Аналитический отчет по теме "Использование ИКТ в начальной школе"
учебно-методический материал на тему

Добролюбова Елена Викторовна

Отчет по методической теме "Использование ИКТ в начальной школе" ( школа 2 вида)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet.docx59.86 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

СОДЕРЖАНИЕ

      ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ

                  КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  

                  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………………...

  1.      Основные понятия проблемы активизации познавательной

     деятельности……………………………………………………………………………

  1.      Психолого-педагогическое обоснование использования ИКТ

     для активизации познавательной деятельности

     учащихся с нарушением слуха в учебной деятельности…………  

  1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…
  2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….
  3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.  Работа по данной теме осуществлялась в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)общеобразовательная  школа-интернат II вида» .

Я работаю с категорией детей, имеющих нарушения слуха. Мои воспитанники  вследствие нарушения функций слуха не могут обучаться в массовой школе. Основной формой воздействия на учащихся являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся педагогами  и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив школы. Содержание занятий определяется программой, составленной  на основании требований Федерального компонента государственного стандарта 1 поколения  и Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида, допущенной Министерством образования Российской Федерации (2003).

Ребенок с ограниченным слухом, как и любой ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социум, рассчитанный на нормально развивающихся детей.

Поэтому задача коррекционной школы заключается в коррекции и развитии слуха и исправлении недостатков психофизического развития детей путем использования специальных методических приемов. В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему учащиеся продвигаются в своем развитии.

  Усвоение программного материала зависит от правильного выбора  методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях учащихся, об отклонениях в развитии, характерных для учащихся данной школы. Трудности в усвоении учебного материала нередко приводят к снижению интереса к учению.  Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.

Считаю, что именно использование информационно-коммуникативных технологий вызывает живой интерес и служит фактором активизации познавательной деятельности.

Использование компьютера и компьютерных технологий в работе учителя (обучение и коррекция, использование коррекционно-развивающих игр) обеспечит реализацию личностно-ориентированного подхода в организации учебной деятельности ребенка, а также даст рост возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию будущей трудовой деятельности детей с нарушением слуха. В этом я вижу актуальность проблемы.

Опираясь на теорию активизации учебной деятельности школьников (Т.И.Шамова,А.К.Маркова) и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К.Селевко, я обозначила основную цель моей педагогической работы:

Создание условий для активизации учебной деятельности младших слабослышащих школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе.

Для достижения поставленной цели мною  определены следующие задачи:

  • формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам;
  • повышение уровня обученности и качества знаний;
  • формировать информационно-коммуникационной компетенции;
  • совершенствование интеллектуальных способностей учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности;
  • развивать  навыки  самоконтроля школьников;
  • снижать  уровень  дидактических затруднений у учащихся;
  • формировать навыки работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Объектом исследования является процесс обучения русскому языку и математике.

Предметом исследования – использование компьютера при обучении общеобразовательным предметам  учащихся с нарушением слуха.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ

                  КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  

                  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1.     Основные понятия проблемы активизации познавательной

            деятельности.

Активизация познавательной деятельности есть процесс и результат стимулирования активности детей. Под активностью ребёнка в учебном процессе подразумевается такой вид деятельности отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний  и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Селевко Т.К. отмечает, что такого рода активность является следствием целенаправленных идеологических воздействий и организации соответствующей педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологией.

Объяснение понятия «познавательная деятельность» можно начать с определения, которое дает Щукина Г.И.: «обязательная, систематически совершаемая деятельность подрастающих поколений, назначение которой определено государством».

Близкие по смыслу к познавательной деятельности это понятия «учения» и «учебная деятельность», содержание которых раскрывается в следующих научно-педагогических подходах:

- деятельная теория учения (Гальперин П.Я. – поэтапное формирование умственных действий, учение понимается как специально организованный вид деятельности людей, в процессе которой они усваивают опыт предыдущих поколений);

- когнитивная теория (учение понимается как вид информационного процесса; фактическая деятельность человека отождествляется с процессами, происходящими в компьютерах. Либо – процесс учения остаётся в пределах психологии и описывается с помощью основных психических функций: восприятия, памяти, мышления);

- психологический подход (учение – фактор внутренней активности субъекта. Учение трактуется как основная предпосылка развития);

- кибернетический поход (процесс учения – сложная динамическая система.  Деятельность ученика протекает по схеме: получение информации, её переработка, получение информации о ходе познавательной деятельности от учителя или в результате самоконтроля; в случае необходимости – внесение в деятельность определённых корректив).

