публичное представление опыта "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе".
статья (1 класс) на тему

Денисова Ирина Семеновна

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_opyta_denisova_i.s.docx74.58 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов МОУ «Гимназия № 23 »

г.о. Саранск Республики Мордовия

Денисовой Ирины Семеновны.

Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках математики в начальной школе.

1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

 Одной из проблем, волнующих учителя, является вопрос: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям,  сформировать потребность в  самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию  на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Цель учителя - постараться сделать так, чтобы поддержать в своих учениках любознательность и  познавательный интерес. Требования, предъявляемые к современной школе, обусловили необходимость пересмотра целей, содержания и технологий обучения.

   Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям,  возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении,  развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.

   Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Одним из способов решения этих задач является правильная организация деятельности учащихся в системе обучения русскому языку.

   Одной из главных задач  в организации учебной деятельности я вижу создание таких условий, когда у учащихся формируется потребность в реализации творческого потенциала. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение младших школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета.

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки. Реализация принципа активности в обучении  имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитание школьников.

Активизация учебно-познавательной деятельности в условиях реформы школы становится неотъемлемой частью успешной реализации. Особо важное значение, я считаю, в условиях реализации Концепции модернизации обучения является воспитание всесторонне развитой и социально зрелой личности каждого школьника.

По данной проблеме я познакомилась со многими научными трудами и методическими разработками: Т.И. Щукина «Актуальность проблемы активизации учебно-познавательной   деятельности», А.Ф. Казакова «Успех - важный стимул положительного отношения к деятельности», Л.С. Кулыгина «Активизация учения: сущность и содержание» Хижнякова О.И. «Современные образовательные технологии в начальной школе», А.А. Окунева «Спасибо за урок, дети!».

 Много учусь у педагогов-новаторов: Б.П. Никитина, С.Н.Лысенковой, Ш.А. Амоношвили, Дж.Дьюи. В течение 18 лет выписываю методический журнал «Начальная школа».

Часто обращаюсь к педагогическому опыту А.С. Макаренко, с которым соглашаюсь в том, что когда ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, это укрепляет его уверенность в своих силах, побуждает к личному росту.

         Вот  почему  в  процессе  обучения  необходимо   систематически   развивать   и             укреплять  познавательный  интерес  учащихся.   Это должно стать  важным мотивом  учения,    стойкой чертой  личности,    мощным средством воспитывающего  обучения. Всё это и обусловило мой выбор темы «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики».

  Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Степень активности школьников является реакцией, методы и приёмы работы являются показателем моего педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

       Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов, в том числе – средств и методов обучения в рамках начальной школы.

2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Ведущая педагогическая идея: активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках математики через внедрение различных методов и средств обучения,  сотрудничество педагога и учеников на основе взаимного уважения и доверия, обеспечение успешного учения без принуждения, развитие и саморазвитие каждого ученика на основе его индивидуальных способностей через  включение его в творческую деятельность.

Опыт работы опирается на идеи:

- идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия;

- идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха;

- идея максимальной помощи ученику в познании и самоутвердении;

- идея создания благоприятных морально-психологических условий учения каждого.

 В условиях демократизации и гуманизации образования реализация данной идеи возможна при соблюдении ряда основополагающих дидактических принципов:

-         принципы самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения

-         принцип воспитывающего и развивающего обучения

-         принцип научности

-         принцип доступности

-         принцип самостоятельности и активности в процессе обучения

-         принцип сознательности и прочности усвоения знаний и умений

-         принцип целенаправленности и мотивации обучения

-         принцип индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся

-         принцип наглядности.

На идею формирования педагогического опыта оказали влияние следующие факторы:

  • требования ФГОС НОО
  • изучение методической литературы
  • изучение опыта коллег
  • курсы повышения квалификации

        Новые образовательные стандарты начального общего образования нацеливают деятельность педагога на формирование у младшего школьника основ умения учиться и способностей к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе.

 Работая в школе, осознаёшь, что  с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес ребёнка к учению вообще. Мотивация к активной познавательной позиции ослаблена несколькими причинами.

 Во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе,  во-вторых,  большой объем информации, который необходимо запомнить, в-третьих, передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в  интересной, занимательной,   и доступной форме привлекают детей в большей степени, чем современные учебники.  Происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге,  и, как следствие, снижение   культуры,    неумение правильно, логично выразить свою мысль.  Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к процессу учения.  Что должен делать учитель, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка?  Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?

3.Теоретическая  база опыта.

