Представление опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе.
статья по теме

 

Предназначение школы  состоит в том, чтобы школьники  смогли овладеть системой компетенций, которая позволит им в дальнейшем повысить  свой образовательный уровень, овладеть профессией и самоопределиться в жизни.

     Важен свободный выбор видов и сфер деятельности, сообразный  интересам и потребностям  и основанный на принципе добровольности. Этому, на мой взгляд,  способствует  взаимодействие основного и дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_raboty.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе (Камаева Ж.А.)

Кадр 1

     Предназначение школы  состоит в том, чтобы школьники  смогли овладеть системой компетенций, которая позволит им в дальнейшем повысить  свой образовательный уровень, овладеть профессией и самоопределиться в жизни.

     Важен свободный выбор видов и сфер деятельности, сообразный  интересам и потребностям  и основанный на принципе добровольности. Этому, на мой взгляд,  способствует  взаимодействие основного и дополнительного образования.

     В Государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, подготовленном Российской академией образования, отмечается, что организация занятий по направлениям внеурочной  деятельности  является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

    Я представляю личный опыт работы по интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе за последние 4 года.

Кадр 2

         В нашей гимназии широко представлена возможность выбора детьми занятий, что называется «по душе»: хореография, вокал, обучение игре на музыкальных инструментах, прикладное творчество, изостудия и другие.

        В соответствии с этим строится образовательно-воспитательный процесс, взаимодействие основного и дополнительного образования,  что способствует развитию творческой одаренности учащихся и развитию интереса к обучению.

Кадр 3

     Так, работая в классе хореографической направленности, я на общеобразовательных уроках использовала желание и умение детей выразиться в танце.

      В рамках предмета «Окружающий мир» при  изучении темы: «Зубы» (окружающий мир, 3 класс), ученики читают  текст учебника, готовят сообщения и рисунки, встречаются  со школьным врачом, а хореограф Новак Э.А.  поставила  танец, в котором дети выступали в качестве зубов, бактерий и зубной щетки. Шутливый танец помог актуализировать  правила гигиены за полостью рта, внес интересный момент в урок и дал возможность почти трети части класса реализовать себя в танце.

Кадр 4

     На литературном чтении в 4 классе при изучении произведения Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», учащиеся вспомнили, что изучали творчество композитора П.И.Чайковского и его балет «Щелкунчик» на уроках музыки и  предложили  провести праздник искусств, на котором они показали бы свои творческие способности. Через неделю подготовки мы провели данное мероприятие. Учащиеся не только делились впечатлениями и зачитывали фрагменты литературного произведения, но и смотрели фрагмент балета по музыкальному произведению П.И.Чайковского «Щелкунчик», затем рисовали героев сказки и делали объемные игрушки из картона и цветной бумаги.

       Две  ученицы, которые обучаются игре на музыкальном инструменте, специально для этого праздника разучили фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского и исполнили его на фортепиано.

В таких мероприятиях  задействован  весь класс. А уроки становятся событием для детей.  Предоставляется  возможность  показать себя в различных видах деятельности.

Кадр 5

       Разработка данного урока была представлена на  областном конкурсе интегрированных уроков и отмечена дипломом 2 степени.

Кадр 6

      Творческие способности, полученные на занятиях дополнительных образовательных услуг, дети активно применяют   на основных уроках.  Приведу пример урока, который я проводила в 4 классе. После объявления темы предстоящего урока – Погода -  начинается  «мозговой штурм». Дети   предлагают  идеи, связанные с темой для изучения. Создалась  сетка, на которой я  фиксировала предложения детей.

         Так, тему «Погода» можно рассмотреть интегрируя  литературу,  математику, естествознание, подключая факты из таких областей знаний, как языкознание, метеорология  и жанры искусства.

      Учащиеся предлагают то, что им интересно, в какой области они с удовольствием будут вести поиск материала. На это дается 2-4 дня. Затем, проводится урок, на котором выступают учащиеся в роли искусствоведов, метеорологов, актеров, чтецов – риторов, математиков и так далее. Раскрывается тема, в которой учащиеся принимают активное и творческое участие.

        На уроке был представлен и танец дождя, и поэтическая минутка, и изучена геометрическая форма снежинки, сравнивались замеры температуры по Цельсию и Фаренгейту и т.п.

      Такой интегрированный урок  дает возможность детям обменяться идеями и приобретенными знаниями, размышлять, сравнивать, измерять, узнавать; развивает  речь. А главным образом – выбор той области для познания, которая интересна индивидуально каждому.

