Возможности интеграции основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС
опыты и эксперименты (1 класс) на тему

Бузина Татьяна Васильевна

Использование педагогических технологий и методов на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся по дополнительной образовательной программе "Волшебный клубок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности интеграции основного и дополнительного

образования в рамках реализации ФГОС

С введением новых стандартов в образовательную практику окончательно вошел термин «деятельность». Значит, сегодня учебный процесс должен быть «деятельностным», дети должны получать не готовые знания, а добывать их в процессе своей деятельности. При этом важна не просто активность детей, а такой образовательный процесс, в ходе которого у них формируется умение ставить цели, делать выбор, принимать решения и доводить их до исполнения, формируется способность к саморазвитию, самоорганизации.

Главное в реализации технологии деятельностного метода обучения состоит не в том, чтобы воспитанник знал больше, а в том, чтобы он умел добывать нужные ему знания, умел применять их в жизни.

При разработке дополнительной образовательной программы «Волшебный клубок» для 1 класса начальной школы я старалась создать не просто руководство по изготовлению тех или иных поделок, но и условия для развития у детей интеллекта, творческих способностей и социальных компетенций.

Содержание учебного материала интегрируется с учебной программой по технологии для 1 класса по программе «Школа России» (Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.) и построено таким образом, что создаются условия для развития мышления и формирования универсальных учебных действий.

На занятиях объединения «Волшебный клубок» дети не просто осваивают приемы ручной работы, а учатся размышлять и осуществляют активную познавательную деятельность.

На своих занятиях я использую педагогические технологии и методы на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это:

- технология проблемного обучения

- деятельностная технология

- кейс – технология

- метод проектов

- модерация ( активные методы обучения)

- арт – технология

- квест технология.

Кейс - технология это ситуационная методика обучения. Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. На занятии после самоопределения к деятельности я представляю детям кейсы. Кейсы состоят из описания проблемной ситуации, вопросов и заданий, которые детям необходимо выполнить. Работа проводится в группах по 3-4 человека. После обсуждения проблемы, выводов и разработанного плана действий следует творческая деятельность учащихся и рефлексия.

Метод модерации предполагает определенную структуру занятия с использованием активных методов обучения. Модерация позволяет гармонично сочетать передачу педагогом новой информации и её самостоятельную активную переработку и осмысление учащимися. Модерация дает возможность педагогу полностью учитывать индивидуальные и психофизиологические особенности детей, обеспечивая комфортное увлеченное обучение.

Для эффективного и результативного обучения я использую активные методы обучения соответственно этапам занятия:
- 1 Инициация - методы начала занятий: «Поздоровайся локтями», «Подари улыбку», «Ассоциации», зачитывание отрывков литературных произведений, отгадывание анаграмм;
- 2 Погружение в тему – сообщение целей занятия: прием «Волшебный мешочек» (при изучении темы «Инструменты и материалы» дети на ощупь угадывают содержимое мешочка), метод «Доскажи-словечко» (отгадывание загадок по теме), метод «Расшифруй слово»;

- 3 Формирование ожиданий – выяснение целей, ожиданий, опасений: метод «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Солнечный зайчик» заранее готовятся небольшие кружочки – зайчики и детям предлагается выбрать по одному кружочку - зайчику в соответствии с его сегодняшним настроением. Белый – спокойное, желтый – радостное, синий - если грустно или не комфортно. На зайчиках нужно написать,  что вы ждете от сегодняшнего занятия. В конце мероприятия обращается внимание обучающихся на достижение целей занятия. И участники с обратное стороны могут нарисовать такой смайлик, какое у них настроение в конце мероприятия и прикрепить на доску в форме солнышка.