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Широкое понятие активности учащихся имеет философский, социальный, психологический и иные аспекты. (Аристотель, Э.И.Моносзон, И.Ф.Харламов и др.) Рассматриваемое в психолого-педагогическом аспекте это понятие связано с целями обучения. Через цели организации активной учебной деятельности школьников влияет на все остальные компоненты методической системы и их взаимосвязи.

Анализ понятий активности школьника в процессе обучения предполагает изучение таких психолого-педагогических закономерностей, как формирование потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил учащихся.

Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.

Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом». Идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных   вывод    в начале  19  века развивал      швейцарский         ученый     И. Г.Песталоцций 

За развитие умственных способностей ребенка и внедрение обучение исследовательского подхода вел борьбу французский философ Ж.Ж.Руссо  «Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял». В этих словах Руссо четко выражена идея обучения на повышенном уровне трудности, но с учетом доступности, идея самостоятельного решения учеником сложных вопросов.

Эта идея активизации обучения с помощью самостоятельного решения учеником сложных вопросов получила свое дальнейшие развитие в трудах Ф.К.Дистервега. Он утверждал, что хорош только тот метод обучения, который активизирует его только на запоминание изучаемого материала . То, чего человек не приобрел путем своей самостоятельности, - не его.

Совершенствование принципов в учении Ф.А.Дистервега , который создал дидактическую систему, направляемую на развитие умственных сил учащихся. Будучи сторонником активного обучения, выдвинул идею познавательной самостоятельности учащихся. «Ученикам следует - писал К.Д.Ушикский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания» .

На учение К.Д.Ушинского опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических методов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности.

Во второй половине 19 века, с критикой схоластических методов обучения выступал английский педагог Армстронг, который опытным путем ввел в преподавание химии «Эвристический метод», развивающий мыслительные способности учащихся. Суть его состояла в том, что ученик ставится в положение исследователя, когда вместо изложения учителем фактов и выводов науки ученик сам их добывает и делает нужные выводы .

В поисках новых активных методов обучения большого успеха добился русский методист естествознания А.Я.Герд, который формулировал важные положения развивающего обучения. Он довольно полно выразил суть процесса самостоятельного приобретения новых знаний, утверждая, что если ученик сам наблюдает и сам сравнивает, то «знание его отчетливее, определеннее и составляют его собственность, приобретенную им самим и поэтому ценную».

Разработкой методов активного обучения, занимались и советские педагоги 20-х годов: В.3.Половцев, С.Т.Шацкий, Г.Т.Ягодовский и другие. Исследуя работы советских педагогов 20-х годов, М.И.Махмутов пришел к выводу, что в то время была сделана, лишь неудачная попытка создать дидактическую систему проблемного обучения, и соответствующие взгляды не имели необходимой гносеологической, социологической, психологической и практической базы.

Начиная со второй половины 50-х годов, советские дидакты по-новому и более остро ставят вопрос о необходимости активизации учебного процесса.

Определенных успехов добился В.Оконь, известный польский педагог. В книге «Основа проблемного обучения» он исследовал основы возникновения проблемных ситуаций на материале различных предметов. Совместно с И.Куписевечем В.Оконь доказал преимущество обучения путем решения проблем для развития умственных способностей учащихся. С начала 60-х годов настойчиво развивается мысль о необходимости использования достижений педагогики 20-х годов, и в частности об усилении роли исследовательского метода в обучении не только естественных, но и гуманитарных предметов.

Во второй половине 60-х годов и начале 70-х годов в советской педагогике и педагогической психологии идея проблемного обучения начинает белее широко разрабатываться. Появляется ряд статей, сборников, кандидатских диссертаций, посвященных отдельным его аспектам. Сущность проблемного обучения они видят в том, что учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе. В этом определении ученик главным образом решает их самостоятельно (под руководством учителя или с его помощью).

Т.е. настоятельно выдвигается деятельностный подход к проведению учебно-воспитательного процесса.

В развитии теории проблемного обучения определенные достижения имеются у педагогов Польши, Германии, Чехословакии. Польский учитель Я.Бартецкий экспериментально доказал эффективность 'проблемного преподавания физики в сочетании упражнениями учащихся при групповой форме знаний.

Среди работ педагогов Чехословакии достойны внимания исследования М.Ципро и Л.Нечесаны по проблеме методов обучения и эффективности классно-групповых занятий в проблемном обучении. Германский учений Х.Века в своей книге наметил интересный подход к систематизации учебных проблем и вариантов их решения на материале курса физики. Среди болгарских педагогов идея проблемного обучения пользуется большим авторитетом. В работах Веткова, М.Маркова и других рассматриваются главным образом вопросы прикладного характера, особое внимание болгарские педагоги уделяют вопросам проблемного обучения в начальной школе.