Кадр 7

       Интересным получился урок по окружающему миру, где пригодились навыки, полученные на уроках литературы, математики. Урок начинался с единственной точки на доске, обозначенной буквой М и темы. Дети делали предположения, что может из себя представлять тема «Золотое кольцо России». По ходу работы, от данной точки образовывалось «кольцо» из городов, с их особенностями и достопримечательностями.

Кадр 8

      Принцип интеграции оправдывает себя и во внеурочной деятельности. Так, ко Дню Матери  ребята  предложили провести классный час с мамами и придумали интересную форму его проведения: игровой экзамен для мам. Всем классом придумывали вопросы по всем изучаемым предметам, затем выбирались лучшие и интересные. Дети приготовили программу с конкурсами, песнями и инсценировками. А мамы вспомнили детство и побывали в роли учениц. Они отвечали на вопросы детей. Было интересно смотреть, как дети экзаменуют своих родителей-мам.

     Данная методическая разработка и фотографии представлены на школьном сайте.

---------

      Второй год  проводится  экспериментальный спецкурс «Хочу всё знать», разработанный и апробированный мною. При посещении данного курса у детей появилось желание  участвовать в конкурсах, олимпиадах и различных проектах, чтобы попробовать свои силы в разных областях знаний.  На спецкурсе они с удовольствием готовятся к выступлениям на городских площадках.

Кадр 9

     Мы приняли участие в конкурсе «По дорогам национальных сказок» от детско-юношеской организации «Улей», на уроках внеклассного чтения знакомились со сказками, а на уроках творчества создавали  рисованный диафильм к народной сказке.

 Похожая работа проведена в рамках городской программы «Дорогою добра», где дети представляли творческие работы по теме: «О чем рассказала легенда моего народа»

Кадр 10

     Мы с удовольствием приняли приглашение участвовать в городской программе «Летопись города». Тему «Космос», которая изучается на уроках по ознакомлению с окружающим миром, мы углубляли на спецкурсах и выступили с проектом. А наглядность (модели планет ) изготавливали на уроках технологии в технике папье-маше.

Кадр 11

   Практически все занятия спецкурса «Хочу всё знать» интегрированы. Например, рассматривая тему: «Класс  птиц», дети много узнали  нового, а помогли в этом и знания по математике.

Кадр 12

    Опытом своей работы я делилась с коллегами как в рамках нашей гимназии, так и на Всероссийской и областной научно-практической конференции «Создание интегрированного образовательного   пространства для развития детской одаренности: детский сад-школа-университет».

Кадр 13

    Охотно сотрудничают и интегрируют урочную и внеурочную деятельность и мои коллеги. Мы не только с хореографами и педагогом по прикладному творчеству сотрудничаем, но и с учителями «среднего и старшего звена». Например, на данном семинаре мы представляли интегрированный урок технологии, который проходил в 3 А и 5 Б классах. При этом младшие дети много узнали от старших, а пятиклассники получили возможность показать свои умения младшим.  + Кадр 14

Кадр 15

Ещё одним итогом работы по интеграции  стала победа во Всероссийском  интегрированном молодежном чемпионате «Старт».

Кадр 16

      Развитие познавательного интереса к обучению у ребят, дает возможность делать учебный процесс интереснее, т.к. ученики активно и творчески подходят к изучению учебного материала.

    Педагогический коллектив  гимназии № 13 рассматривает дополнительное образование  как равнозначную часть основному образованию. Сложившийся блок дополнительного образования — неотъемлемая часть  целостного образовательного процесса. Он дает широкие возможности личностного развития детей и возможность интегрировать воспитательный и образовательный процессы, формировать активную жизненную  позицию и инициативу  детей.

Кадр 17

Список используемой литературы:

  1. Журнал «Заместитель директора школы по воспитательной работе» №8,2009
  2. Камаева Ж.А. статья в сборнике «Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад-школа-университет» Томск 2010
  3. Уолш К.Б. «Создание классов, ориентированных на ребёнка», Бишкек 1998
  4. http://standart.edu.ru

        

         

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности интеграции основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС

Использование педагогических технологий и методов на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся по дополнительной образовательной программе "Волшебный клубок"...

публичное представление опыта "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе".

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одаренной личности

Интеграция основного и дополнительного образования на примере ГБОУ СОШ "Центр образования" пос.Варламово м.р.Сызранский...

Статья на тему "Интеграция основного и дополнительного образования в процессе реализации образовательной программы "Творческая мастерская""

Большие возможности для удовлетворения индивидуальных, личностных потребностей, общения, обогащения  и   совершенствования личного опыта могут предоставить...

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Данный текст отмечает некоторые трудности преподавания математики и приемы их решения....