В психолого-педагогической литературе данные определения отражены следующим образом:

- учение – процесс приобретения и закрепления или изменения наличных способов деятельности индивида. Психологический словарь 1990;

- учение – целенаправленный процесс усвоения учащимися знаний, приобретенных умений и навыков для последующей практической деятельности. Педагогический словарь.

В определениях отдельных авторов:

- учение связано с усилием индивидов, усваивающие знания. Данилов М.Л.

- учение есть частный случай познания, познания облегченного, совершаемого под руководством учителя. Эрдниев П.М.

- учение как сложный познавательный процесс, в котором мыслительная деятельность учащихся носит характер овладения знаниями. Харламов И.Ф.

Нельзя говорить о полной взаимозаменяемости понятий «учение» и «познавательная деятельность». Познавательная деятельность предполагает большую степень самостоятельности школьника, чем учение.

Известно, что для познавательной деятельности характерны три уровня развития.

  1. Непосредственный интерес к новым фактам.
  2. Интерес к познанию сущностных свойств  предметов и явлений.
  3. Интерес к причинно-следственным связям, установлению общих признаков действия, выявлению закономерностей, проявляющихся в разных условиях.

Познавательная деятельность детей с нарушением слуха отличается нарушением   уровней. Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания это естественная потребность учащихся. Но она далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению её в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то, положительное, что оказывает влияние на познавательную деятельность учащихся с нарушением слуха.

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие ученые-дидакты: Бабанский Ю.К., Скаткин М.Н., Лернер И.Я., Пидкасистый П.И. и т.д.

Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности детей с нарушением слуха.

  1. Психолого-педагогическое обоснование использования ИКТ

     для активизации познавательной деятельности учащихся с    

     нарушением слуха в учебной деятельности

                 Поступление в школу – новый и чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Психологи отмечают, что для младших школьников характерна особая расположенность к усвоению нового, обостренная отзывчивость на окружающее, восприимчивость к внешним влияниям, впечатлительность и эмоциональность. Эти особенности детей младшего школьного возраста необходимо учитывать при организации их учебной деятельности и, прежде всего урока.  Степень  его влияния на усвоение знаний, развитие  познавательных интересов и способностей младших школьников зависят не только от содержания знаний, но и от способа организации учебного труда детей.  Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности , развитие речи слабослышащих школьников.

                Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы. Развитие активности, самостоятельности, творческого  подхода к делу- это требование самой жизни. Поиски путей познавательной  деятельности  у слабослышащих школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности- задача, которую призваны решать  педагоги.

                   «Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности» [1]. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения. Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать следующим требованиям:

  • развивать мотивы учения школьников на всех его этапах;
  • обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;
  • стимулировать учащихся по достижению учебно-познавательных целей;
  • обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

                  В начальной школе уроки должны яркими, эффектными, эмоциональными, а главное продуктивными. Только тогда  знания,  переданные детям запомнятся.

                  Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. В процессе обучения необходимо активизировать умственную деятельность детей, подводя их к самостоятельному определению причин и следствий. Для этого необходимо умелое сочетание наглядных и словесных средств обучения.

              Особенности восприятия и осмысления слабослышащими учащимися учебного материала связаны с особенностями их памяти.

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе коррекционной школы II вида сможет стать не только новым  новым средством обучения, но и важным средством коррекции психических функций слабослыщащих учащихся.

Их использование обеспечит:

  • усиление положительной мотивации учащихся и активизации познавательной и умственной деятельности;
  • усилит визуализацию восприятия учебного материала;
  • сможет показать уровень и виды необходимой помощи учащимися в процессе решения учебной задачи;
  • привлечение большего количества дидактического материала;
  • обеспечивается  дифференциация обучения;
  • расширяется возможность самостоятельной деятельности;
  • сформирует умение находить  эффективные способы решения задач специального обучения.

                 Использование компьютера и компьютерных технологий в работе учителя (обучение и коррекция, использование коррекционно-развивающих игр) обеспечит реализацию личностно-ориентированного подхода в организации учебной деятельности ребенка, а также даст рост возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию будущей трудовой деятельности детей с нарушением слуха.

