Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа 2100.
рабочая программа (4 класс) по теме

Рабочая программа  по литературному чтению, 4 класс, программа 2100.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lit_cht.docx73.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №1 г.Липецка

СОГЛАСОВАНО

Председатель научно-методического совета ______________

Протокол №

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ гимназии №1 г.Липецка

_________________________

Приказ №.

Рабочая программа по литературному чтению

для 4Г класса

Учитель Михина Н. Б

2014-2015 учебный год

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование функционально грамотных людей – одна  из важнейших  задач  современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где  идет интенсивное  обучение различным  видам  речевой деятельности  – чтению и  письму,  говорению и  слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком –  один  из  основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цели и задачи программы

 развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

 овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших обучающихся; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

 воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших обучающихся, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Перечень нормативных правовых документов

 1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373».

3. Приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

4. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».

5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии МБОУ гимназии №1.

6. Авторская программа по литературному чтению Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Чтение и начальное литературное образование».

Сведения о программе.

     Рабочая программа  составлена на основе авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Чтение и начальное литературное образование» (2013г).

     Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

2.Общая характеристика учебного предмета.

В системе начального образования учебный предмет «Литературное чтение» занимает особое место и ставит достижение задач:

 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
  2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  2. приобщение к литературе как искусству слова;
  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для  достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебник «Литературное чтение» (3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для   учителя и  «Тетради  по  литературному чтению» для  учащихся.

В программе за основу  взят традиционный тематический принцип  группировки материала, однако в реализации этого  принципа есть  свои  особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретноисторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей.

Основными формами организации образовательного процесса по математике (другому предмету) являются:

- традиционный урок;

- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок исследования, урок театрализации и др.);

- защита проектов;

- экскурсия;

- другие.

В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

- технология формирования учебной самооценки;

- технология продуктивного чтения;

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения и др.

Виды и формы контроля:

-текущий контроль (техника чтения, декламация стихотворений, работа с текстом);

- промежуточная аттестация(интегрированный зачет).

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Литературное чтение» изучается в 4 классе три часа в неделю (105 ч. в год).

На изучение литературного чтения отводится 105 часов в учебный год (3 часа в неделю).

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание  себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

4-й класс

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • самостоятельно находить ключевые слова;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • формулировать основную мысль текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать иопределять свои эмоции;
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
  • видеть языковые средства, использованные автором.

6.Содержание учебного предмета.

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Произведения современной детской литературы разных жанров

.Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы 

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в. Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы. 

Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Четвероклассник должен также уметь читать осознанно текст про себя.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

Развитие умений: самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
  • проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
  • самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
  • устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
  • находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:

  • прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
  • самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
  • проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
  • формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • пересказывать текст по плану. 

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа

  • Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
  • Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).
  • Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.
  • Наблюдение над языком художественных произведений.
  • Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика

На уроках учитель знакомит обучающихся со следующими понятиями:

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Пролог и эпилог в художественном произведении . Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл). Баллада – рассказ в стихах . Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

 Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи

Обучение:

  • подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
  • составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
  • творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
  • составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
  • учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
  • выполнять творческие задания по прочитанному тексту.

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

(105 ч – 3 часа  в неделю)

Тематическое планирование

Основные виды учебной деятельности учащихся

Раздел 1

 «Любимые книги» (7 часов)

Раздел 2

«У истоков русской детской литературы» (14 часов)

Зарождение литературы

 (4 часа)

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт

 (3 часа)

Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых (7 часов)

Раздел 3 «XIX век. Путешествие продолжается» (34 часа)

Путешествия 3 – 5. Литературные сказки XIX века (15 часов)

Путешествия 6 и 7. Мир  природы приходит на страницы книг. Школа в Ясной Поляне (19 часов)

Раздел 4 «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (50 часов)

Путешествия 8 – 10. Мир  детства в произведениях поэтов и писателей XX века (18 часов)

Путешествия 11 – 15. Любимые рассказы, повести, стихи (32 часа)

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастера слова.

Отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывания

Чтение

 Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознан- но, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Вычитывать все виды текстовой вой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рас- сказ на основе предложения. Формулировать основную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке. Культура речевого общения Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст-рассказ- характеристику героя.

Высказывать аргументированно своё отношение к прочитанному , к героям. Культура письменной речи. Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предвари- тельной подготовки. Творческая деятельность. Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).

 Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге.

8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

-       Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Уроки литературного чтения по      учебнику « В океане света» 4 класс. – М.:: Баласс, 2013.

- Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве». 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2013.

- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Уроки литературного чтения по учебнику « В одном счастливом детстве» 4 класс. – М.:: Баласс, 2013.