 Кардинальной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, её место в общественной жизни, её влияние на развитие новых поколений, её роль в онтогенезе.

Проблема деятельности - одна из фундаментальных научных абстракций философии, учения в целом. Это - предмет изучения всех наук о человеке и обществе, т. к. деятельность - источник появления человека основание всей его жизни, становление его как личности. Богатство деятельности, как утверждают философы, неисчерпаемо. Его невозможно заменить никакой программой, никаким специальным конструированием.

Исследователи выделяют свойства такой деятельности: целеполагание, предметность, осмысленность, преобразующий характер. Эти свойства составляют сущность деятельности любого вида. Таким образом, общая теория деятельности создает возможности для построения теории деятельности в педагогике. Следует, однако, отметить, что в исследованиях, проводимых на идеальном уровне, реальный процесс не находит отражения.

Переходя к вопросу о роли деятельности в развитии школьника, следует выяснить, в какой деятельности происходит наиболее интенсивное его развитие как личности.

Поэтому поводу существуют различные точки зрения. Десятилетие назад почти общепризнанным считалось, что генетически более ранней формой развития ребенка является игра, затем учение, а затем уже труд. Для каждого возраста выделялась ведущая деятельность, в дошкольном - игра, в школьном - учение.

Однако в последнее десятилетие это единодушие нарушилось, что явилось следствием изменения условий жизни, обстоятельств нового времени и развития научной мысли .

Для педагогики проблема деятельности служит основой формирования общественной личности. Вне деятельности невозможно решать задачи учебно-воспитательного процесса.

Научно-теоретическая разработка этой проблемы педагогики может составить основу для множества педагогических исследований и практической деятельности учителей и воспитателей.

Для педагогического процесса, а главное, для построения теории деятельности в педагогике имеют значение положения об общественной сущности человека, его активной роли, о преобразующей, изменяющей мир деятельности людей, поскольку личность, формируемая в этом процессе, тоже характеризуется не только тем, что она делает, но и как она это делает.

В этой концепции находит свое выражение проблема совместной деятельности, что для педагогического процесса весьма важна, так как именно в этой деятельности обнаруживается значение индивидуальной деятельности, приносящей в общую деятельность своеобразие, обогащение в коллективной деятельности. Проблема общения рассматривается как необходимый фактор человеческой деятельности. У индивида-участника общественной деятельности благодаря общению формируется особые человеческие свойства: коммуникация, самоорганизация, актуализация способов образа действий.

Содержание любой деятельности - трудовой, познавательной, общественной, художественной и т. д. - необходимый компонент структуры. Оно расширяет соприкосновение ребенка с внешним миром, содействует обогащению его знаний, приобретенного опыта.

Если содержание новое, малознакомое воспитаннику, развитие его кругозора бесспорно: если содержание уже знакомо, то постановка новых задач способствует углублению деятельности, более свободному, умелому оперированию своими достижениями.

Содержание деятельности в педагогическом процессе часто ограничивается рамками программы, определенными требованиями, в которых закладываются цели деятельности .

Наличие умений совершенно необходимо, чтобы деятельность состоялась, без них невозможно ни решать поставленные задачи, ни совершать предметные действия. Совершенствование умений приводит к успеху, а успех, как известно, стимулирует потребность к продолжению деятельности, интерес к ней. Завершается деятельность результатом. Это - показатель развития знаний, умений личности. С результатом сопряжена оценка и самооценка личности, её статус в коллективе, среди близких.

Все это оставляет большой след в развитии личности, ее потребностей, устремлений, её действий, умений и способностей. Принято считать, что субъектом деятельности в учебном процессе является учитель, поскольку именно он строит весь процесс деятельности: ставит цели, организует учебные действия у учащихся, побуждает их к действию, корректирует эти действия, подводит к конечному результату Однако если бы учитель всегда жестко управлял деятельностью учащихся, он никогда не достиг бы цели формирования личности ученика, необходимой обществу.

Назначение деятельности учителя - всемирно способствовать тому, чтобы ученик сознательно и целенаправленно совершал учебные действия, руководствовался значимыми мотивами, осуществлял самоорганизацию, самонастраивание на деятельность. Слияние деятельности учителя и учащихся, выполнение намеченной цели с высоким результатом обеспечивают совершенствование учебного процесса. Вот почему, не утрачивая своей ведущей роли в педагогическом процессе, учитель-воспитатель обязан способствовать тому, чтобы ученик становился субъектом деятельности.