                    Использование ИКТ на уроке позволяет реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  • принцип равенства позиций;
  • принцип доверительности;
  • принцип обратной связи;
  • принцип занятия исследовательской позиции.

                     В своей работе использую информационные технологии в следующих направлениях:

  1. Использование наглядности при проведении уроков.
  2. Создание и подготовка дидактических материалов (варианты    
  3. заданий, таблицы, памятки, чертежи, демонстрационные  
  4. таблицы и др.);
  5. Создание  и работа с мультимедийными презентациями на определенную тему по учебному материалу;
  6. Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
  7. Создание мониторингов отслеживания результатов обучения и коррекции;
  8. Создание  и проведение контрольных тестовых  работ;
  9. Коррекция развитие слухового восприятия  при прослушивании аудиозаписей по программе «Литературного чтения»
  10. Просмотр диафильмов, видеофильмов по учебным  программам;
  11. Коррекция и развитие психических процессов учащихся через применение развивающих игр;
  12. Закрепление учебного материала с помощью компьютерных игр по предметам.
  13. Работа над проектами.

  1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Познавательная деятельность - это деятельность особого склада, хотя  структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Познавательная деятельность – это направленность учебной деятельности на познавательный интерес. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Помогают развитию познавательной деятельности уроки с использование ИКТ.

Очевидно, что ИКТ – мощный инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.

        Организация учебного процесса в коррекционной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ выполняет определенную образовательную функцию, помогает ребенку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. На моих уроках ИКТ выступает как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

        Работу с использованием ИКТ стараюсь четко продумывать и дозировать, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта. Планируя урок, тщательно продумываю: место и способ использования ИКТ.

        На своих уроках применяю различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-проблемный, элементы поискового, коллективной познавательной игры для повышения эффективности усвоения знаний, умений, навыков, а также расширение кругозора учащихся.

Компьютерные технологии предоставляют мне большие возможности и для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Составляю карточки для «орфографических пятиминуток», устного счета, словарных картинных диктантов, проверочных работ по всем предметам и ключевым темам.

Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от

множества факторов. В том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

Д.К.Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас быстро понимает. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Для слабослышащих детей наглядность стоит на первом месте, так как все восприятие идет за счет зрительного анализатора. Использование наглядности тем более актуально, что в школах недостаточен необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций.  В своей работе я использую рассказ- беседа по рисунку, сравнение схем, показ диафильмов, кино, видеофильмов. Однако сама по себе наглядность еще не обуславливает высокого уровня усвоения учебного материала. Для этого необходима тесная связь процессов восприятия с процессами мышления. Чем содержательнее, активнее деятельность учащихся, связанная с наглядным пособием, тем эффективнее будет ее влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала. Поэтому  задача учителя состоит в том, чтобы организовать активное восприятие учениками демонстрируемых предметов и явлений. Значительную роль при этом являются вопросы и задания, словесные пояснения учителя. Активность учащихся, вызываемая предметами и словесными раздражителями, должна сочетаться с активностью логической, дополненной постановкой вопросов и заданий, требующих выделения главного и второстепенного, установления причинно-следственных связей.

Так на уроке «Окружающего мира» по теме  «Изменения в природе весной» я демонстрирую кинофильм Т.Журбиной «Весна», в котором демонстрируются изменения в живой и неживой природе весной. Активизацию работы учащихся на уроке я осуществляю следующим образом:

  • перед показом фильма на доске записываю ряд проблемных вопросов, на которые учащиеся должны   ответить после просмотра фильма.
  • после просмотра учащиеся отвечают на поставленные вопросы, затем предлагаю объяснить явления, которые учащиеся увидели в фильме, сделать зарисовки;
  • на основе данных форм работы и просмотра фильма  учащиеся делают вывод о том, какие  изменения происходят  в природе весной.

В своей работе использую различные схемы, таблицы. (Приложение , диск CD). Опорные схемы значительно облегчают работу ученикам и мне как учителю. Пользуясь ими, ученики извлекают нужную информацию при ответах на вопросы учителя и в практической работе. Кроме того, обращаясь к схеме, внимательно разглядывая ее, ученики имеют возможность вспомнить материал, достаточно большой по объему. Схема должна быть емкой, краткой и яркой. Они нужны при выполнении практических упражнений, во время проверочных и даже контрольных работ, для самопроверок, взаимопроверок и при выполнении самостоятельных работ.