- Соловейчик М.В. Я иду на урок в начальную школу (чтение). – М. Первое сентября, 2010.

- Кондранина Т.И. Чтение 4 класс: сборник тестов и упражнений по развитию навыков техники чтения. – М., 2010.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

- Антипова И.А. Очерки о детских писателях: справочник для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2009.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В Методические рекомендации для учителя. 4 класс.

Технические средства обучения:

интерактивная доска;

компьютер;

мультимедийный проектор;

мультимедийные  цифровые  образовательные ресурсы

  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

по плану

фактич

по плану

фактич

Часть 1

Раздел 1 «Любимые книги» (7 часов)

1

Первичный инструктаж по  ОТ на рабочем месте.

Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог».

1

1.09

2

 Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»  

1

3.09

3

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника».Глава I (ч.1 и 2)

1

5.09

4

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника».Глава I ( ч. 3)

1

8.09

5

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника».Глава I ( ч. 4)

1

10.09

6

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»

1

12.09

7

Обобщающий урок. Проверочная работа № 1 по разделу «Любимые книги»

1

15.09

Раздел 2 «У истоков русской детской литературы» (14 часов)

Зарождение литературы (4 часа)

8

 Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…».

1

17.09

9

«Повесть временных лет». «Расселение славян».  «Изобретение славянской азбуки».

1

19.09

10

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

1

22.09

11

«Поучение» Владимира Мономаха детям

1

24.09

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт (3 часа)

12

 Чудов монастырь. Справщик Савватий. Стихи Савватия

1

26.09

13

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина

1

29.09

14

Обобщающий урок. Проверочная работа№2 по разделу «У истоков русской детской литературы» (Путешествие 1)

1

1.10

Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых (7 часов)

15

С.Аксаков «Детские годы Багрова - внука». (гл.1)

1

3.10

16

С.Аксаков «Детские годы Багрова - внука». (гл. 2 и 3)

1

6.10

17

А.Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова»

1

8.10

18

Статьи Н.Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

1

10.10

19

 Сочинение в стиле нравоучительной статьи

1

13.10

20

А.Шишкова. Детские стихи. Рассказ «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».

1

15.10

21

Обобщающий урок. Проверочная работа№3 по разделу «У истоков русской детской литературы» (Путешествие 2)

1

17.10

Раздел 3 «XIX век. Путешествие продолжается» (34 часа)

Путешествия 3 – 5. Литературные сказки XIX века (15 часов)

22

И.Крылов. Басня «Слон и Моська»

1

20.10

23

И.Крылов. Басня  «Квартет»

1

22.10

24

А.Погорельский «Черная курица» (ч. 2,3)

1

24.10

25

А.Погорельский «Черная курица» (ч. 4,5)

1

27.10

26

А.Погорельский «Черная курица» (ч. 6)

1

29.10

27

Сказки и сказочники. Исторические рассказы А.Ишимовой

1

31.10

28

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»(ч. 1 – 9)

1

10.11

29

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»(ч. 10 – 15)

1

12.11

30

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»(Финал)

1

14.11

31

А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Болде»

1

17.11

32

Сказка В. А.Жуковского «Спящая царевна»

1

19.11

33

В.Даль «Война грибов с ягодами»

1

21.11

34

Устное сочинение-обработка народной сказки(подражание В.И.Далю)

1

24.11

35

Как надо писать для детей? А.Ишимова «Славяне»

1

26.11

36

Обобщающий урок. Проверочная работа №4 к разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 3 – 5)

1

28.11

Путешествия 6 и 7. Мир  природы приходит на страницы книг. Школа в Ясной Поляне (19 часов)

37

С.Аксаков «Детские годы Багрова – внука»

1

1.12

38

Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева о природе

1

3.12

39

Стихи А.Майкова и Ф.Тютчева о природе

1

5.12

40

Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

1

8.12

41

Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

1

10.12

42

Школа в Ясной Поляне. Учебные книги

1

12.12

43

Л.Н. Толстой «Два брата»

1

15.12

44

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»

1

17.12

45

Практикум «Учусь читать художественную прозу»

1

19.12

46

Контрольное чтение

1

22.12

47

К.Д.Ушинский «Столица и губернский город». ОДБ «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

1

24.12

48

К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога»

1

26.12

49

 Сочинение в форме  путевого очерка

1

29.12

50

К.Д.Ушинский «Наше Отечество»

1

12.01

51

К.Д.Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение- подражание Ушинскому

1

14.01

52

А.Куприн «Слон» (ч. 1 – 3)

1

16.01

53

А.Куприн «Слон» (ч. 4 – 5)

1

19.01

54

А.Куприн «Слон» (ч. 6)

