мастер-класс "технология деятельностного метода на уроках коми языка"
статья на тему

Белых Ольга Ивановна

мастер-класс "технология деятельностного метода на уроках коми языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tdm_na_urokakh_komi_yazyka.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

        Белых Ольга Ивановна МБОУ «Часовская СОШ», Сыктывдинского района, Республики Коми        

Мастер-класс «Проектирование урока коми языка с позиции технологии деятельностного метода»

Цель мастер-класса:

- Познакомить слушателей с ключевыми позициями современного урока.

- Выяснить, в чём суть изменений урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

   Тема моего мастер-класса  «Проектирование урока коми языка с позиции технологии деятельностного метода». Мы все знаем, что каждый ученик индивидуален, то же касается и учителей. К внедрению ФГОС каждый учитель готов по-разному. Слайд 1.

    Принцип ТДМ можно выразить словами  китайской  мудрости «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Суть его заключается  в том, что формирование личности ученика  осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Слайд 2.

   Прежде всего рассмотрим урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком традиционной системы обучения, чтоб увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Слайд 3.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили 
 

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей


   Результаты сравнений показали, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и нужно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию.

Слайд 4. Уроки коми языка – особая головная боль учителей начальных классов. Детей, понимающих коми язык становится все меньше. В прошлом выпуске в моем классе из 100 %  – 20% детей знали коми язык только  на уровне понимания отдельных слов, лишь 10% могли ответить на простейшие вопросы. Родители также испытывают трудности  в оказании помощи при изучении ребёнком коми языка. Казалось бы могли помочь словари, но здесь тоже возникли проблемы:

  • Сложность в приобретении коми-русских словарей
  • В словарях лексика представлена в алфавитном порядке
  • Сложность в использовании словарей и грамматических справочников детьми и их родителями
  • Словари не иллюстрированы

   Первым этапом для эффективного обучения коми языка стало создание своих словарей по изучаемым разделам.

   Слайд 4-8. На слайдах представлены лексические темы. Словари 4-классников и 1-классников.

    Работа по созданию учащимися коми-русского словаря-справочника, который можно систематически дополнять и использовать в урочной и внеурочной деятельности, развивает коммуникативную компетенцию учащихся и повышает уровень их подготовки по коми языку.

    В словарях можно сгруппировать лексические единицы по темам для упрощения использования в урочное и внеурочное время, систематически увеличивать количество лексических тем, развивать творческие способности учащихся, повышать уровень мотивации учащихся к изучению коми языка.

 

    Слайд 9.Применима ли технология деятельностного метода к урокам коми языка? Прежде всего давайте вспомним этапы урока технологии деятельностного метода. Перед вами есть все эти этапы, давайте попробуем их установить. Работа в группах: восстановление последовательности этапов уроков по технологии деятельностного метода.

   Слайд 10. Вот что у нас получилось.

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

   Я приглашаю вас на урок коми языка в 1 классе по теме «Гортса пемöсъяс». Представьте, что вы первоклассники, которые не знают коми языка, прошли тему «Чачаяс» и «Менам горт»

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:  Выработка на личностно- значимом  уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.

Правда, слов великих

Мой язык не знает.

Но зато он скромен –

Много не болтает.

Я люблю всем сердцем,

Свой язык чудесный,

И на нем я первый

Пел негромко песни.

- Это отрывок из стихотворения Ивана Куратова, переведенного на русский язык. Как относился к коми языку Иван Куратов? Слайд 13.

- Хотелось бы вам также гордиться языком коми народа? Что для этого надо?

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

а) Характеристика погоды. Слайд 14-19.

- А начнем мы наш урок с описания сегодняшнего дня.

   Время года, месяц, день недели, погода.

б) – Что же принесла нам такая замечательная погода? Слайд 20.

- Перед вами текст, прочитайте его, о чем в нем говорится?

   Тайö менам горт. Сiйö выль, ыджыд да мича. Гортын эм нёль öшинь да öдзöс. Гортын олöны гортса пемöсъяс: мöс, кань, пон, порсь, чипан, вöв.

  Ответы детей, но последнее предложение они объяснить не могут.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей.

- О чем же говорится в последнем предложении? (не знаем)

- Может иллюстрация сможет помочь? Ваши предположения что это может быть? (домашние животные, растения и т.д.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Какую цель ставим перед собой? (узнать, что обозначают эти слова)

- Для чего? (это связано с нашим домом, интересно, чтоб общаться с коми людьми)

- А узнать значение этих слов нам помогут загадки. Что лежит в наших конвертах?  (картинки и слова)

- Как будем работать?

  1. Узнаем значения этих слов через загадки.
  2. Оформим страничку в словарике.
  3. Постараемся запомнить слова.
  4. Составим с ними предложения. Слайд 21.

