Формирование ключевых компетенций младшего школьника
статья на тему

Скворцова Марина Сергеевна

В этой статье раскрывается понятие "компетентность" и их основные группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций младшего школьника .

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

Компетенция в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Формирование ключевых компетентностей – это способность человека правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принять решение, достигнуть результата.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. К окончанию школы у будущих выпускников должны быть сформированы способности ориентироваться во взрослом мире и решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных.

Чтобы сформировать ключевые компетенции, необходимо начинать развивать определенные навыки,  способствовать вырабатыванию универсальных учебных действий уже с начальной школы. То, что можно сформировать у младшего школьника , используя преемственность, продолжают развивать дальше и формировать новые действия учителя с средней и старшей школе.

Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент.

Например, история нужна детям для формирования духовного облика, а это социальная компетентность. Для формирования черт характера: терпимости, трудолюбия – рефлексивная компетентность. Понимание событий истории придаёт ребёнку уверенности в себе, а это коммуникативная компетентность. Ребёнок узнаёт новое о людях, открытиях – это информационная компетентность. Если ребёнок связывает свою жизнь с историей – это технологическая компетентность.

Группы ключевых компетенций

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

 Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир

 Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

 Учащиеся умеют самостоятельно планировать свою деятельность. Способны к самореализации, активны в выборе деятельности, способны к самообразованию. Благодаря участию в проектно-исследовательской деятельности овладели навыками продуктивной деятельности. Что же мы, учителя начальных классов, можем здесь развить?  Мы можем научить детей учиться, то есть учить себя: а именно: прививать самостоятельность, предлагать найти не одно решение какой-либо значимой задачи,  частично «добывать» информацию,  необходимую для постижения чего-то нового, не останавливаться в своем развитии, каждый день получать порцию нового, неизведанного, а потому интересного. Немало важным умением, которое мы должны формировать,  оценивать свою работу, свои достижения. Отсюда вытекает следующий приоритет – компетенция личностного самосовершенствования. Здесь очень важен пример, который видит перед собой ребенок: на доступном пониманию младшим школьником тех или иных целей, формировать такие ценности, которые требуют развития на протяжении  всей жизни, а именно осознание того, что человек должен учиться постоянно, чтобы самосовершенствоваться.

Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

 Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

          Мы должны научить детей общаться, взаимодействовать с окружающими людьми, причем не только со сверстниками, но и взрослыми.  Здесь очень хочется обратить внимание на  формирование умений работать в группе, принимать или не принимать точку зрения другого человека, обосновывая свою позицию,  вырабатывать способность принимать совместные решения, находить консенсус, нести ответственность за принятое решение, уметь договариваться, разрешать возникающие проблемы мирным путем, уметь презентовать себя, итоги своей работы. Достижению положительных результатов  в  этом направлении способствует не что иное, как учебное проектирование, которым активно используют в своей методике учителя  начальных классов.

 Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи.

 Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данной компетентности относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

      Формирование компетентностей начинается с мотивации. Мотивация – это направленность ученика на определённую деятельность, связанная с его отношением к ней.

Для поддержания мотивации мы используем креативные (творческие) задания:

  1. Задания с запланированным результатом;
  2. Задания, вызывающие интеллектуальные затруднения;
  3. Задания с постепенным усложнением заданий для низко мотивированных учащихся.

Если нам удаётся изменить мотивацию ученика, то создавая ситуацию успеха на уроке, мы развиваем зону ближайшего действия (вместе с учителем), а когда ученик выполняет работу сам, без помощи учителя – зону ближайшего развития

  Обучение ученика самооценке его собственной деятельности -      это важный этап, на котором ученик  обучается самооценке с помощью приёмов: например, сравнение результата своей деятельности с эталоном – образцом полного и правильного ответа; взаимопроверка.

Сравнение своего результата с эталоном занимает совсем мало времени, не отвлекает ученика от оценивания своей работы и вызывает у него интерес.

При этом формируется технологическая, рефлексивная, информационная и коммуникативная (при условии работы в паре или группе) компетентности.

Формирование ключевых компетентностей на уроках не возможно без групповой работы. Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся в период работы функций традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих.

Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы, подбора консультантов, умения учеников сотрудничать друг с другом, взаимоотношений между членами группы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 17

Выступление на ШМО

по теме: «Формирование ключевых компетенций младшего школьника»

Работу выполнила:

учитель начальных классов

Скворцова М.С.

Август 2014год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Обмен опытом на педагогическом совете по теме "Компетентностный подход"...

Мастер-класс: "Карта познания" как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника в рамках ФГОС.

Составление "Карты познания" является эффективным приемом по формированию и развитию критического мышления ,активизации познавательного процесса, формирования навыков самоанализа и самоконтроля.В данн...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях...

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, ч...

Формирование ключевых компетенций младших школьников

В связи с модернизацией Российского образования, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна ф...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность

Статья "Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектную деятельность"...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результато...