При проведении грамматического разбора дети постоянно путают понятия названия предмета, название действия, названия признака, забывают на какие вопросы отвечает каждая категория слов, и как эти слова подчеркиваются. Составленная схема (Приложение )сразу облегчает работу и делает ее более интересной. Те дети, которые по уровню своего развития понимают схему и могут пользоваться схемой, с большой охотой занимаются грамматическим разбором предложений, почти не допускают ошибок. Слова обозначает, отвечает, которые учащиеся находят на схеме, облегчает им рассказ о частях речи.

В схеме «Предложение» (Приложение ) сконцентрированы основные сведения о предложении. Здесь дети находят все, что они выучили о типах предложений по интонации, и все, что они знают о членах предложения. Можно впоследствии дополнить сведениями об однородных членах предложения и о знаках препинания перед союзами и, а, но.

Схема «Имя существительное» Приложение )отражает все теоретические понятия, связанные с темой «имя существительное». Число, род, падеж и склонение являются понятиями отвлеченными, и учащиеся их не связывают в целостное понятие об имени существительном как части речи. Предлагаемая схема дает детям возможность соединить в целое разные признаки, отражающие особенности данной грамматической категории.

Работа над рассказом с опорой на схему способствует развитию речи, учит отвечать доказательно, используя в качестве иллюстрации необходимый языковый материал.

Имея перед глазами схему, школьники научаются последовательно излагать сведения, имеющиеся у них по данной теме.

Основное назначение схем – помощь в практической деятельности при выполнении практических письменных работ. По этим схемам ученики воспроизводят в памяти все, что нужно для выполнения задания, и проверяют правильность написанного.

При этом ученики не чувствуют себя беспомощными, у них исчезает скованность, страх перед ответом.

При работе со схемами возможен дифференцированный подход к опросу учащихся, учет возможностей того или иного школьника.  

В своей практике я использую мультимедийные презентации и компьютерные обучающие и развивающие программы  по предметам:

Русский язык. Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно.         

Я  систематизировала и пользуюсь с успехом использую на различных этапах урока  презентациями, взятыми через ресурсы Интернета, а также разработала ряд своих собственных презентаций по следующим темам:

На уроках обучения грамоте пользуюсь следующими компьютерными программами: «Незнайкина грамота», «Несерьезные уроки. Буквы и цифры», «Баба-Яга учится читать».

Математика. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует качеству усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов.  Для достижения целей использую в своей работе презентации, развивающие игры, программы, чертежи, таблицы, схемы, тесты. Систематизированы мультимедийные презентации по следующим темам:

Пользуюсь следующими программами и играми: «Несерьезные уроки- Учимся считать», «Веселая математика», «Арифметика -2» , «Планета чисел», «Алик скоро в школу», «Лунтик -математика для малышей», «Учим цифры», «Приключения на планете чисел», «Улица Сезам – Учимся считать», «Гав! Два! Три!»

        Я создаю  собственные электронные ресурсы, так как готовые  не всегда соответствуют  требованиям образовательного процесса  нашей  школы. Составляю свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к  тому же в этом строе, материал располагаю в нужном порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки.

Так например, по теме «   «  я создала презентацию….

и составлены  итоговые контрольно-тестовые задания  для 4 класса.

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора изучают количественные соотношения или состав числа.

Для наилучшего представления условия задач и выбора способа ее решения можно использовать главных героев задачи, схемы, таблицы, с помощью которых решаются, например задачи на нахождение цены, количества, стоимости или задачи на движение. Эти приемы активизируют деятельность учащихся.

Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать

Литературное чтение. Для коррекции и развития слухового внимания учащихся активно использую в своей деятельности  прослушивание аудиосказок и аудиорассказов по учебной программе:

Прослушивание аудиодисков не только развивает и корректирует слуховое внимание детей, но и служит образцом правильной, выразительной речи.

Для активизации познавательной деятельности учащихся  на уроках литературного чтения включаю просмотр диафильмов:

и видеофильмов:

Просмотр диафильмов и видеофильмов помогает составить более полное представление о мире литературных героев, об окружающем нас мире. Развитию познавательной активности, расширению кругозора способствуют правильно подобранные компьютерные игры «Мир природы», «Хочу все знать».

Я разработала  и пользуюсь на уроках литературного чтения презентацией  «Портреты писателей и поэтов»   к учебнику для 5 класса школы глухих «Книга для чтения»  Е.Г. Речицкой.

