Педагогический проект
проект на тему

Михайлова Наталья Николаевна

Развитие УУД в рамках развития ФГОС 2 поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_proekt.docx131.74 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  № 170 с кадетским отделением –интернатом

 имени Героя Советского союза З.А. Космодемьянской

городского  округа  Самара

Проект на тему. «Формирование универсальных учебных действий, как средство обеспечения успешности обучения учащихся в процессе учения»

Работу выполнила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 170 г. Самара

Михайлова Н.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………………………………3

2. Теоретические основы вопроса……………………………………………………6

3. Опыт работы по формированию универсальных учебных действий………13

4. Методические рекомендации по созданию  модели формирования универсальных учебных действий………………………………………………….18

5. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий………25

6. Выводы………………………………………………………………………………..35

7. Список литературы………………………………………………………………….36

Введение

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и  С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования. В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников деятельностного и конструктивистского подхода (Ж. Пиаже, А. Перре-Клермон) в вопросе о роли самого учащегося в учебном процессе. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе  универсальных учебных действий.

Согласно ФГОС универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие  широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение «умения учиться», как требование ФГОС к результатам образования начальной ступени,  предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В своей работе мне хочется рассмотреть как формируются УУД и каков результат их формирования.

Гипотеза. Я предполагаю, что планомерная работа по формированию УУД должна привести к:

- повышению качества образования:

-формированию самостоятельности учащихся.

 Я считаю, что это возможно достичь через:

  • активную форму деятельности при обучении, а не  обучение как преподнесение системы знаний ;
  • обучение на межпредметной основе;
  •  обучение в  сотрудничестве учителя и учащихся.

Объект исследования. Деятельность учащихся

Предмет исследования. УУД

Цель исследования.  Изучить, как организовать учебный процесс, чтобы создать благоприятные условия для формирования УУД.

Задачи: 

  1. Изучить теоретический материал по данной теме.
  2. Описать опыт работы по формированию УУД
  3. Разработать методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий в процессе обучения на уроках русского языка.

4. Провести мониторинг сформированности УУД

5.Проанализировать результаты мониторинга и сделать выводы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА

В современной педагогике существует модель развития УУД.

Что же представляют собой  структура УУД

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность  к саморазвитию и самосовершенствованию путем активной и сознательной деятельности.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

- носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;

-лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

-  обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями

  1. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
  2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
  3. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Критерии выделения универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия выделяются  на основе анализа характеристик учебной деятельности  и  процесса  усвоения, а именно, в соответствии:

  -   со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности;

-    с этапами  процесса усвоения;

- с формой реализации учебной деятельности – в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно.

Виды универсальных учебных действий: 

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся

-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

-  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия. 

. Общеучебные универсальные действия

Общеучебные универсальные действия включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

-  структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).

Номенклатура логических действий включает:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
  • опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
  • анализ- выделение элементов и «единиц» из  целого; расчленение целого на части;

синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

  • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
  • классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
  • обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • доказательство - установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  • подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
  • вывод следствий
  • становление аналогий

 Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами  коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

  1. Как же организовать учебный процесс, чтобы создать благоприятные условия для формирования УУД

Главным условием является  поэтапность отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей переход:

  • - от выполнения действия с опорой на наглядный и практический материал   к умственной форме выполнения действия,
  • - от  совместного выполнения действия  с  учителем   или сверстниками к самостоятельному выполнению.

Как и любую деятельность формирование УУД  необходимо контролировать.

Уровни сформированности учебных действий:

1)ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения);

2) выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (ученику постоянно требуются разъяснения или он  может выполнять действия по  усвоенному алгоритму);

3) неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия);

4)адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);

5)самостоятельное построение новых учебных действий на основе  ранее усвоенных способов действия);

6) обобщение учебных действий и  выведение нового способа для каждой конкретной задачи.

Описанную модель оценки сформированности УУД можно  диагностировать по системе А.К.Марковой, разработанной в 1990. Данная диагностика  включает  4 основные сферы оценки:

1. Состояние учебной задачи и ориентировочной основы:

- понимание учащимся задачи, поставленной учителем, смысла деятельности и активное принятие учебной задачи;

-   самостоятельная постановка школьниками учебных задач;

-   самостоятельный выбор ориентиров действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале.

