Выступление "Этимологический анализ слов" с презентацией
статья на тему

Краснова Жанна Евгеньевна

Одной из основных задач при обучении младших школьников русскому языку является формирование прочных навыков правописания. Большую трудность для учащихся представляют непроверяемые слова, так как в отношении этих слов не может быть никаких обобщений и их написание необходимо запомнить. Существуют различные  приёмы проведения словарно-орфографической работы в школе. Одним из наиболее эффективных приёмов является использование этимологического анализа слов на уроках.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etimol.analiz_slov.docx25.02 КБ
Файл etimol.analiz_slov.pptx763.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Выступление на МС гимназии

Красновой Жанны Евгеньевны,

                                                               учителя начальных классов

Этимологический анализ слов

Одной из основных задач при обучении младших школьников русскому языку является формирование прочных навыков правописания. Большую трудность для учащихся представляют непроверяемые слова, так как в отношении этих слов не может быть никаких обобщений и их написание необходимо запомнить. За четыре года обучения школьник младшего возраста должен усвоить правописание от 190 до 250 слов: с непроверяемыми безударными гласными (ворона, береза); с удвоенными согласными (аккуратный, хоккей); сложные слова с соединительной гласной (самолет, путешествие); слова с непроизносимыми согласными (лестница, здравствуй) и т. д. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Существуют различные  приёмы проведения словарно-орфографической работы в школе. Одним из наиболее эффективных приёмов является использование этимологического анализа слов на уроках.  Этимология–раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слова, а также исторических изменений в структуре слова и его значениях. Этимологический анализ  содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, об историческом составе слова. Большинство написаний, относимых к числу непроверяемых, на самом деле может быть проверено на основе языка – источника, на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка. Например, слово мешок произошло от слова мех, столица от слова стол, малина от слова маленький.

Этимологический анализ слов может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, т.к. в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося. Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, мышление, воображение, память, знакомит детей с историей и культурой русского языка, учит работать со словарями разных видов.

Выделяют 4 этапа, способствующих качественному изменению навыка правописания непроверяемых слов.

1. Подготовительный этап.

Целью данного этапа является вооружение учащихся необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями. На этом этапе формирования орфографического навыка решаются следующие задачи:

- познакомить детей с непроверяемым словом, выяснить и уточнить его лексическое значение;

- научить школьников орфоэпическому и орфографическому проговариванию данного слова;

- приступить к формированию умения осознанно находить орфограмму, определять её класс и тип;

- познакомить школьников с этимологической справкой к непроверяемому слову.

Таким образом, на подготовительном этапе учащиеся овладевают знаниями, составляющими содержательную сторону навыка правописания непроверяемых слов.

Например, знакомство со словом морошка. В занимательной форме вводится слово, используются стихи и загадки об этой ягоде. На доске вывешиваются картинка с изображением ягоды и карточка со словом морошка.

Далее проводится  беседа о ягоде (где растёт, как выглядит, какая на вкус и т.д.) Затем  слово проговаривается хором по слогам, записывается, ставится ударение, подчёркивается безударная гласная о. Усваивается графический образ слова.

Учитель сообщает этимологическую справку. Это могут сделать и сами дети, опираясь на материал этимологического словарика, или используя справку, которую учитель подготовил и поместил в классный учебный уголок.  Морошка. Болотное растение назвали от слова «морох». На древнерусском языке «морох» значит «мелкий дождь». Плод морошки состоит из множества мелких частей.

Справка в кратком виде записывается на доске и в тетрадях (словариках) учеников. Например, морошка – «морох»-состоящая из маленьких частей.

2. Ориентировочный этап.

На данном этапе учащиеся знакомятся со структурой орфографического действия, то есть вплотную подводятся к решению вопроса о том, что нужно сделать, чтобы правильно написать непроверяемое слово. Перед младшими школьниками на этом этапе чётко формулируется объект и цель формируемого действия. Так, объектом является непроверяемое слово, а целью - правильность и осознанность его написания.

Сначала дети вспоминают от какого слова образовалось данное  слово. Записывают его и в качестве проверочного используют слово, от которого оно образовалось.

Примерный фрагмент урока. Работа над словом морошка.
— Вспомните, что нового вы узнали о слове
морошка?
— Слово
морошка произошло от «морох»  — “мелкий дождь». Плод морошки состоит из множества мелких частей.
— Как вы напишете это слово? — Мо-рош-ка. С безударной гласной о в первом слоге. — Почему? Докажите. — Слово
морошка  можно проверить словом  «морох» - «мелкий дождь».

3. Закрепительный этап.