В условиях учебной деятельности следует различать общение учителя с учащимся, в котором проявляется стиль деятельности учителя, отношение учащихся к учителю и общение между участниками учебной деятельности, в значительной мере определяющее тонус учебной работы, интерес к современной деятельности.

Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный интерес.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.

Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа.

Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.

В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом.

Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Процесс обучения определяется стремлением учителей активизировать учебную деятельность учащихся. Поскольку проблемное обучение активизирует процесс обучения, его отождествляют с активизацией. Термины: «активизация обучения», «активность школьника», «познавательная активность ученика», часто различаются.

Суть активизации учения школьника посредствам проблемного обучения заключается не в обычной умственной активность и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, она состоит в активизации его мышления, путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству. Активность учащегося в процессе обучения - волевое действие, деятельное состояние, которому свойственны глубокий интерес к учению, усиление инициативы и познавательной самостоятельности, напряжение умственных и физических сил для достижения поставленной в ходе обучения познавательной цели.

Сущность активной учебно-познавательной деятельности определяется компонентами: интерес к учению; инициативность; познавательная деятельность.

Отмеченные особенности активизации учебной деятельности младших классов позволяют указать её основные направления, учитывающие особую роль интереса.

В организации активной учебной деятельности младших школьников целесообразно выделить соответствующее направление как самостоятельное. Другие направления определяются как условия реализации нескольких компонентов активной учебной деятельности учащихся. Эта связь представлена следующей методической схемой.

Схема носит условный характер, потому что в ней не учитываются некоторые связи между элементами схемы. Однако её использование наглядно представляет своеобразие связи направлений активизации познавательной деятельности младших школьников и направлений совершенствования, как методов обучения, так и методической системы в целом. Эта схема оказывается полезной при разработке отдельных приемов работы учителя по реализации каждого из направлений активизации учебно-познавательного процесса. При этом приведенные общие направления совершенствования методов обучения помогают свести эти приемы в систему методических рекомендации, основанных на комплексном улучшении содержания, методов форм и средств обучения Учебно-познавательная деятельность является ведущей в процессе обучения. Разработка данной педагогической проблемы имеет длительную историю, начиная с учений античности и кончая современными психолого-педагогическими исследованиями. Было установлено, что эффективность усвоения учебного материала во многом зависит от познавательного интереса учащихся. Поэтому учет познавательных интересов в учебно-познавательной деятельности позволяет оптимизировать весь учебно-познавательный процесс как целенаправленно организованную деятельность по присвоению учащимся социально значимых ценностей, выработанных человечеством.

Решение той или иной проблемы на уроке способствует формированию мотива деятельности, учащихся, активизации их познавательной деятельности. Курс русского языка е начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний из орфографии «морфологии и синтаксиса. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать грамматические умения и навыки.

Можно давать весь материал в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры, но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность увидеть закономерность. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принцип значимости учебной деятельности

Изучив теоретические источники, пришла к выводу, что процесс обучения должен быть направлен на успех. Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню. Данные теоретические положения стали основой моего опыта.

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

       Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо принести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы, придать материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным. Педагогики – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть скучным».  Я, как и многие учителя, ищу способы, «оживляющие»  уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока,  применяю оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает. Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения активности мыслительной деятельности учащихся. И она реализуется посредством применения на уроках различных технологий. Конечно, современных образовательных технологий много, но в своей работе я опираюсь лишь на некоторые из них:

  • Проектно-исследовательская технология
  • Информационно – коммуникационная  технология

1.      Проектно-исследовательская технология

   Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям.

  В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает,  а проведение учебных исследований с младшими школьниками  это  особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

В основе технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся.  Учебный проект как элемент творчества учащихся, сегодня  рассматривается в виде одной из органичных составляющих современных педагогических технологий. По определению А.А. Хромова, метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость.

  Умение решать проблемы необходимо для самостоятельной познавательной деятельности. Это умение предполагает также и умение использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного обучения. Поэтому метод учебного проекта дает возможность вооружить ученика способами, приемами такой деятельности, то есть научить его учиться.