2. Состояние учебных действий:

- какие учебные действия выполняет школьник (измерение, моделирование, сравнение и т.д.);

- в какой форме он их выполняет  (материальной/материализованной; громко-речевой, умственной); развернуто (в полном составе операций) или свернуто; самостоятельно или после побуждений со стороны взрослых;

- различает ли ученик способ и результат действий;

- владеет ли школьник несколькими приемами достижения одного результата.

3. Состояние самоконтроля и самооценки:

-  умеет ли учащийся проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);

- может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль);

- способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

-  адекватна ли самооценка учащегося;

- доступна ли учащемуся дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы, или он может оценить свою работу лишь в общем виде.

4. Каков результат учебной деятельности:

- объективный (правильность решения, число действий до результата, временные характеристики действия;, возможность решения задач разной трудности);

-  субъективный (значимость, смысл учебной деятельности для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена – расход времени и сил, вклад личных усилий).

Можно видеть, что предложенная диагностическая система объединяет характеристики собственно учебной деятельности, личностных и регулятивных универсальных действий и свойств действия, что позволяет рассматривать ее как основу разработки критериев  и методов оценки сформированности универсальных учебных действий.

В педагогике существуют технологии и направления, призванные формировать УУД  

  1. Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
  2. Учитель обучает детей приемам работы в группах
  3. Учитель показывает, как можно прийти к единому решению в работе в группах
  4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку.
  5. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации.
  6. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности
  7. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
  8. Учитель находит способ увлечь детей знаниями.
  9. Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
  10. Учитель включает детей к открытие новых знаний
  11. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
  12. Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
  13. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
  14. Учитель показывает то, что ошибка –это нормально –главное –уметь учиться на ошибках.
  15. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости
  16. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
  17. Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
  18. Учитель ненавязчиво транслирует смысл учения детям.
  19. В конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет
  20. Учитель на уроке использует специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.
  21. Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
  22. Учитель и ученики вместе решают возникаемые учебные проблемы.
  23. Учитель строит урок в деятельностной парадигме
  24. Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ
  25. Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций
  26. Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных
  27. Учитель учит детей планировать свой досуг
  28. Учитель организует конструктивную совместную деятельность
  29. Учитель создает проблемную ситуацию и мотивирует детей на открытие нового знания
  30. Учитель побуждает детей к формулированию учебной проблемы и поиску решения этой проблемы
  31. Учитель формирует у детей содержательную оценку и самооценку
  32. Для развития умения оценивать свою работу, дети сами по предложенному алгоритму учатся оценить свое задание.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Каждая группа УУД имеет свои особенности формирования. Важно чтобы учитель помнил  следующие рекомендации .

Личностные УУД:

1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

2.  Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.  

Познавательные УУД:

1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)

2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний

3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике знания. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.


Коммуникативные УУД:

1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

2. Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.

3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл.

4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.

5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) ;

6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.


Регулятивные УУД:

1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

3. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

 В процессе работы следует сформировать следующие универсальные учебные действия

(Виды УУД по классам)

Личностные УУД

1 класс        

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

2 класс        

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.  

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

3 класс        

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

4 класс        

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные УУД

1 класс

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

2класс

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Использовать в работе простейшие  инструменты и более сложные приборы (циркуль).

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

3 класс

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

8. Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

4 класс

1. Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные УУД

1класс

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

2 класс

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план .

5. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

3 класс

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

а, иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

4 класс

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД

1класс

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать  в паре.

 2 класс

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

3класс

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

4 класс

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Начиная работать над данным проектом я выдвинула следующую гипотезу: планомерная работа по формированию УУД должна привести к:

- повышению качества образования:

-формированию самостоятельности учащихся.

В процессе работы мною были проведены следующие исследования:

  1. Выявлены уровни сформированности целеполагания

Оказалось, что более 50% учащихся моего класса включаются в работу и быстро отвлекаются, могут принимать лишь простейшие цели, ребята нуждаются в пооперационном контроле со стороны учителя, не могут ответить  на вопросы о том, что он собирается делать или что делал.

  1. Выявлены уровни развития контроля

Контроль   за своими  действиями у 50% учащихся носит непроизвольный характер, заметив ошибку, ученики не могут обосновать своих действий.   30% учащихся осознают правило контроля, но затрудняются одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправлять и объяснять ошибки.      