На этом этапе выполняются  различные упражнения для  выработки таких качеств орфографического навыка, как сознательность и правильность. Этимологические сведения о слове следует повторять всякий раз, когда учащиеся нарушают правописание или нормы речевого употребления слова. При повторении нужно активизировать ту этимологическую форму, которая усиливает и определяет написание. Например, в слове горизонт школьник допускает ошибку в написании о. Учитель напоминает опорное написание ороз, означающее на греческом языке "предел". Если же допускается ошибка в написании и, то напоминается опорное написание оризо - "ограничиваю".

На этапе закрепления изученного  можно использовать следующие виды работ: творческое списывание, письменные ответы на вопросы, игра «Верно ли?», словарные диктанты с опорой на этимологию, этимологические кроссворды, составление загадок с применением этимологических справок.

Творческое списывание

Используется с целью закрепить в памяти учащихся значение изучаемых слов. Творческое списывание применяется на разных уроках. Для работы используются слова и некоторые научные термины, значение и правописание которых изучалось с опорой на этимологию.

Задание: Напишите на месте точек подходящие по смыслу слова.

Русский  язык.

1) Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки называют .... 2) Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют ... . 3) ... — это слова, совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению.

Математика.

1) Размер, объём, протяжённость предмета называется ....

2) ... — это единица длины, сотая часть метра. 3) Основная единица массы, равная тысяче граммов, — ... .

Природоведение

1) ... — это коллекция засушенных растений. 2) Видимая граница неба и земной или водной поверхности называется ....

Письменные ответы на вопросы

Эти вопросы однотипны и начинаются одной фразой: как называется...

... тетрадь из плотных листов в переплёте для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом)

... форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга? (Соревнование)

Игра «Верно ли?»

Верно ли, что...

... слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню?

(Неверно. Слово портной исконно русское и восходит к слову порт в значении «полотно». Слово портфель восходит к французскому porter (портэ), что значит «носить».)

... слова ветеран и ветчина восходят к одному историческому корню?

(Верно. Слова ветеран и ветчина восходят к латинскому ветус, что значит «старый».)

Словарные диктанты с опорой на этимологию

Словарные диктанты с опорой на этимологию позволяют активно обогащать словарный запас учащихся. В такие диктанты включаются только те слова, с этимологией которых дети уже познакомились.

Объяснительный диктант с лексическим заданием.

Для этого вида диктанта обычно подбираются слова на изучаемое орфографическое правило. Например, изучается правило о написании -ы- или -и- после Ц. Диктант проводится следующим образом.

Учитель: Как называется точная выдержка из произведения?

Как называется род деревьев и кустарников семейства мимозовых, ветки которого покрыты острыми шипами?

Как называется инструмент для вычерчивания окружностей, дуг?

Этимология используется учащимися при объяснении написания слов.

Узнай слово по полной этимологической справке.

В этом виде диктанта учитель называет исторический корень, от которого образовано слово, и значение этого корня. Например: это слово произошло от...

... общеславянского ДОР, что значит «расчищенное место».

... восточнославянского КОРЗАТЬ — «рубить ветки, счищать кору».

Узнайте слово  по началу этимологической справки к нему.

В диктанте этого вида задание усложняется. Этимологическая справка даётся уже не в полном виде. Для того чтобы дети отгадали нужное слово, учитель называет только то, к которому оно восходит по происхождению, не указывая его значения. Например: это слово произошло от... ... лат. salfo (сальфо). ... лат. vermis (вермис). ... лат. vita (вита).

Диктант активизирует мышление ребёнка, способствует уточнению и закреплению в его памяти лексического значения слова.

Диктант с обоснованием.

Выполняя это задание, школьники вспоминают слово или исторический корень, к которому восходит данное, и записывают сначала его, а потом уже диктуемое слово. (ветус) ветеран, (сольдо) солдат, (литера) литература, (микро) микроб.

Самодиктант.

Задание: вспомни и запиши как можно больше слов...

... имеющих в своём составе исторический корень -кол- (от коло) со значением «круг». Колесо, коляска, колесница, колея, кольцо, кольчуга, около, околица, околыш, околоток, колобок.

... имеющих в своём составе исторический корень -кор- (от кора).

Корабль, кораблик, корабельщик, кораблестроитель, корабельный, корыто, короб, коробка, корица, коричневый и др.

Аукцион «трудных» слов.

Проводится устно. Побеждает тот, кто последним назовёт слово с указанным в задании признаком.

Учитель: Назови слова, имеющие в своём составе исконно русский исторический корень -чар- в значении «волшебство, колдовство». Чаровать, очаровать, очаровывать, очарование, очаровательный, чародей, чародейка, разочаровать, разочарование и др.

Назови слова, восходящие к греческому tele- (теле), что значит «вдаль, далеко».