     Первым этапом для осуществления исследовательской работы является выбор темы и работа с дополнительной литературой. Учащегося, прежде всего, необходимо научить ставить цель и планировать работу, анализировать, осмыслить материал, проявить мысленную активность в его усвоении. Вторым этапом является написание докладов, рефератов. Эта работа формирует умение держать себя перед публикой, ребята учатся самостоятельности мышления, подбирать дополнительную литературу по теме, находить в ней нужную информацию. Третий этап – проведение практических работ. Они позволяют ребятам самим побывать в роли экспериментатора и учат проводить элементарные научные исследования. И последний этап – уроки-исследования, которые включены в рабочую программу, а также и во внеклассную работу.

Исследовательская работа построена по плану:

1. Предварительный этап: выяснение актуальных и интересных тем, определение того, что необходимо знать об исследуемой проблеме. Определение цели исследования и путей её решения.

2. Исследовательский этап: изучение состояния предлагаемой проблемы на практике, проведение исследований, опросов, работа с дополнительной литературой. Затем – планирование эксперимента на основе теоретических знаний и практических умений и проведение эксперимента.

3. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение.

В современном образовательном процессе проекты обязательны для выполнения учащимися.  В своей работе я использую коллективную, групповую и индивидуальную работу над проектами. Мои учащиеся с удовольствием включаются в проектную деятельность. Особенно ярко это наблюдается на уроках математики и окружающего мира. К урокам ребята часто готовят сообщения, добывая информацию из различных источников (справочников, энциклопедий), подбирают картинки, наблюдают, расспрашивают родителей, вместе с ними готовят презентации. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот что ещё узнал, а я хочу добавить…». Публичная защита является очень важной частью работы по методу проектов, именно она позволяет учащимся обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе работы.  Со своими исследовательскими работами дети выступают на школьной НПК, принимают участие и на республиканском уровне.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся является средством формирования таких качеств личности, как, например, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений, разработка и проверка гипотез и т.п. Кроме того, она активизирует все виды деятельности учащихся, способствует развитию их личности, заставляет мыслить самостоятельно.

4. Использование ИКТ

Я рассматриваю компьютерные технологии, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность.

Развитие познавательной активности учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Компьютер с его неограниченными возможностями позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно: иллюстрирует текст, помогает увидеть своими глазами различные геометрические построения, отправиться в увлекательные путешествия. Творческий учитель, владеющий ИКТ, может подготовить богатейший материал к уроку.

Компьютерные технологии позволяют мне создать благоприятные условия на различных этапах урока. Так, наиболее гибко и эффективно при проверке домашних заданий осуществляется обратная связь. Можно быстро провести индивидуальное или коллективное тестирование. Экономятся драгоценные минуты, которыми дорожит каждый учитель. При изучении нового материала компьютер помогает выдвигать проблему, организовывать поисково-исследовательскую деятельность. Обучающиеся наблюдают, классифицируют учебный материал, сами приходят к выводам, участвуют в поисковой деятельности, находят новое в привычном. Они становятся исследователями, наблюдателями, экспертами, раскрывают тайны математики.

Работа с компьютерными программами, по моим наблюдениям, вызывает у детей повышенный интерес к предмету и усиливает мотивацию обучения, активизирует психические процессы, такие как восприятие, память, внимание. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.

Применение ИКТ позволяет:

  • повысить уровень мотивации учащихся;
  • повысить эффективность урока;
  • вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения;
  • использовать большое количество наглядного материала;
  • успешно осуществлять контроль знаний;
  • развивать поисковую деятельность, инициативность, творчество

В своей работе я использую готовые электронные ресурсы,   составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ учащихся, составления презентаций, провожу уроки с использованием интерактивной доски. Я подбираю презентации к разным урокам, по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама. Урок от этого становится интереснее. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам. Мною замечено, что электронный практикум с интерактивной проверкой делает работу на уроке более динамичной, позволяет организовать различные формы проверки.  ИКТ использую для проведения физминуток, музыкального сопровождения уроков, широко применяю во внеурочной деятельности.

Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и, по настоящему, современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.

Полученные на уроках знания и практические навыки обучающиеся реализуют, участвуя в дистанционных конкурсах и олимпиадах, что дает обучающимся возможность раскрыть свои творческие способности, отслеживать развитие приобретаемых умений как относительно самого себя и своих творческих достижений, так и по отношению к работам учащихся разных регионов. Дистанционные олимпиады и конкурсы стимулируют обучающихся к самопознанию и реализации своего творческого потенциала, формируют у обучающихся устойчивые положительные эмоции, способствующие повышению мотивации к обучению, создают условия для разновозрастного обучения, развивают фантазию, воображение и творческое мышление, обучают навыкам создания творческой продукции и анализа своей деятельности.

