Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
опыты и эксперименты на тему

Никулина Елена Николаевна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме " Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе для достижения современного качества образования в условиях ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов МОУ «СОШ № 24» г.о. Саранска

Никулиной Елены Николаевны

 

1. Актуальность и перспективность опыта

Федеральные государственные образовательные стандарты основной образовательной программы начального школьного образования определяют как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в школьных учреждениях. Таким образом, актуальность обусловлена тем, что современный человек, общество и государство нуждаются в здоровьесберегающем образовании. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся   очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Одной из приоритетных задач реформирования образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Школа имеет уникальную возможность решения задач сохранения здоровья детей, так как через неё проходит все население страны. В законе РФ «Об образовании» обозначена ответственность образовательных учреждений за жизнь и сохранность детей, укрепление здоровья детей и забота о нем как одна из главных задач школы.

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.  

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

2. Концептуальность

   В современных условиях модернизации российского образования деятельность учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, культура здоровья, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений.

Среди факторов, влияющих на здоровье ребенка, можно выделить общие и внутришкольные. При этом оценивать здоровье ребенка необходимо в рамках той среды, которая является для него основной.

        Негативно влияют на здоровье ребенка как уровень социально – экономического развития региона и общества в целом, так и материальный уровень семьи, семейные установки и модели поведения, наследственность, экологическое состояние окружающей среды.

В школе отрицательными факторами являются:

  • стрессовая тактика педагогических воздействий
  • стресс ограниченного времени
  • оценочный стресс 
  • несоответствие методик и технологий обучения и оценивания возрастным особенностям учащихся, интенсификация и нерациональная организация учебного процесса;
  • отсутствие системной комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • недостаточная квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, охраны здоровья школьников.

Эти факторы приводят к нарушениям физического и психического здоровья обучающихся: невротизация личности школьников, деформации характера, снижение адаптационных возможностей, повышение риска хронических и инфекционных заболеваний, формирование беспечного отношения к своему здоровью, снижение иммунитета, снижение мотивации к обучению.

В то же время существуют и положительные факторы, одним из которых являются  технологии обучения, содействующие сохранению здоровья.

По многим другим признакам здоровьесбережение занимает одно поле с гуманистической педагогикой, педагогикой сотрудничества, личностно ориентированной педагогикой и другими аналогичными образовательными системами. Новизна моего опыта связана с попыткой создания системы оптимального сочетания элементов разных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе с точки зрения сохранения здоровья учащихся начальной школы.

3. Теоретическая база опыта

Теоретическое обоснование представленного опыта можно найти в трудах В.И. Ковалько.  В пособии   известного педагога содержится теоретическая и практическая информация о современном состоянии педагогики здоровьесбережения, приводится конкретная программа здорового образа. Также в основе предложенного опыта использую работу Н.К.Смирнова,  основное содержание понятия «здоровьесберегающая образовательная технология».

Теоретической базой опыта явились работы М.В.Антроповой, М.Т.Матюшонок, М.М.Безруких, Г.Н.Сердюковской, требующие не столько медицинского, сколько педагогического осмысления. Большое значение в решении проблем формирования здоровой личности имеет работа А.А.Дубровского «Лечебная педагогика». Сравнительно недавно российские ученые Н.М.Амосов, И.В.Чупаха, Н.К.Смирнов, Н.В Сократов, В.И. Ковалько, Ш. А. Амонашвили, в своих монографиях, учебных пособиях обратились к теме здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни. Ученые нашей республики не находятся в стороне от данной проблемы. В 2000г. в Саранске вышел сборник «Формирование здорового образа жизни у школьников и молодежи», интересно и познавательно пособие «Система формирования ценностей здоровья у школьников в условиях национального региона» под редакцией Михаила Александровича Якунчева и Степана Павловича Голышенкова, где отражается система формирования здоровья школьников с учетом национально-региональных особенностей.

 Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Здоровье – основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.

 В основе организации жизнедеятельности школы, работающей в рамках здоровьесберегающих технологий, заложены следующие принципы:

 - принцип демократичности и гуманности реализуется через игровые технологии, приоритетом индивидуального подхода, гуманистической направленностью содержания (Ш.А.Амонашвили).

 - принцип эффективного межличностного взаимодействия, основанный на технологиях сотрудничества, гуманистическом подходе во взаимодействии ученик – учитель, ученик – ученик

 - принцип личностно-ориентированного подхода.

 - принцип научности и развивающий характер обучения: логическая структура учебного материала имеет в своей основе логику науки, при этом обучение признается ведущей движущей силой развития ребенка (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, Б.Д.Эльконин, В.В.Давыдов).

 - принцип природосообразности: любой человек часть природы, окружающей среды и понимание этого, понимание и оценка своей роли в этой среде и есть этапы развития и формирования целостного мировоззрения. Представление о бесконечности природы, ее глобальности и соответствующем месте своем в этом мире ведет к формированию у ребенка целостных абстрактных понятий и образов, делающих мир более понятным и повышающим степень мотивации в познании его (Я.А.Каменский, И.Г.Песталоцци).