  1. Определены уровни сформированности коммуникативных УУД  

Данный  критерий имеет наибольший процент западания. Ребята не умеют договариваться друг с другом, находить общее решение;  умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать также требует коррекции.   Отрадно, что почти 90% учащихся умеют помогать друг другу по ходу выполнения задания. Но только 10% учащихся умеют получать информацию  от партнеров с помощью вопросов.

Для коррекции        мною на уроках ведется следующая работа.    

1. Виды оказываемой помощи на уроках во время выполнения  заданий

Примечание. 5 – наиболее низкий уровень регуляции действия.

Степень помощи

Условия, при которых оказывается помощь

Содержание помощи

1

2

3

4

5

Действие выполняется неуверенно

Возникают трудности, остановка

Действие выполняется ошибочно

Действие выполняется ошибочно повторно

Неправильно выполняется все задание

Одобрение, поддержка

Замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше»

Вопрос «Разве так?»

Вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия

Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане

2.В методической копилке собраны «паспорта» частей речи, которые ребята составляли в процессе работы на  уроке:

Имя

Обозначает

Вопросы

Особые приметы

Род

Число

Член предложения

Например:

Имя

Существительное

Обозначает

Предмет

Вопросы

Кто? Что?

Особые приметы

Имеет род, а не изменяется по родам

Род

Женский, мужской, средний

Число

Единственное, множественное

Член предложения

Подлежащее, дополнение, обстоятельство.

Имя

Прилагательное

Обозначает

 Признак предмета

Вопросы

Какой? Какая? Какое?

Особые приметы

Изменяется по родам,   согласуется в роде, числе и падеже с существительным

Род

Женский, мужской, средний

Число

Единственное, множественное

Член предложения

Определение

3.Предлагаемые интегрированные работы дают возможность для развития общеучебных УУД

Внучка старой вишни

        В саду растет вишня. Олесь увидел недалеко  от нее маленькую тонкую вишенку и спросил дедушку:

- Откуда появилось деревце?

- Выросло из косточки.

- Так это дочка старой вишни?

- Дочка.

- А внучка у старой вишни будет?

- Будет, Олесик, - ответил дедушка. – Если ты выходишь маленькую вишенку - из нее вырастет внучка старой вишни.

        Олесь задумался. В его глазах дедушка увидел нежность и тревогу.

- Я выращу внучку старой вишни, - сказал мальчик.

Задания к тексту:

  1. Раздел «Получение, поиск и фиксация информации».  Осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, усвоения и использования информации.

- Что заинтересовало мальчика? Выбери и спиши из приведенных ниже предложений верное:

  • Почему вишенка тоненькая?
  • Откуда появилось деревце?
  • Много ли ягод на вишенке?
  1. Раздел «Понимание и преобразование информации».  а) Определять тему  и главную мысль текста.

- Выбери и отметь предложение, в котором содержится главная мысль текста.

  • В саду растет вишня.
  • Откуда появилось деревце?
  • Если ты выходишь маленькую вишенку - из нее вырастет внучка старой вишни.
  • Я выращу внучку старой вишни.

б) Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность.

        Составь и запиши цепочку слов так, чтобы получился ответ на вопрос: откуда появилась вишенка? Дерево (старая вишня)-…-…-молодое дерево (вишенка)

  1. Раздел  «Применение и представление информации». а) Использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

- Как ты думаешь, о чем задумался  Олесь? Напиши одним предложением.

б) Определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего  избыточные шаги).

Олесь задумался и решил вырастить внучку старой вишни. Сможет ли он это сделать, если:

  • Будет любоваться каждый день старой вишней.
  • Будет ждать, когда вырастет маленькая вишенка.
  • Будет ухаживать за маленькой вишенкой.

Выбери один из ответов и докажи, почему ты так думаешь?

в) Составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу.

Несоблюдение некоторых условий может привести к гибели молодой вишенки. Какие условия необходимо выполнять, чтобы из молодой вишенки выросла внучка старой вишни? Выбери хотя бы один верный ответ и обоснуй, почему ты так думаешь.

Посадка растения                                     -  желание

                                                                     -  само вырастет

                                                                     -  уход за растением

Рост, цветение, плодоношение                -  желание

                                                                     -  само вырастет

                                                                     -  уход за растением

  1. Раздел «Оценка достоверности получаемой информации». На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.

          - Как ты думаешь, почему дедушка уверен, что Олесь вырастит внучку старой вишни? Найди и спиши это предложение.