Окружающий мир. Уроки окружающего мира считаются самыми интересными и сложными при подготовке к уроку. Этот предмет сложен потому, что охватывает большой круг вопросов. А интересен тем, что учитель и ученик являются наблюдателями, экспертами, учавствуют в поисковой деятельности, цель которой- найти что-либо загадочное, раскрыть тайны окружающего мира.  Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. Некоторые демонстрационные материалы сопровождаются дикторскими комментариями, отчего сам процесс просмотра становится еще более зрелищным и познавательным. Использование компьютера повышает интерес к предмету.

В своей работе использую программы «Живая природа»,  «Фрукты», Антошка. Невероятное Сафари»,  «Мир за  твоим окном»

 На диске № 3 систематизированы следующие презентации:

Мною разработаны мультимедийные презентации для уроков окружающего мира по следующим темам:

Для коррекции и развития психических процессов учащихся в своей работе активно использую такие компьютерные программы, как  серия Несерьезные уроки – «Учимся мыслить логически», Развиваем реакцию», «Учимся думать», «Учимся запоминать»,  а также «Баба-Яга – пойди туда, не знаю куда», «Размышлялки», «Белка и Стрелка», «Искатель», «Развиваем память», «»Рисуем. Учимся. Играем».  

Все учащиеся моего класса имеют базовые навыки владения компьютером и ими созданы электронные презентации к  собственным учебным проектам «Можно ли вырастить овощи на подоконнике» и «Чтобы  радость дарить- нужно добрым и вежливым быть».

Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

- четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

- уточняю, где и когда буду использовать информационные технологии;

-согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

- учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации.

Методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием информационных технологий.

  1. Методика организации компьютерного практикума на уроках математики, русского языка ( деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями)
  2. Методика использования творческих заданий на уроках окружающего мира и литературного чтения.
  3. Методика использования обучающее-контролирующих программ на уроках математики, русского языка, окружающего мира (образовательные игры, обучающие игры). В обучающих программах, таких как «Гарфилд первоклассникам» изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ позволяет ребенку воспринимать их как «игры». Множество игровых ситуаций и занимательных заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным, активизируют познавательные способности учащихся. С большим интересом дети составляют слова, вставляют буквы, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают правила правописания, таблицу умножения.

Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности мне как учителю, так и учащимся, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций, видеофрагментов, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор  и углубить свои знания.

С первого класса я применяю такие программы для работы со всем классом, где предполагается возможность соучастия детей в процессе обучения.  Изначально я работала за клавиатурой, а в последствии и сами учащиеся, совместно обсуждался материал, который выводился на монитор.

  1. Методика использования контрольно-тестовых заданий. Преимущества тестового контроля: объективность оценки, достоверность информации, надежность. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты представляют собой варианты карточек с вопросами с несколькими вариантами ответов, из которых ученик выбирает правильный. Работа проводится индивидуально. Мною разработаны контрольно-тестовые задания по грамматике  и математике за 4 класс.
  2. Метод проектов в сочетании с технологией ИКТ. Суть проектов заключается в  максимально самостоятельном освоении школьниками учебного материала и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Используемый мною метод проектов позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических задач, что сближает школьное образование с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.

Методика работы над проектами:

  • Подготовка детей к работе над проектом.
  • Выбор проблемы, постановка гипотезы.
  • Сбор информации.
  • Реализация плана действий.
  • Подготовка к защите проекта.
  • Презентация проекта.
  • Рефлексия.

Вот один из примеров проектной деятельности моих детей.  При прохождении темы «Овощи» детям был дан проблемный вопрос: а можно ли  в комнатных условиях вырастить овощные культуры, и какие условиях для этого потребуются? Ребята собрали всю информацию через различные источники: беседы со взрослыми, литературу, Интернет ресурсы, провели исследовательскую деятельность- посадили семена овощных культур и начали выращивать в различных условиях, сделали выводы. Затем с помощью компьютерной программы подготовили электронную презентацию и защитили проект.