 

 

4. Педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея – создать среду, максимально поддерживающую сохранение и развитие физического и психического здоровья учащихся, формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, развитие ученика как личности (его социализация).

Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей.

5. Оптимальность и эффективность

Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что ведет к повышенной заболеваемости. Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35-минутная продолжительность урока, для учащихся 2-4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, динамической паузы, разучивание комплекса физических упражнений и других. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому сложно требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока,  необходимо переключение с одного вида деятельности на другой,  изменение позы ребенка. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения и проводятся физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Физкультминутки проводятся с учетом специфики предмета, зачастую с музыкальным сопровождением.

В состав упражнений для физкультминуток обычно включаются:

-упражнения по формированию осанки,

-упражнения по укреплению зрения,

-упражнения по укрепления мышц рук,

-упражнения для позвоночника,

-упражнения для ног.

Большое внимание уделяется выбору места учеников на уроке. Рассаживая учащихся, принимается во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и наличие нейропсихологических особенностей. Каждый месяц дети пересаживаются. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию ребенка относительно доски; во-вторых, обеспечивает более равномерные условия освещения.

Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости - специально сконструированных и индивидуально дозированных игр оздоровительной направленности.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока, показателем которой являются:

-объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

-нагрузка от дополнительных занятий в школе;

-занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Большое значение имеет психологический климат на уроке. Детям необходима эмоциональная разрядка, положительно окрашенный эмоциональный фон, принятие учителем их эмоционально-психологического состояния. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.  Я считаю, урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок,  уместных остроумных шуток, использования поговорок, музыкальных минуток.

Особое внимание уделяется работе, требующей повышенной зоркости, зрительного внимания, так как зрительная информация играет большую роль в развитии познавательной сферы и личности в целом. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся, начиная со второго года обучения в школе. И чтобы этого не произошло, регулярно выполняются элементы зрительной гимнастики.

В концепции здоровьесберегающего обучения можно выделить следующие составляющие:

- организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий;

- игровые технологии;

- веселые физкультминутки на уроках в начальной школе;

- работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках;

- дыхательная гимнастика;

- игровой массаж;

- формирование навыков здорового образа жизни;

- взаимодействие с семьей в формировании у детей стремления вести здорового образа жизни.

В своей деятельности я использую образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности:

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Основной принцип преподавания – это истинное уважение к личности ученика. На уроке создаётся атмосфера радости и взаимопонимания, которая благоприятствует творчеству.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

На уроках использую различный занимательный материал (стихи, викторины, конкурсы, загадки, пословицы, задачи):

- На уроках русского языка напоминаю о правильном положении тетради  и ручки стихотворением:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу

Я друзья от вас не скрою ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь. За работу я возьмусь.

 

Или о правильной посадке при письме:

Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

На уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах меда, овощей, орехов, ягод. Я рассказываю детям о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями. В 3-4 классах, когда мои ученики решают задачи на движение, я говорю  им о том, что пешие, лыжные, велосипедные прогулки закаляют наш организм и укрепляют здоровье.

Для уроков русского языка тщательно подбираю упражнения, которые позволяют мне решать не только обучающие задачи, но и задачи сохранения здоровья моих учеников. Я обращаю внимание на содержание текстов, предложений, которые напоминают  о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье. Прививать ученикам навыки здоровьесбережения мне помогают пословицы. Соответствующие данной теме, которые я использую в своей работе.

6. Результативность опыта

Опыт работы показывает, что здоровьесберегающие технологии способствуют повышению мотивации к обучению, росту эффективности учебно-воспитательного процесса. Применение здоровьесберегающих технологий позволяет повысить качество знаний. Кроме того, у детей отмечается рост мотивации к обучению, в классе благоприятный эмоционально-психологический климат. Большинство детей занимаются в спортивных кружках и секциях. 100% учащихся класса охвачены горячим питанием.

Использование здоровьесберегающих технологий дает стабильные результаты в повышении качества знаний по предметам:

Предмет

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Математика

72%

-

71%

Русский язык

56%

-

72%

Литературное чтение

68%

-

75%

Окружающий мир

76%

-

73%

Кроме того, учащиеся отмечают отсутствие усталости к концу урока, эмоциональный комфорт на уроке, постоянную поддержку со стороны учителя.

7. Возможность тиражирования

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки. В 2011-12 уч. г. – выступала на педсовете по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе». 2012-13 уч. г. – участвовала в Международном заочном методическом семинаре «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» с представлением собственного педагогического опыта. Для родителей обучающихся провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, по проблемам воспитания культуры здоровья в семье.

8. Вывод

Таким образом, основные задачи учителя, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключаются в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

 Только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, способен активно жить и добиваться успеха в современном мире.

 Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских  коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Хочется закончить словами Г. Доман:

«Высокоразвитый человеческий интеллект берёт своё начало в человеческих движениях».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...