Системно-деятельностный подход на уроках английского языка в начальной школе на основе метода проектов
статья по теме

Иванова Ольга Александровна

Выступление на районном профессиональном обединении учителей иностранного языка по теме

«Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rpo.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Люди вовлекаются в "действия", которые не удовлетворяют непосредственно потребности, но дают вклад в последующее возможное удовлетворение потребности. Зачастую эти действия имеют смысл только в социальном контексте совместной деятельности. Это привело его к разделению "деятельности" которая удовлетворяет потребности, и "действий", которые делают вклад в деятельность».

Леонтьев А.А.

Педагогическая система учителя является определяющим фактором, обеспечивающим результативность и эффективность его педагогического труда. Также определена и модель человека XXI века, способного успешно реализовать себя в быстро меняющемся и динамичном обществе.

При подготовке молодого поколения к жизни в условиях современного общества особенное внимание следует уделять именно развитию мышления, а не репродуктивной способности по воссозданию ограниченного набора определенных знаний.

Предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые метапредметны по своему характеру.

Таким образом, возникает необходимость активного внедрения в образовательный процесс деятельностных технологий, которые и позволяют решать данные задачи, полностью соответствуют вызовам и требованиям времени. На реализацию данных технологий в обучении учащихся английскому языку и направлена моя система работы.

Главной идеей своего опыта я вижу в создании эффективной и результативной системы преподавания английского языка на основе системно-деятельностного подхода через использования, разработку, исследование, проектирование. Идея опыта – внедрение в урочную систему и апробирование на уроках иностранного языка различных инструментов и приемов проектирования.

Специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета является сформированное к нему отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овладению предмету. Либо, наоборот, как к предмету необязательному (по сравнению с русским языком и математикой), что влечет за собой отсутствие активности на уроке и невыполнение домашнего задания, вследствие этого – неудовлетворительные оценки, и в результате – негативное отношение к предмету, в целом.

Решение этих проблем, как утверждают психологи, нужно искать в самом ученике, а именно – в мотивационной сфере личности ученика. Ведь мотив – это основа всей человеческой деятельности, в том числе и учебы. Задача учителя заключается в том, чтобы грамотно использовать мотивы учащихся для достижения высокой успешности по своему предмету.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.

В качестве положительной мотивации к изучению английского языка и реализации деятельностного подхода в обучении я рассматриваю включение учащихся в творческую деятельность самых разных форм и видов: выполнение творческих заданий, подготовку самостоятельных проектов и участие в предложенных проектах.

В начальном звене ученик слабо понимает, для чего он учится – чаще всего для родителей, ради оценки. Это создает трудности в научении осознанного овладения знаниями. Но с другой стороны, остается мощный стимул – оценка.

  Изначально дети все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, всюду суют свои носы, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое. Как сделать, чтобы дети были счастливы в школе? Как сохранить у них огонек жажды знаний? Выполнение любого задания требует от ребенка целенаправленных усилий. Собирался в школу, малыш был уверен, что учеба – это радость, надеялся на успех и одобрение учителя. Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть уверенным в себе. Успех в учении вдохновляет на новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. В каждом человеке с детства заложены самые различные способности: их надо только развивать, не боясь труда. Новые подходы требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений, соответствующих приемов организации учебного процесса. Ученик должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Без усилий эмоционального интеллектуального, волевого напряжения – невозможны ни активизация познавательной деятельности, ни сознательного участия в учебном процессе, ни субъектное взаимодействие учителя и ученика.

В педагогической литературе обычно описываются такие творческие виды работы как инсценировки, написание эссе, проектная деятельность.

Проект как инструмент деятельностной технологии.

В основе метода лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую.

В работе над проектом я учитываю следующие требования:

– наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы;

 – практическую и теоретическую значимость результатов;

 – самостоятельную мотивированную деятельность участников проекта;

 – структуирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

 – выявление проблемы, предложение путей ее решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

При этом в ходе совместного исследования использую «круглый стол», «мозговой штурм», просмотры, творческие отчеты.

Выбор тематики проектов может предлагаться как учителем, так и самими учащимися. Мои ученики с большим увлечением выполняют именно тот вид деятельности, который выбран ими самими.

Проектная деятельность позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Структура и этапы проектной работы.

Структура проекта. Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы.

Проектирование. Учащиеся не всегда еще умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приемами проектирования.

 При проектировании я задаю следующие вопросы «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)? Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где еще вы сможете впоследствии применять такие умения?

Роль учителя. В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

 Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, – зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

 Чтобы произвести самооценку проектирования и результата проекта я задаю следующие вопросы:

Почему вы начали разрабатывать этот проект?

Правильно ли сформулировали задачу?

Разнообразны ли были идеи?

Соответствует ли выбранная идея первоначально выдвинутым требованиям?

Удачно ли спланировали и использовали время?

Что сделали бы иначе, если бы снова начали разрабатывать проект?

Какой вклад внес каждый участник в общее дело? Оцените свою работу.

Для кого предназначен проект? Учитывались ли местные условия или возрастные особенности?

Как отнесутся посторонние люди, кто будет использовать наш(ваш) проект?

Была ли достигнута цель, все ли задачи решены?

Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего исследования?

 Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе): творческая работа, презентация по теме и т.д.

Презентация. Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения,

 аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Это акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъемом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен. Технология проекта требует от учителя и ученика умения ставить корректно проблемы и задачи, прогнозировать результаты исследования, проводить разумные оценки, выделять главные и второстепенные факторы для построения моделей, выбирать аналогии и математические формулировки, решать задачи с использованием компьютерных систем, проводить анализ компьютерных экспериментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Игра позволяет преподавателю организовать деятельность обучаемых, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации – то...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе.

Данная презентация рассказывает о системно-деятельностном подходе на уроках русского языка в начальной школе в рамках реализации ФГОС....

Деятельностный подход в обучении на уроках английского языка в начальной школе. Метод проектов.

Специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета является сформированное к нему отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овлад...

Доклад учителя английского языка, Колпиковой Натальи Викторовны, по теме самообразования «Личностно-ориентированный подход на уроках английского языка в начальной школе»

Доклад учителя английского языка, Колпиковой Натальи Викторовны, по теме самообразования «Личностно-ориентированный подход на уроках английского языка в начальной школе»...

Доклад "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе"

Современный человек живёт в эпоху постоянного увеличения объемов информации, в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, т...

Использование метода проектов на уроках английского языка в начальной школе, как средство формирования исследовательской деятельности учащихся

Проектная деятельность школьников, предоставляет ученику широкое поле новой для него деятельности, тем самым помогает глубже осмыслить новые дисциплины, лучше связать знания отдельных предме...