Вывод. Применяя современные технологии и методы обучения создается атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса, это позволяет выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; способствует формированию основ самостоятельной деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время, формированию рефлексивной деятельности. Благодаря использованию этих технологий, дети стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. Я считаю, что применение современных образовательных технологий на уроках математики позволило мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

•        повысить мотивацию учащихся к обучению;

•        активизировать познавательную активность;

•        развивать мышление и творческие способности учащихся;

•        индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся более глубже изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;

•        развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно;

•        повысить качество наглядности в учебном процессе.

5.Анализ  результативности.

        Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика (успеваемость 100%, качество знаний  по русскому языку  (за три года) увеличилось на  2, 4% и составило  65,7%; качество знаний по математике увеличилось на и составило %).

2. Увеличение количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах различного уровня и улучшение результативности:

В 2015-2016 учебном году Кшнякин Захар стал призером, а Кшнякина Нина - участницей городской конференции проектно-исследовательских работ «Новое поколение»; Кшнякин Захар стал победителем городского конкурса чтецов «И нет конца есенинскому чуду…»  

В 2014-2015 учебном году 3 человека из моего класса участвовали в школьном конкурсе исследовательских работ. Из них 1 ученица (Черемушкина Алена) стала победителем ,  1ученик (Кшнякин Захар) – призёром, 1 ученик (Кшнякина Нина)  - участником конкурса среди учащихся 3-4 классов.

Муниципальный уровень:

    участие -  2

    победы и призовые места – 1

Российский уровень:

    участие -  23  

победы и призовые места –  20

      Я пришла к выводу, что решением проблемы является создание психолого-педагогических условий, в которых каждый обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, своё индивидуальное «Я»

      С результатами своей деятельности выступаю на педагогических советах, заседаниях  МО  учителей школы, провожу открытые уроки

Итогом проведённой работы было то, что дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить её решение, и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учёбе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые - совместная деятельность учителя и учеников, они спорят отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.

Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:

  •  Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,
  •  Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность и творческой активности учащихся,
  •  Формированию личностных качеств ученика,
  •  Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,
  •  Формирование умения организовать сбор информации и правильно её использовать,
  •  Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

  Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

   Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы.       Мои ученики ежегодно участвуют в  школьных  научно-практических конференциях с исследовательскими работами. Большой интерес ученики проявляют к конкурсам «Кенгуру», «Русский Медвежонок», в которых они охотно участвуют. Особой любовью в нашем классе пользуются школьные викторины  и олимпиады, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся. Считаю, что участие в таких мероприятиях является альтернативным способом получения знаний.

  В чём же секрет успеха? Он в выборе успешных методов работы. Считаю, что мои выпускники не потеряются в огромном, сложном мире, название котором - жизнь. Знания, приобретённые на уроках, помогут обрести независимость, быть уверенными в себе, своих силах, а это залог их успехо

Качество знаний учащихся:

Предмет

2013-2014уч.г.

(2 класс)

2014-2015уч.г.

(3 класс)

 итоговый контроль

2015-2016уч.г.

(4 класс)

итоговый

контроль

2016-2017 уч.г.

(1 класс)

безотметочное обучение

Русский язык

%

%

%

-

Математика

88%

100%

%

-

Литературное чтение

%

%

%

-

Окружающий мир

%

%

%

-

В 2013-2014 учебном году проводился внешний мониторинг уровня и качества подготовки обучающихся муниципальных учреждений, в апреле 2014 года процент успеваемости по русскому языку во 2 Г классе составил 100%, процент качества знаний- 93%.

Результаты работы с детьми позволяют судить, что у учащихся начальной школы мне удалось сформировать первоначальные навыки и умения активной деятельности, а это способствовало повышению качества знаний у учащихся. Следовательно,  педагогический опыт по организации активизации учебной деятельности на уроках и во внеурочное время является положительным направлением для достижения уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для  развития самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

          Проблем, с которыми сталкивается преподаватель в современной школе, очень много, одна из них снижение учебной мотивации и низкий уровень познавательной активности учащихся. Дети часто не понимают, для чего им нужны знания, отсюда падает интерес к самому процессу обучения, который кажется трудным и скучным. Задача современной школы –  воспитание такой личности, которая была бы способна действовать в новых, зачастую непредсказуемых условиях. А для этого необходимо сделать творческим обучение.        Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.