Предполагаемые ответы:

  1. Откуда появилось деревце?
  2. а) Если ты выходишь маленькую вишенку - из нее вырастет внучка старой вишни.

б) дерево (старая вишня) – плод – косточка – молодая вишенка

  1. а) Сможет ли он выходить молодую вишенку?

     б) Олесь сможет вырастить внучку вишенки, если будет поливать, оберегать молодую вишенку и ухаживать за нею.

     в) Растение вырастет, когда есть желание, но этого мало. Необходимо ухаживать за растением: поливать, оберегать, тогда у вишенки появятся плоды и из косточки можно будет вырастить внучку старой вишенки.

4. В его глазах дедушка увидел нежность и тревогу.

     

         

                                                          ВЕНИК

Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом. Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.

Старик говорит:

– Переломите веник.

Сыновья сказали:

– Разве можно веник переломить?

Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.

– Ломайте прутья! – сказал старик.

Сыновья все прутья переломали.

Старик говорит:

– Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.

Задания к тексту:

  1. Раздел « Получение, поиск и фиксация информации»

Определи, к какому виду жанра относится произведение Л.Н.Толстого « Веник»

       а) повести        б) бани        в) стихи          г) сказки

       2. Раздел « Понимание и преобразование информации»

             Определи цепочку слов так, чтобы показать последовательность мысли отца.

                   а) всем будет худо          б) все разделятся           в) все разойдутся

      3.Раздел « Применение и представление информации»

               Как ты думаешь, зачем отец велел сыновьям принести веник?

           Напиши одним предложением.

    4. Раздел « Оценка достоверности получаемой информации»

              Какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?

                    А) С кем поведёшься, от того наберёшься.

                    Б) Где мир и лад, не нужен и клад.

                    В) Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.

                    Г) Добрый пример лучше ста слов.

Предполагаемые ответы:

  1. Басни
  2. В,Б,А
  3. На примере прутьев в венике отец хотел показать необходимость взаимной поддержке.
  4. Б,В

4. Использование предложенного ниже алгоритма оценки деятельности на уроке развивает  способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

ОЦЕНИ СВОЮ       РАБОТУ          НА  УРОКЕ

1.ЧТО НУЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ НА УРОКЕ?

КАКАЯ БЫЛА ЦЕЛЬ?

2. УДАЛОСЬ ЛИ ПОЛУЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТ?

(НАЙДЕНО РЕШЕНИЕ)

3. ВЫПОЛНИЛ ЗАДАНИЕ ВЕРНО И БЕЗ ОШИБОК

4.СПРАВИЛСЯ С ЗАДАНИЕМ,  НО С ПОМОЩЬЮ

5.На уроке при изучении нового материала используются опоры типа:

  1. Прочитай текст упражнения
  2. Вспомни, что ты знаешь о существительном, о прилагательном.
  3. Выпиши в 1 столбик имена прилагательные женского рода,  а во второй столбик имена существительные женского рода
  4. Прочитай вместе ( по строчкам)т свои записи. Что ты заметил?
  5. Расскажи все, что ты знаешь о получившихся сочетаниях

6.Использование приемов ТРКМ позволяет формировать универсальные учебные действия , т.к. она учит слушать и слышать, развивает речь, дает возможность общаться, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает к действию,учитель и ученик вместе участвуют в добывании знаний.

А.Прием «Таблица тонких и толстых вопросов»  (работа в группах)

- Ребята, попробуйте сформулировать по нашей новой теме вопросы: «тонкие» и «толстые».

- Начнем с «тонких» вопросов. Каждая группа формулирует по 3 вопроса

- Проверим, что у вас получилось.

-Что такое приставка?-

- Где стоит приставка?

- Для чего служит приставка?

- Много ли приставок в русском языке?

- Как обозначают приставки?

- Молодцы. Попробуйте теперь составить по одному  «толстому» вопросу.

- Почему приставка называется «приставкой»?

- Чем отличаются приставки от суффиксов?

- Могут ли приставки образовывать новые слова?

- В чем разница между приставкой и корнем?

- Могут ли в слове быть две или три приставки?