Формы организации уроков с использованием ИКТ:

  • Самостоятельные работы
  • Компьютерные практикумы
  • Творческие задания
  • Проекты
  • Деловые игры
  • Зрительные диктанты
  • Тестовые задания
  • Разноуровневые работы
  • Контрольные работы
  • Фронтальный опрос
  • Викторины
  • Самоконтроль

Алгоритм проведения урока с применением ИКТ:

  1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.
  2. На этапе актуализации знаний. Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность учащихся в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке. Традиционно сложившаяся часть урока – актуализация знаний подготавливает к изучению нового материала. От этой части урока непосредственно зависит познавательная активность и интерес учащихся к новому материалу.??????????
  3. Таким образом, актуализация знаний как этап урока имеет большое    значение для активизации внимания учащихся, для формирования познавательного интереса к изучаемому материалу.

  1. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе и воспроизведение знаний при тестировании либо опросе с данным вопросным планом.
  2. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель. На экране с помощью видеоряда, звука и текста происходит объяснение нового материала. Я координирую, направляю, руковожу и организую учебный процесс. Для этого этапа урока для учащихся интересны презентации, созданные в программе Power Point.

В этап урока изучение нового входит работа со словарными словами. Правописание трудных слов – одно из направлений русского языка. При изучении этих слов я использую презентацию. Презентацию я разработала для применения в практической работе со словарными словами. (Приложение 12, диск CD)

Презентация построена таким образом:

- сначала ребята отгадывают слово с помощью загадки;

- проговаривают слово, находят ударный слог;

     - ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму;

- затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя (смысл слова);

- делят слово на слоги;

- подбирают к слову однокоренные слова;

- следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом;

- составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.

Такая работа поможет реализовать один из принципов работы с трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику. В эмоционально окрашенных текстах, как правило, встречается несколько слов с трудным написанием. Это позволяет многократно возвращаться к ранее изученным словам, закреплять их написание в контексте письменной речи и способствуют лучшему запоминанию слова – “запоминание с пониманием”. Использование загадок, стихотворений при изучении слов с трудным написанием поддерживает эмоциональный настрой ребёнка на выполнение задания, интерес, позволяет избежать процесса монотонности процесса усвоения новых знаний, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению.

  1. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.

Так, на уроке окружающего мира  по теме «Дикие животные. Лось» (приложение 5), на данном этапе урока использовала составление рассказа с опорой на вопросы и схематический план. На другом уроке окружающего мира по теме «Зимующие и перелётные птицы» (приложение 1), дети работают индивидуально, селят в «домики» птиц: перелётные и зимующие. Затем свою работу проверяют по слайду, где постепенно появляются птицы в соответствующих домиках.

Компьютерные технологии предоставляют мне большие возможности и для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Составляю карточки для «орфографических пятиминуток», устного счета, словарных картинных диктантов, проверочных работ по всем предметам и ключевым темам.

         Итак, уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, один из самых  важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет и на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

- обеспечить положительную мотивацию обучения;

- развивать и корректировать слуховое восприятие учащихся;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

        Информационные технологии применяю не только в образовательном процессе, но и в воспитательной работе.Тематические классные часы планирую и провожу при поддержке ИКТ. Это позволяет обеспечить положительную мотивацию, создать условия для получения полной и доступной информации по выбранной теме.  Дети с интересом принимают участие в классных часах с использованием ИКТ. (Приложение  15, диск CD)

 Для разработки классных часов использую материалы интернет-сайтов: «Завучинфо», «1 сентября», «Сеть творческих учителей» и другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема выбора технологии обучения, позволяющей создать адаптивную среду для активизации познавательной деятельности учащихся, актуальна и требует решений. В своей педагогической деятельности как одно из средств активизации использую информационно-коммуникационную технологию обучения. Практическая деятельность показывает, что у учащихся формируются образовательные компетенции, реализуются творческие возможности. 

Использование ИКТ на уроках русского языка, чтения и во внеклассной деятельности позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал учащихся. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование иллюстраций, рисунков, анимации, различных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Мой личный опыт применения ИКТ и опыт коллег нашей школы позволяет мне с уверенностью судить об эффективности воздействия ИКТ на развитие детей с нарушением интеллекта. Анализируя результаты диагностики познавательной деятельности учащихся 4 - 6 класса можно сделать вывод о том, что увеличилось число учащихся с развитым словарным запасом активной лексики русского языка. Повысились показатели  общего и речевого развития, необходимых для хорошего развития познавательной деятельности учеников. (Приложение 16, 17,18,19, 20)  

ИК-технологии позволяют осуществить более индивидуальный подход к ребенку и обеспечить возможность подбора каждому ребенку заданий, адекватных лично для его темпа и способа усвоения знаний.

