов технологии и ИЗО назрел уже давно. В самом деле, те представления о художественной гармонии, которые должны формироваться как единое целое, в настоящее время, в основном,...

ЭССЕ на тему: Новые образовательные стандарты - что ждет российских школьников в «Нашей новой школе»

ЭССЕпо дисциплине «Теоретические основы методической работы учителя начальных классов»Новые образовательные стандарты - что ждет российских школьников в «Нашей новой школе»Спец...

Особенности логопедического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ

Цель работы учителя - логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и са...