Б Прием «Рыбий скелет»

-  Я предлагаю вам провести следственный эксперимент, в ходе которого, мы  дадим ответ на вопрос: какую роль играют имена прилагательные в речи? Для этого мы будем работать в парах. Нам предстоит заполнить  схему.  Запишите в верхнем треугольнике название нашей темы. На левых веточках мы будем записывать исследуемые признаки,  на правых – примеры использование этих признаков.                                        

                          Какую роль играют имена прилагательные в речи?

           (таблица заполняется учащимися после выполнения каждого из заданий; учитель оформляет запись на слайде под руководством учащихся.)

Описывают предмет по форме, размеру, цвету, вкусу и т.д.

Апельсин - большой, круглый, оранжевый, пахучий, сладкий

Описывают характер человека.

Мой друг весёлый, решительный, доброжелательный, честный.

Помогают описать красоту природы, украшают нашу речь.

Красногрудый дятел трудится над сосновой шишкой.

                                     Люди используют

имена прилагательные для описания предметов,

характера человека. Прилагательные помогают нам ярче описывать красоту природы, украшают нашу речь.

 В Прием «Кластер»

- Что мы изучаем на уроках русского языка? (части речи, учимся определять их признаки)

- Какие части речи вы знаете? Поработаем в группах. Возьмите лист зеленого цвета, составьте кластер по изучаемой теме.

После работы в группах проходит коллективное обсуждение. В результате обсуждения  появляется общий кластер (учащиеся выходят   по очереди и вписывают данные на ватман, прикрепленный к доске)

                                 

 

Мне, кажется, что наиболее продуктивной можно считать работу в группах и парах, т.к. такое обучение;

- обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка;

-удовлетворяет потребности в межличностном общении;

-развивает коммуникативные универсальные действия;

- развивает способности к самоуправлению своей деятельностью- рефлексивной саморегуляции;

-обеспечивает высокий уровень насыщенности содержания обучения;

-позволяет дифференцировать и индивидуализировать содержание образования;

-позволяет дифференцировать и индивидуализировать помощь учителя учащимся;

- позволяет создать условия для порождения вопросов и проблем у учащихся( стимулирует творческое звено мыслительного процесса

Проведенная коррекционная работа дает следующие результаты

Параметры оценки

 Сентябрь

2013-2014уч.г

Ноябрь

2013-2014уч.г

Уровнь сформированности целеполагания

53%

60%

Уровнь развития контроля

Произвольность контроля

50%

58%

Осознание правил контроля

30%

37%

Уровнь сформированности коммуникативных УУД  

Умение договариваться друг с другом

75%

64%

Получать информац.

10%

26%

Оказание помощи

90%

94%

Качество обучения также растет

Сентябрь

2013-2014уч.г

Ноябрь

2013-2014уч.г

45%

55 %

ВЫВОДЫ

Я считаю, что необходимо большое внимание уделять развитию УУД, т.к.  от уровня сформированности УУД зависит успешность обучения. Приведу пример значения универсальных действий для успешности обучения в начальной школе.

Универсальные учебные действия

Результаты развития универсальных учебных действий

Значение универсальных учебных действий для обучения

Личностные действия:

-смыслообразование;

-самоопределение

Регулятивные действия

Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности.

Формирование рефлексивной адекватной самооценки.

Создание возможностей  обучения в зоне ближайшего развития ребенка. Формирование адекватной оценки учащимся границ «знания» и «незнания».обеспечение высокой самоэффективности в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные

Функционально- структурная сформированности учебной деятельности.

Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.

Достижение высокой успешности в усвоении учебного содержания.

Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Коммуникативные (речевые), регулятивные

Формирование внутреннего плана действия

Развитие способности действовать в уме, «отрывать» слово от предмета; достижение нового уровня обобщения

Коммуникативные, регулятивные

Развитие рефлексии – осознание учащимся содержания, последовательности и основания действий

Формирование  осознанности и критичности учебных действий

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /   – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  2. Баранникова  А.В. Мониторинг эксперимента/ – М.: АПК и ПРПО, 2003.
  3. Кузнецов А.А. О стандарте второго поколения / Биология в школе. – 2009. - №2
  4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М.: 1982.
  5. Рубцов В.В. Проблемы теории и практики развивающего обучения 
  6. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников /- М.:2011
  7. Интернет- ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"

В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....

Педагогический проект на тему: "Мой проект"

Педагогический проект отражает работу учителя с детьми по обучению проектной деятельности во внеурочное время, прилагается календарно-тематическое планирование на 1 класс....

Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»

Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...

Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»

Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...