Наблюдения показали, что ИКТ формирует у наших школьников умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом. ИКТ способствует развитию творческих способностей, воображения, практических умений. Расширяет кругозор представлений об окружающем мире, обеспечивается взаимодействие и  общение с окружающим миром. Под воздействием ИКТ происходит преодоление негативных качеств формирующегося характера, коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере, поведенческих отклонений. Дети с нарушением интеллекта лучше воспринимают информацию и запоминают учебный материал, когда на уроке используется наглядность. Компьютер позволяет улучшить качество предложенной наглядности. Использование ИКТ помогает мне эффективно использовать пространство урока. ИКТ способствует:

-стимулированию речемыслительной деятельности учащихся;

-развитию речи, расширению словарного запаса;

-повышению интереса к изучаемому материалу;

-стимулированию развития воображения;

-созданию эмоционально-нравственных ситуаций на уроке;

-развитию эмоциональной сферы учащихся;

- активизированию познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта.

Подводя итоги работы по теме,  могу сказать, что вопрос активизации познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка, чтения представляет сложную проблему. В связи с этим проблема изыскания методических путей активизации познавательной деятельности учащихся применительно к грамматике и правописанию остаётся  актуальной  и по сей день. В связи с поиском эффективных приемов обучения, исходя из опыта своей работы, я  предлагаю использовать следующие  методы и способы активизации учебной деятельности.

Методы и способы активизации учебной деятельности

  1. Использование частично исследовательских технологий; ведущий метод – частично-проблемное  обучение;
  2. Использование  нетрадиционных типов  уроков;
  3. Межпредметная интеграция;
  4. Использование игровых технологий; ведущий метод-игра;
  5. Использование информационных технологий;
  6. Использование коммуникативных технологий; ведущий метод-общение;
  7. Использование блок-схем, опор;
  8. Творческая работа учащихся.

Только комплексное применение этих способов и методов обучения способствует активизации познавательной деятельности учащихся не только на уроках русского языка, но и во всей учебной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.: Владос,1999.
  2. Баранов С. П. Сластенин В. А. Педагогика - М., 1986.
  3. Баранов С. П. Сущность процесса обучения - М., 1981.
  4. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург, «Издательство АРГО», 1996.
  5. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.
  6. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1965.
  7. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. - М., 2005.
  8. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  9. Коджаспирова Г. М., Петров К. В.. Технические средства обучения и методика их использования/  Коджаспирова Г. М., Петров  К. В. – Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2001.
  10.  Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. М.: АСТ, 2004.
  11.  Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979.
  12.  Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996.
  13.  Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.
  14.  Розов Н.Х. // Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы. – Информатика. - 2005. - №6.
  15.  Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993.
  16.  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  17.  Селевко Г., Селевко А. Социально-педагогические модели и комплексы // Социальная педагогика, 2003 - №3 – с.5-13.
  18.  Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика: Издательский центр "Академия", 2002.
  19.  Словарь синонимов и антонимов русского языка. Санкт-Петербург, 2005.
  20.  Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка//Начальная школа, 1995. № 6.
  21.  Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.
  22.  Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979.
  23.  Чуприкова Н. И. Умственное развитие в обучении - М., 1995.
  24.  Щукина  Г.И. проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971.
  25.  Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение.
  26.  Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.
  27.  Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.
  28.  Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М., 1975.
  29.  Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
  30.  Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.

 

ИНТЕРЕНТ САЙТЫ

http://festival.1september.ru

www.informika.ru 

http://www.shishkova.ru

http://www.it-n.ru 

www.zavuch.info 

www.edu.ru 

www.ucheba.com/met_rus 

www.ucheba.com/ur_rus 

www.ucheba.com/pos_rus 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет "Развитие речи учащихся начальной школы"

Из опыта работы: формы, методы и приемы работы над развитием речи учеников. работа над проектом в начальной школы....

Аналитический отчет учителя начальных классов.

Дана краткая аналитическая справка об итогах деятельности за отчетный период....

Статья "Аналитический отчет по введению ФГОС в начальной школе"

Материал может быть использован в МО начальной школы....

Отчет по предметно-методической неделе начальной школы

В данном материале представлен отчет по итогам проведения методической недели  " Радужная неделя" в начальной школе....

Презентация Аналитический отчет за межаттестационный период учителя начальных классов

Презентация "Аналитический отчет за межаттестационный период учителя начальных классов"...