- А где мы их будем собирать? (в словариках)

- Для чего? (вспомнить, если забудем, узнать о них что-то новое и дополнить)

5. Реализация построенного проекта.

Цель: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задач такого класса или типа вообще.

Дети отгадывают загадки, закрепляют картинки и слова в словариках, проговаривают слова.

Слайд 22-27.

а) Голодна – мычит,  сыта – жует,

Малым ребяткам молочка дает.

(корова- мöс)

б) С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком. (собака – пон)

в) Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

С водой не знается.

(кошка – кань)

г) Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь.

(свинья – порсь)

д) Подкованы ноги,
Бежит по дороге:
Грива дугою,
А хвост метлою. (лошадь – вöв)

е) Мы – хозяйственные птички!
По утрам несём яички
Людям к завтраку, а днём –
Ходим, что-нибудь клюём.

 (куры – чипан)

- Как их можно назвать одним словом? Посмотрите на наш текст, может он подскажет? (гортса пемöсъяс) Слайд 28.

- Какую часть проекта выполнили?

- Что продолжаем выполнять?

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания.

Игра «Жокей и лошадь»

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки со словами, вторые – с картинками. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Если лошадь согласна, они берутся за руки, поворачиваются к остальным и громко называют слово.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

   Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

-  Давайте проверим, как вы запомнили слова?

- Посмотрите, на листочках написаны звуки, которые произносят эти животные. Догадайтесь по ним, что это за животное?

«Му-у-у!» - тайö _________ (мöс)

«Мур-р-р» - тайö _________ (кань)

«Ув-в-в!!» - тайö _________ (пон)

«Кот-кот-кот!» - тайö _________ (чипан)

«Иго-го» - тайö _________ (вöв)

«Хрю!» - тайö _________ (порсь)

Самопроверка и проговаривание. Слайд 29.

- Что нам осталось сделать? (составить предложения)

8. Включение в систему знаний и повторение.

   Цель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом – повторение, закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

- А теперь расскажите о животных, которые есть у вас дома.

Учебник страница 40 задание 3. Слайд 30.

Работа в парах. Составление диалога. Слайд 31.

- Тэнад эм гортса пемöс?

- Да, менам эм … . (Менам некод абу.)

- А тэнад коді эм?

- Менам эм … . (Менам некод абу.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

   Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения границ и применения нового способа действия.

- Закончи предложение.

Ме тöдмалі гортса пемöсъяс …, …, …

Ме верма … .

Мен вöлі сьöкыд … Слайд 32.

   Для того чтоб разнообразить уроки  я применяю материал из журнала «Би кинь», всевозможные раскраски, задания на нахождение ошибок, составление диалогов.

Слайд 33.

   Тема «Сёян-юан», этап включения в систему знаний  дан текст «Пöль  магазинысь ньöбис сизим мандарин, йöв, нöк, еджыд нянь» и иллюстрация к нему. Дети читают текст, рассматривают иллюстрацию и находят ошибки.

Слайд 34.  

   Тема «Сёян-юан», этап включения в систему знаний . Дети составляют диалог с помощью иллюстраций.

Ме радейта сёйны … . Тэ радейтан сёйны … ?

 Ме (ог радейт) радейта сёйны …

   Очень эффективно на этапе включения в систему знаний и повторение проведение игр.

  Тема  «Сёян-юан». На одном из столов разложены продукты или картинки, на них ценники (повторение чисел), один из детей продавец, остальные покупатели. У детей «деньги» (муляжи). Каждый подходит что-то покупает, расплачивается за товар.

   Так же можно поиграть по теме «Чачаяс». Только уже продаются игрушки.

 

Игра «4 лишний» Слайд 35.

   В завершении хочу сказать, что, прежде всего на каждом уроке нам, учителям,  необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, чтобы захотел это узнать.

Рефлексия  Слайд 36.

Перед вами три картинки:

1 – я прослушал и отправил в корзину.

2 – меня заинтересовала технология и возникли вопросы.

3 – я буду применять эту технологию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация деятельностного метода на уроках русского языка - круглый стол для учителей начальных классов

Реализация деятельностного метода на уроках русского языка - круглый стол для учителей начальных классов....

Системно-деятельностный подход на уроках английского языка в начальной школе на основе метода проектов

Выступление на районном профессиональном обединении учителей иностранного языка по теме «Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения»....

Деятельностный метод на уроках русского языка как фактор повышения качества образования

           Деятельностный метод – метод обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавател...

мастер-класс "технология деятельностного метода на уроках коми языка"

мастер-класс "технология деятельностного метода на уроках коми языка"...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Технология деятельностного метода (структура урока) на уроках развивающего обучения.

В данном выступлении содержится описание этапов урока русского языка в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Имеется сопровождение в виде презентации....

Педагогический проект«Системно-деятельностный метод в обучении русскому языку как необходимое условие качественного образования »

Стремительные социальные преобразования, которые переживает наше общество в последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.    ...