- 4 Интерактивная лекция - представление нового учебного материала: лекция с использованием презентации, метод «Каждый учит каждого»;

- 5 проработка содержания темы - методы самостоятельной работы, во время которой педагог перестает контролировать учащихся, становясь для них консультантом: метод «Творческая-мастерская», а для повторения и запоминания новой темы используется упражнение «Словотоки». Детям раздаются карточки двух цветов. На  карточках одного цвета написаны слова, термины которые были изучены на занятии, на карточках другого цвета – значения, определения, расшифровка этих слов. Но есть и и карточки-обманки! По сигналу педагога обучающиеся ищут пару для своего слова или для своего  значения слова. Затем происходит оглашение результатов. Воспитанники корректируют неправильные ответы;

- 6 методы рефлексии и завершения занятия, где проводится анализ и оценка деятельности всех участников образовательного процесса, подводится итог занятия: «Ромашка» - дети отрывая лепестки цветка отвечают на вопросы, относящиеся к теме занятия,   «Ладошка» - дети рисуют свою ладошку и на каждый пальчик ребенок дает ответ (1 – мне было трудно…2 – для меня было недостаточно… 3 – я получил рекомендации по… и другие). Метод «Ресторан», когда в конце занятия я предлагаю представить, что сегодняшний день дети провели в ресторане, и теперь шеф-повар просит ответить на вопросы ( я съел бы еще этого…,больше всего мне понравилось…, я переел…и-другие), метод «Светофор» каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий.
- 7 эмоциональная разрядка – (разминки): физминутки «Земля, воздух, огонь и вода», «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту».
Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Арт – технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создает условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощенности. Арт технология это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Сценарии таких занятий включают роли, описание функций, одежды и требуют предварительной подготовки.

В программе «Волшебный клубок» запланированы занятие – театрализация, занятие – сказка, занятие – заочное путешествие. При изучении темы «Сочетание цвета» используется классическая музыка и репродукции картин.

Арт – технологии нередко называют арт терапией. Такие занятия эффективны при нарушенной адаптации, с целью психологической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении. Искусство помогает осваивать сложный материал, являясь не целью, а только средством познания.

Использование образовательного веб – квеста на занятиях многократно повышает интерес детей и родителей к прикладному творчеству. Образовательный веб – квест – это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают дети совместно с родителями, выполняя ту или иную учебную задачу.

Веб – квест технология интересна тем, что строится как увлекательная игра. Современные дети очень любят компьютерные игры, где их герой выполняет различные действия (собирает бонусы, отгадывает загадки, проходит препятствия). Работа с веб – квестом схожа с компьютерными играми, здесь ребята, объединившись в мини группы самостоятельно «путешествуют» по заданным педагогом ссылкам, собирают необходимую информацию, выполняют предложенные задания.

Разработанный мной веб – квест «Вязаная игрушка» занимает до трех занятий. Итог занятий – создание инструкционной карты «Правило круга», презентация работ с использованием данного метода изготовления игрушек, а так же творческая работа – изготовление вязаного изделия по предложенным схемам – образцам.

Так же на занятиях используются веб – квесты «Путешествие в мир игрушек» - автор Кузьмина Е.Л., «Город Мастеров» - автор Веснина Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе.

Предназначение школы  состоит в том, чтобы школьники  смогли овладеть системой компетенций, которая позволит им в дальнейшем повысить  свой образовательный уровень, овладеть профе...

Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одаренной личности

Интеграция основного и дополнительного образования на примере ГБОУ СОШ "Центр образования" пос.Варламово м.р.Сызранский...

Основные педагогические технологии инклюзивного образования в рамках реализации ФГОС

Одно из требований к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личнос...

Статья на тему "Интеграция основного и дополнительного образования в процессе реализации образовательной программы "Творческая мастерская""

Большие возможности для удовлетворения индивидуальных, личностных потребностей, общения, обогащения  и   совершенствования личного опыта могут предоставить...

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Современная система образования в России ориентирована на построение единой образовательной среды, обеспечивающей целостное, непрерывное развитие личности [4]. Внедрение Федеральных государственных об...

Взаимодействие детского сада и учреждения дополнительного образования в рамках реализации сетевых программ (из опыта работы по дополнительной программе "Знайка")

В статье расматриваются вопросы  организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях и школах. Представлены формы мероприятий, п...