Телевизор, телевизионный, телевидение, телеграф, телеграфировать, телеграфист, телеграфистка, телеграмма, телефон, телефонный, телефонист и др.

Принципиальным отличием  этих диктантов  является то, что они направлены прежде всего на формирование у ребенка навыка вникать в значение слова путём анализа его структуры, осмысливать его семантические связи с другими лексическими единицами современного русского языка.

Сочинение - миниатюра.

Учащимся предлагается из предложенного списка изученных слов выбрать одно и написать маленькое сочинение на тему: "Почему это слово так называется?"

Этимологические кроссворды

Кроссворды могут быть эффективно использованы для закрепления знаний, полученных в процессе словарной работы с опорой на этимологию.

Угадайте слово по этимологической справке к нему.

Кроссворд «Техника»

По горизонтали:

1.Слово имеет в своём составе греч. элемент photos «свет» и обозначает аппарат для фотографирования.

2.Слово восходит к лат. ventus «ветер» и обозначает прибор, предназначенный для проветривания помещений.

3.Слово восходит к греч. tele «вдаль, далеко» и обозначает аппарат для разговора людей на расстоянии.

По вертикали:

Контрольное слово восходит к лат. computare «вычислять» и обозначает информационно-вычислительную машину.

Составление загадок с применением этимологических справок.

При составлении загадок используется метод сравнения и сопоставления. Необходимо выделить важные, существенные отличия предмета или явления от других по цвету, форме, размеру, составу, запаху, вкусу, звуковым особенностям. Выделить характерные особенности предмета можно в ходе свободных высказываний о нём, выбирая при этом главные, или используя план ответа, который заранее подготовил учитель.

Например, при работе над словом стрекоза выясняется, что у неё большие глаза, есть крылья, она летает и на лету ловит насекомых. После знакомства с этимологией слова дети узнают, что при полёте стрекоза издаёт характерное стрекотание крыльями.

Выпишем все характерные особенности стрекозы в левый столбик и обозначим его: какая? Что делает? В правый столбик выпишем названия предметов, которые похожи на стрекозу или совершают сходные действия. Этот столбик обозначим: на кого похожа? Кто делает так же? Между столбиками вставим слово «как» или «а не». Получим несколько загадок.

4. Этап контроля и самоконтроля.

На данном этапе учитель и учащиеся контролируют грамотность написания слов и выражений, к которым давались этимологические справки.  Сформированность навыка проявляется, когда написание изучаемой орфограммы становится для учащихся не целью, а средством в решении речевых задач. На этом этапе следует проводить диктанты, изложения, сочинения различных видов.

Итак, использование этимологического анализа на уроках русского языка при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение орфографии на научную основу. При этом оказывается задействованным сознание ребёнка, благодаря чему словарно-орфографическая работа становится более эффективной.

Этимологический анализ в начальной школе должен применяться как вспомогательный приём для орфографических, лексических и других практических целей и проводиться учителем с учётом возрастных особенностей учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этимологи ческий анализ слов 1 2 3 4 Краснова Ж.Е., учитель начальных классов МБОУ Гимназии № 6 Г.Мурманска

Слайд 2

Этимология раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слова, а также исторических изменений в структуре слова и его значениях

Слайд 3

Этимологический анализ - делает урок более интересным, необычным, - вносит в него элементы игры, занимательности, прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, мышление, воображение, память, знакомит детей с историей и культурой русского языка, учит работать со словарями разных видов

Слайд 4

Этапы подготовительный ориентировочный закрепительный контроль самоконтроль

Слайд 5

Задачи подготовительного этапа Познакомить с непроверяемым словом, выяснить лексическое значение. 2. Научить орфоэпическому и орфографическому проговариванию слова. 3. Формировать умение находить орфограмму, определять её класс и тип. 4. Познакомить с этимологической справкой.

Слайд 6

Белый цветок, зеленый листок, Ягодка одна, но жесткая она. А когда поспевает – всех удивляет: Ярко-оранжевой, мягкой бывает. м о рошка Морошка – « морох » - состоящая из маленьких частей

Слайд 7

— Вспомните, что нового вы узнали о слове морошка ? — Слово морошка произошло от « морох » — «мелкий дождь». Плод морошки состоит из множества мелких частей. — Как вы напишете это слово? — Мо-рош-ка . С безударной гласной о в первом слоге. — Почему? Докажите. — Слово морошка можно проверить словом « морох » - «мелкий дождь». Ориентировочный этап Объект - непроверяемое слово Цель - правильность и осознанность написания