С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:

  • создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
  • использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
  • концентрировать внимание на главном в учебном материале;
  • направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
  • осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
  • избегать перегрузки учащихся;
  • принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
  • дифференцировать объем домашних заданий;
  • контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
  • создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности

 Для меня главное- всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

Используя технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребёнок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера. Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идёт своим путём: здесь обучение слито с воспитанием. Какая смелость - взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Все вы сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.

Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, зачёты. Мои ученики уже умеют работать с учебной и справочной литературой, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:

1)  Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.

2)  Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

       В заключении мне хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.

                Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, провожу открытые уроки, посещаю уроки коллег.

Публикации размещены на сайтах:

8. Наглядное приложение.

(конспект открытого урока. -      Приложение 1)

Список литературы

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

2. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности // Начальная школа, № 7, 1999.

3. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. -  М. Народное образование, 1998 г.

6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М. НИИ школьных технологий 2005 г.

 

Приложение

МОУ «Гимназия № 23»

Технологическая карта

открытого урока математики

 в 1классе по теме:

«Присчитывание и отсчитывание по 3»

.

Учитель: Денисова И.С.

2016 г.

Технологическая карта открытого урока математики в 1классе по теме «Присчитывание и отсчитывание по 3»

Учитель: Денисова Ирина Семеновна

Цель деятельности учителя

Закреплять навыки прибавления и вычитания числа 3.

Педагогические задачи

1.Совершенствование вычислительных  навыков в пределах 10.

      2. Развитие познавательной активности обучающихся, восприятия, внимания, логического мышления;

3.Воспитание интереса к предмету, аккуратности при работе в тетрадях.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Личностные: принимают и осваивают  социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Предметные: знание таблиц сложения и вычитания с числами 1, 2, 3. Решать примеры изученных видов с опорой на таблицу сложения. Читать примеры на сложение и вычитание различными способами.

Метапредметные: (критерии сформированности и оценки компонентов УУД) регулятивные: формируют учебную задачу урока; контролируют собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; корректируют  свои действия; познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию, анализируют, сравнивают; создают проблемы решения и алгоритм деятельности; коммуникативные: слушают и понимают партнера, не создают конфликтов в спорных ситуациях.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, фронтальная, групповая, парная.

Образовательные ресурсы

УМК «Школа России»  по математике; электронное приложение к учебнику М.И.Моро «Математика», 1 класс.

Организационная структура урока

Этапы  урока

Обучаю-

щие и развиваю-щие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность обучающихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Про-межу-

точный конт-роль

I. Органи-зацион-ный момент

Кал-

лиграфическая минутка

Эмоциональ-ная, психологи-ческая подготовка к уроку

Правильное написание чисел; название цифр, необходимых для записи чисел

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

- На ваших партах лежат рисунки солнца  и тучек.

Когда светит солнышко, какое у вас настроение?

А когда тучки закрыли небо?

Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению сейчас.

Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

Чтобы записать сегодняшнее число, подготовим пальчики к работе.

Две веселые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Откройте свои тетради, запишите сегодняшнюю дату, вид работы.

Посмотрите, как нужно правильно писать.

Пропишите число 14.

Следите за посадкой.

Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя, выполняют задание.

Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики

Прописывают двузначное  число 14.

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свою деятельность, оценивают ее, при необходимости вносят поправки.

Познавательные: выделяют необходимую информацию.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать, полно и четко выражать свои мысли.

Наблю-дение

II.

Актуализация знаний.

Устный счет.

Отработка вычислительных умений в устном счете

Отгадайте загадку:

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички-белые реснички.

(Ромашка)

- Сегодня ромашка у нас на уроке.

- Найдите значения сумм и разностей в  ромашке.

2. Игра «Засели домик» (Пять учеников у доски записывают числа в окошки)

3. – Повторим состав числа 10.

Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания; анализируют, обосновывают свою точку зрения.

Иллюстрированный.

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности, при необходимости  корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Познавательные: владеют математическими терминами: прибавить, вычесть, уменьшить , увеличить; владеют навыками сложения и вычитания в пределах 100.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию у учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, логическое мышление.

Устные ответы

III. Подго-товка к восприятию нового мате-риала. Сообще-ние темы и целей учебной деятель-ности.

Откры-тие новых знаний.

Эмоциональ-ная, психологическая и мотивацион-ная подготовка к усвоению изучаемого материала

- Ребята, мы знакомы со многими приемами вычислений для разных случаев сегодня мы познакомимся еще с одним случаем сложения. И научитесь решать примеры нового для вас вида.  

-Рассмотрите пример.

4+3

Может быть, кто-нибудь решит этот пример без подсказок?

МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

Познавательная: слушают учителя и слушают объяснение по компьютеру.