1

21.01

55

Обобщающий урок. Проверочная работа №5 к разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 6 и 7)

1

23.01

Часть 2

Раздел 4 «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (50 часов)

Путешествия 8 – 10. Мир  детства в произведениях поэтов и писателей XX века (18 часов)

56

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (гл.1)

1

26.01

57

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (гл. 8)

1

28.01

58

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (гл.10 и 11)

1

30.01

59

Редакция «Воробья». Жидков и Маршак

1

2.02

60

Редакция «Воробья». Жидков и Маршак

1

4.02

61

Б.Жидков «Николай Исаич Пушкин»

1

6.02

62

К.И.Чуковский  «Серебряный герб» (глава 1 «Телефон»)

1

9.02

63

«Обериуты». Стихи Д. Хармса

1

11.02

64

Стихи Ю.Владимирова и А.Введенского

1

13.02

65

С.Сивоконь «Везите всё как есть, почитаем»

1

16.02

66

Е.Шварц «Два брата» (гл. 1 – 4)

1

18.02

67

Е.Шварц «Два брата» (гл. 5 – 8)

1

20.02

68

Б.Галанов «Книжка про книжки»(отрывок)

1

23.02

69

А.Н.Толстой «Фофка»

1

25.02

70

А.Н.Толстой «Кот- сметанный рот»

1

27.02

71

М.Пришвин «Изобретатель»

1

2.03

72

Статья С.Я.Маршака «Сила жизни». ОБЖ «Безопасность на воде»

1

4.03

73

Обобщающий урок. Проверочная работа №6 к разделу 4 «Век  XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 8 – 10)

1

6.03

Путешествия 11 – 15. Любимые рассказы, повести, стихи (32 часа)

74

В.В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий»

1

9.03

75

 А.Барто «Снегирь»

1

11.03

76

Ю .Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом» (ч. 2)

1

13.03

77

Ю .Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом» (ч. 3,4)

1

16.03

78

Ю .Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом» (обобщение)

1

18.03

79

Б.Галанов «Как найти  город Трёх Толстяков?». Практикум «Учусь работать с научно- популярным текстом»

1

20.03

80

Р.Фраерман «Гайдар и дети»

1

23.03

81

А.Гайдар «Тимур и его команда» (ч. 1,2)

1

1.04

82

А.Гайдар «Тимур и его команда» (ч. 3,4)

1

3.04

83

А.Гайдар «Тимур и его команда» (ч. 5)

1

6.04

84

Н.Носов «Федина задача». Итоговая контрольная работа Н.Носов «Федина задача»

1

8.04

85

В.Драгунский «Что любит Мишка»

1

10.04

86

Стихи А.Барто. Сатира или юмор?

1

13.04

87

Стихи Б.Захадера, Е.Благининой, Ю. Коринца

1

15.04

88

Стихи И.Токмаковой, Г.Сапгира, М.Мошковской

1

17.04

89

Стихи Э.Успенского, Саши Чёрного, В.Долиной. Миниатюры Г.Цыферова

1

20.04

90

Стихи Н.Матвеевой. ОБЖ «Когда кусают насекомые. Уступи змее дорогу»

1

22.04

91

Практикум. «Учусь читать лирический текст»

1

24.04

92

Обобщающий урок. Проверочная работа №7 к разделу 4 «Век  XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 11 – 15)

1

27.04

93

Пьеса- сказка С.Козлова «Снежный цветок» (картины 1,2)

1

29.04

94

Пьеса- сказка С.Козлова «Снежный цветок» (картины 3 – 5)

1

1.05

95

Пьеса- сказка С.Козлова «Снежный цветок» (картины 6 -8)

1

4.05

96

Контрольное чтение

1

6.05

97

К.Драгунская «Крайний случай»

1

8.05

98

К.Драгунская «Ерунда на постном масле»

1

11.05

99

Т.Собакин «Цвет ветра».

1

13.05

100

Т.Собакин  «До будущего лета», «Самолёт»

1

15.05

101

Обобщение. Берём интервью у детских писателей

1

18.05

102

Эпилог. Письмо к читателям

1

20.05

103

Внеклассное чтение. «Мои любимые книги»

1

22.05

104

Внеклассное чтение. «Мои любимые книги»

1

25.05

105

Внеклассное чтение. «Мои любимые книги»

1

27.05

Резерв

1

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению (ОС "Школа 2100") в 4 классе

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС на 2014/15 учебный год. Она включает в себя все основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содер...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс 2100

Рабочая программа к образовательной системе школа 2100...

Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по литературному чтению УМК Школа 2100 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению 3 классОбразовательная система "Школа 2100"по учебнику "В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевойв неделю 2 часа, за год 68 ч....

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева (2 класс)...