Исследовательская деятельность школьников в условиях интеграции основного и дополнительного образования
статья на тему

Данная работа предназначена для учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность школьников в условиях интеграции основного и дополнительного образования

Знание только тогда знание,когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
                

 

       Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. В связи с этим возникает необходимость  подготовки учащихся  начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет  оценивать свою работу.
       Поэтому в настоящее время  широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.
Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.

     Дети  - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием кристаллов соли в домашних условиях, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

На разных этапах начального образования ставлю свои задачи для формирования исследовательской деятельности.
1 этап:   (1 класс)

- поддержание исследовательской активности

- развитие умений ставить вопросы,     высказывать предположения, наблюдать

- формирование первоначальных представлений о деятельности исследований

      2 этап:  2 класс:

- приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя

- развитие умений определять тему исследований, анализировать, сравнивать . формулировать результаты исследования

- поддержание инициативы, активности, самостоятельности

            3 этап:   (3 – 4 классы)

- Обогащение исследовательского опыта для дальнейшего накопления представлений об исследовательской деятельности.

     С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по программе Занкова предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира и литературного чтения. С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Дети увлечены компьютером. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков.

     Ведущее место среди современных методов обучения  принадлежит сегодня и методу проектов.

        В своей педагогической практике я активно использую метод проектов. Проектная деятельность даёт мне ощутимый педагогический эффект, связанный, прежде всего с личностным развитием учащихся. Хочется сказать, что учебники, разработанные под стандарты нового поколения, ориентируют учащегося в умении исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал, т.е. учебник является одним из ведущих звеньев в проектной деятельности учащегося в урочное время.

      Для направления деятельности учеников была разработана памятка для начинающего исследователя:
• Выбери тему исследования.
• Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
• Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
• Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
• Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
• Сделай выводы.
• Оформи результаты своей работы.
• Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
     Такой памяткой пользуется каждый ученик. Работая в проекте, памятка помогает  ученику самостоятельно использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.
      Особого внимания в начальной школе требует
завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали.  Иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

        Также практикую такие формы для презентации проектов:

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Игра с залом.

- Научная конференция.

- Путешествие.

- Ролевая игра.

- Спектакль.

- Телепередача.

- Экскурсия.

       В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

      Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта,  отмечаю дипломами или памятными подарками, при этом должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход  на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.          

     Активное включение учеников в создание проектов даёт возможность осваивать новые способы деятельности. А как показывает опыт, деятельностный подход к обучению и метод проектов как нельзя лучше решают задачи новой школы.    

     Неоценимую роль в проектной или исследовательской работе играет и внеурочная деятельность.

В нашей школе работают кружки по интересам. На своем кружке «Я – патриот» использую разнообразные формы работы, среди которых – исследовательская и проектная деятельность. Учащиеся, посещающие кружок участвовали в проектах: «Музеи города»,  «Дети тыла»,  «Памятные места города Волгограда» - ведь каждый памятник или монумент ставят в городе не просто так. А вот почему, можно выяснить с детьми. А также такие темы: "В память о солдате…" - исследовательская деятельность о дедушке. А сколько социальных проектов: "Помоги ветерану". Нужна идея и проект будет. Итогом  деятельности работы кружка стал проект «Поколение 21 века о войне…». Ожидаемым результатом данного проекта предполагается:

- Создание альбома о Великой отечественной войне.

- Подготовить диски – презентации о событиях в годы войны.

- Выпуск Боевых листков «Города – герои».

- Постановка  литературно – музыкальных композиций.

- Сочинения учащихся о Великой отечественной войне. 

      А сколько социальных проектов: "Поздравление ветерана",  «Ветеран живёт рядом»

Актуальным является идея сохранения воспоминаний о событиях Великой Отечественной войны для современного и будущего поколений, освещение судеб земляков, участников и свидетелей, героических и трагических страниц Великой Отечественной войны.

    Проекты «Театр здоровья»,  «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Мой любимый вид спорта». Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Многие дети приходят в школу уже с ослабленным здоровьем, а формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убеждённости и потребности в нем – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности – является целью данных проектов.

      Учащиеся лучших работ участвуют в школьном конкурсе исследовательских работ

«Конкурс Вернадского», а также в районном конкурсе «Аистенок», во Всероссийских конкурсах «Спорт против наркотиков», «Мы помним день Победы». Ребята приобретают опыт выступления перед большой аудиторией, имеют возможность сопоставить свою работу с работами других ребят, у них появляется стимул к творческому самосовершенствованию, стремление продолжить работу над проектом.

      К положительным факторам исследовательской и проектной деятельности можно отнести:

- повышение мотивации учащихся;

- развитие способности к активной практической деятельности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса;

- приобретая необходимые умения и навыки, а именно: работать самостоятельно, использовать различную информацию, уметь использованную информацию переработать и систематизировать, уметь пользоваться ресурсами компьютера, делать презентации и другие виды творческих работ положительно влияют на адаптацию ученика в среднем и старшем звене.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятел...

Интеграция оновного и дополнительного образования в условиях городской местности в условиях перехода на новый ФГОС НОО

В статье раскрываются основые этапы построения интеграции основного и дополнительного образования в условиях городской местности. Расктывается ресурсное обеспечение данного направления....

Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС

lt;«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в ...

Представление опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе.

Предназначение школы  состоит в том, чтобы школьники  смогли овладеть системой компетенций, которая позволит им в дальнейшем повысить  свой образовательный уровень, овладеть профе...

Возможности интеграции основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС

Использование педагогических технологий и методов на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся по дополнительной образовательной программе "Волшебный клубок"...

Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одаренной личности

Интеграция основного и дополнительного образования на примере ГБОУ СОШ "Центр образования" пос.Варламово м.р.Сызранский...

Статья на тему "Интеграция основного и дополнительного образования в процессе реализации образовательной программы "Творческая мастерская""

Большие возможности для удовлетворения индивидуальных, личностных потребностей, общения, обогащения  и   совершенствования личного опыта могут предоставить...