Коммуникативные: вступают в диалог с учителем и одноклассниками.

Регулятивная: выделяют и осознают то, что предстоит усвоить

Объястительно- иллюстриро-ванный, частично-поисковый

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи; формулируют познавательную цель; строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать; доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изученному предмету..

Устные ответы

Физминутка

Показ упражнений.

Выполняют элементарные физические упражнения за учителем

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

Наблюдение

IV.

Первич-ное  закрепление знаний

Отработка изученного приема сложения:

задание 1 (с.112 учебника)

Самостоятельная работа в парах.

- Откройте учебник на с112, №1.

-Сколько синих бусин?

-По сколько будем прибавлять?

-Присчитывайте по 3.

-Какие числа на числовом отрезке выделены розовым цветом?

-Отсчитывайте от 10 по 3.

№ 2 (Устное выполнение)

Выполняют необходимые действия, логически рассуждают

Работают самостоятельно; осуществляют проверку выполненного задания с образцом на экране.

Фронтальная.

Парная.

Регулятивные: контролируют  и оценивают свою деятельность.

Познавательные: создают алгоритм деятельности.

Коммуникативные: умеют работать в малой группе-пере; уважают в общении друг друга;  прислушиваются к мнению товарища.

Устные ответы. Наблюдение.

Наблюдение.

V. Решение

задачи

Совершенствовать умение решать задачи

№  3

(с.112 учебника)

-Прочитайте условие задачи.

-Какой вопрос можно поставить?

(Сколько всего флажков сделал Ваня?)

-Составьте схематический рисунок к задаче, обозначьте флажки красными и синими треугольниками.

-Каким действием будем решать задачу? Какие слова подсказали выбор действия?

-Запишите решение задачи (6+3=9(ф.))

-Прочитайте ответ задачи . (Ваня сделал 9 флажков)

       

№4, с.112 - Прочитайте задавчу. -Прочитайте условие задачи. -Прочитайте вопрос.  Поднимите руку, кто понял задачу и может решить сам.

Самостоятельная работа.  (Один ученик работает на откидной доске)Самооценка.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи; формулируют познавательную цель; строят речевое высказывание в устной форме.

Фронтальная

Коммуникативные: умеют слушать и слышать; доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к

Наблюдение

V1.Закрепление изученного материала

№ 5 (с.112 учебника, ч.1)

№7 (с.112 учебника, ч.1)

№ 9 (с.112 учебника, ч.1)

Класс делится на группы по 4 чел. Каждый получает листочек в клетку и одну из карточек: условие и вопрос, краткая запись, схематический рисунок, решение и ответ- и составляет ту часть задачи, которая ему досталась.

-Оцените каждого в группе

Учащиеся кладут карточку на окошечко, затем хором называют состав чисел

Самостоятельно измерьте отрезки. Назовите самый длинный отрезок. Чему равна его длина?(9см)

Слушают учителя и выполняют сравнение с именованными числами

Фронтальная.

Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности.

Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают.

Коммуникативные: полно выражают свои мысли.

Наблюдение.

V11. Рефлек-сия  учебной деятель-ности.

Выполнение заданий в тетради для проверочных работ с.24-25

 -Оцените свою работу .

Определят свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная

Регулятивные: осознают важность полученных знаний.

Личностные: осознают важность полученных знаний.

Коммуникативные: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

V111. Итог урока.

Обобщение полученных знаний на уроке

- Вот и подошел к концу наш урок. -Что нового узнали на уроке?

- Все ли было для вас понятным?

 -Чтобы хотелось выполнить еще? -Кому бы вы сегодня сказали спасибо за помощь на уроке?

Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению сейчас.

Слушают

учителя

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения.

Фронтальная.

Оцени-вание обучающихся за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе.   Именно на это  я направляю  усилия в работе с учениками. Тяга к творчеству, которая (как и всякая ...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из важнейших задач учителя. Познавательный интерес на уроке является важным мотивом учебной деятельности. Он не только активизирует познавательн...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

В работе рассмотрена проблема активизации познавательной деятельности на уроках матматики младшего школьника, приведены упражнения, занимательные задания и методика работы над данной темой....

Мастер-класс:"Приемы организации учебно- познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе"

Рассказать о приемах организации учебно-познавательной деятельности на уроках математики...

Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.Активизация познавател...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

Важнейшими условиями активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время являются умение самостоятельно работать и получать знания.  Одна из главных задач учител...

"Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе"

Современные методы и приемы, используемые на уроках математики в начальной школе....