Слайд 8

Закрепительный этап Творческое списывание Напишите на месте точек подходящие по смыслу слова: Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки называют .... Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют ... 1. Размер, объём, протяжённость предмета называется ... 2. ... — это единица длины, сотая часть метра. 3. Основная единица массы, равная тысяче граммов, — ... ... — это коллекция засушенных растений. Видимая граница неба и земной или водной поверхности называется .... Русский язык Математика Окружающий мир орфограмма этимология величина Сантиметр килограмм Гербарий горизонт

Слайд 9

Письменные ответы на вопросы ... тетрадь из плотных листов в переплёте для рисунков, коллекций, фотографий? ... форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга? Как называется … Игра «Верно ли?» Верно ли, что... ... слова портной и портфель произошли от одного исторического корня? ... слова ветеран и ветчина произошли от одного исторического корня? альбом соревнование Нет. «Порт» – полотно, « портэ » – носить Да. « Ветус » - старый

Слайд 10

Словарные диктанты с опорой на этимологию Объяснительный диктант с лексическим заданием Как называется точная выдержка из произведения? Как называется род деревьев и кустарников семейства мимозовых, ветки которого покрыты острыми шипами? -Как называется инструмент для вычерчивания окружностей, дуг? цитата акация циркуль

Слайд 11

Узнай слово по этимологической справке Это слово произошло от... ... восточнославянского КОРЗАТЬ — «рубить ветки, счищать кору» ... общеславянского ДОР, что значит «расчищенное место» Узнай слово по началу этимологической справки лат. s ignum ( сигнум ) - ит. vermis ( вермис ) - лат. vita (вита) - «червячок» - вермишель «жизнь»- витамин «знак» – сигнал - дорога - корзина

Слайд 12

Диктант с обоснованием ( Ветус ) ветеран, (сольдо) солдат, (литера) литература, (микро) микроб. Самодиктант Вспомни и запиши как можно больше слов... ... имеющих в своём составе исторический корень -кол- (от коло) со значением «круг» Колесо, коляска, колесница, колея, кольцо, кольчуга, около, околица, околыш, околоток, колобок ... имеющих в своём составе исторический корень - кор - (от кора) Корабль, корыто, короб, коробка, корица, коричневый

Слайд 13

Аукцион «трудных» слов Назови слова, произошедшие от -чар- в значении «волшебство, колдовство» Очаровать, чародей, разочаровать и др. Назови слова, произошедшие от греческого tele - (теле), что значит «вдаль, далеко» Телевизор, телевидение, телеграф, телеграмма, телефон и др. Сочинение - миниатюра Выбери слово и напиши маленькое сочинение на тему: «Почему это слово так называется?» Деревня, капуста, лисица, песок .

Слайд 14

Этимологические кроссворды 1.Слово имеет в своём составе греч. элемент photos «свет» и обозначает аппарат для фотографирования. 2.Слово восходит к лат. ventus «ветер» и обозначает прибор, предназначенный для проветривания помещений. 3.Слово восходит к греч. tele «вдаль, далеко» и обозначает аппарат для разговора людей на расстоянии. 4.Слово восходит к лат. computare «вычислять» и обозначает информационно-вычислительную машину. к п м о т ю ь р е а т о ф а п п т а р н е в я л и о т е т р о ф л н

Слайд 15

Составление загадок стрекоза Какая? Что делает? На кого похожа? Кто делает так же? большеглазая летает стрекочет ловит насекомых лягушка, рыба самолёт, воздушный змей сверчок, сорока птица, ёжик как ,а не Большеглазая, а не лягушка. Летает, а не самолёт. Стрекочет, а не сверчок. Ловит насекомых, а не птица.

Слайд 16

Этап контроля и самоконтроля диктанты сочинения изложения Написание орфограммы - не цель, а средство решения задач

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Звуковой анализ слов. Сравнение звуков"

Приложение к конспекту урока по обучению грамоте....

Презентация занятия по теме: "Звук и буква И. Звуко-буквенный анализ слов".(По сказке К.И.Чуковского "Тараканище".)Для 2 класса(ФФНР).

Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий.Для детей 2 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формировани...

Презентация-игра "Звуковой анализ и синтез слов. Домашние птицы"

Данная презентация предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети в игровой форме определяют первый и последний звук в названии домашних птиц, выбирают картинки с заданным зву...

Презентация-игра "Слоговой анализ и синтез слов. Домашние птицы"

Данная презентация предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети в игровой форме определяют количество слогов....

4 сыйныфта әдәбият дәресе. Ә. Еникинең “Матурлык” әсәренә анализ. Дәрес планы һәм презентация.

4 сыйныфта әдәбият дәресе. Ә. Еникинең “Матурлык” әсәренә анализ. Дәрес планы һәм презентация....

Презентация "Звуковой анализ слова" (1 класс)

       Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих успешность ученика. Именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.Изменения в содерж...