Первые результаты внедрения ФГОС, опыт проб, успехов и ошибок
материал на тему

Первые результаты внедрения ФГОС, опыт проб, успехов и ошибок

(сообщение в рамках заседания МО)

2013 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первые результаты внедрения ФГОС, опыт проб, успехов и ошибок

Учитель высшей категории: Конохова Л.А.

«Преподавание – есть искусство,

 поэтому совершенство недостижимо,

 а совершенствование – бесконечно»

 Л.Н. Толстой

    В 21 веке для того, чтобы человек был успешным, недостаточно владеть предметными знаниями, надо еще обладать компетенциями, которые позволят успешно общаться, управлять собственной деятельностью, освоить и применить любые знания.

   С 1 сентября 2011 года наша школа перешла на образовательные стандарты нового поколения, и основные перемены коснулись в первую очередь начальное звено.  Разработка концепции развития универсальных учебных действий (УУД) в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Школа меняет свое направление, и ее целью  становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

   В новых образовательных стандартах приоритетным направлением является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, и актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий. В условиях внедрения ФГОС меняется содержание психолого-педагогической работы. Для  достижения новых образовательных результатов необходимо участие психолога, а именно, выход на системную работу в составе команды специалистов школы. Поэтому у психолога школы появилась  возможность реализации собственно психологической составляющей.

   Психолог становится полноценным участником образовательного процесса, так как  его деятельность предполагает оценку качества обучения по ряду обязательных критериев.

Данный вопрос является актуальным, так как в настоящее время инструктивные письма, рекомендации не раскрывают деятельность психолога по сопровождению первоклассников при переходе на новые стандарты.

  Учителю начальных классов необходимо иметь чёткое представление о системе оценивания в рамках новых требований. Однако сложность состоит в том, что в настоящий момент на федеральном уровне только разрабатываются:

 -регламенты проведения оценки качества начального образования на различных уровнях (муниципальных, региональных, национальном, на уровне ОУ);

 -положения о проведении оценки качества начального образования на различных уровнях (муниципальных, региональных, национальном, на уровне ОУ);

 -комплекты измерительных материалов для оценки качества начального образования в обозначенных выше областях с инструктивно-методическими материалами;

 -система обработки и анализа данных;

 -рекомендации по интерпретации и использованию результатов оценки качества начального образования на различных уровнях (муниципальных, региональных, национальном, на уровне ОУ.

    Стандарт принят, мы на него перешли в своей работе, работа для педагогов предстоит огромная, но учителям к новому не привыкать, освоится со временем все. А вот родители? Как донести до них, что теперь наши дети - современные, как научить родителей быть помощниками детям так, что бы помощь родителей не расходилась с методами и приемами, используемыми  на уроках? Как сделать так, чтобы родители тоже приняли нововведения и не случилось больших "ножниц" между школой и домом?

Одной из проблем я вижу недостаточное обеспечение классных кабинетов средствами ИКТ. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Дети сейчас более информированы. Наблюдается расширение кругозора, рост эрудиции. У них появились новые возможности - информационный потенциал. Новые стандарты ориентированы на таких учеников.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим  учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта:  оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Я работаю по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Содержание программы по предметам полностью соответствует новым ФГОС.

Сложность заключается в том, что с 2011-2012  учебного года выходят новые учебники, а методические пособия выпускают с большой задержкой (особенно для 2 класса). В 2011-2012 уч. году нужно было самим составлять рабочие программы, на это уходило много времени, было много вопросов.

   Хотелось бы отметить следующие положительные и отрицательные  тенденции в процессе реализации мною  ФГОС:

- недостаточное  использование  в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);

- положительная динамика использования  в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;

- ориентация учебной работы в классе  на организацию здоровьесберегающей среды;

- возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами;

- положительное отношение родителей обучающихся к организации внеурочной деятельности в ОУ.

   Отличительной чертой стандартов  является внеурочная деятельность, на которую отведено 10 часов. Содержание внеурочной деятельности определялось на основе беседы с  родителей и с учетом имеющихся ресурсов учителя и школы.

   Наибольшей популярностью у  моих учеников  пользуются следующие курсы: «В мире искусства», «Этикет и культура общения», «Геометрия», «Чтение с увлечением», «ЗОЖ и культура здорового питания».

   На протяжении всего учебного года в 1 и 2 классах я провожу упражнения-тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии. Вот некоторые из них:

 - выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях и прописи), когда ребенку предлагается оценить результат своего труда, например, написания новой буквы. В конце страницы нарисовать круг и раскрасить его тем цветом или символом, который скажет, как вы оценили свою работу в прописи;

 - научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Для успешного оценивания я ставлю детей в роль учителя, для этого можно просто поменяться тетрадями, прописями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте;

- выполнение самооценки на различных этапах урока, например, этап первичного закрепления, задание – вставить пропущенные слагаемые. Прежде чем дети приступят к выполнению данного задания, прошу каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием.

    Я склонна считать, что самооценке должна предшествовать учительская оценка, поскольку именно она является непременным условием формирования учебной самостоятельности школьника, развития его личности. Давая оценку деятельности каждого ученика, учителю необходимо комментировать свою оценку. Только в этом случае ребенок осознает, в чем он был прав, а в чем неправ. Необходимо подобрать такие слова, чтобы ребенок понял свою ошибку, и чтобы эти слова не были бы унизительными для него. Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты этой работы, педагог особо отмечает тех учащихся, чья самооценка совпала с учительской. В процессе самопроверки и оценки своей работы, несомненно, у ученика формируется объективная самооценка, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, что существенно влияет на развитие личности в целом, на воспитание социально активной, нравственной личности.

   Для полной реализации условий и ресурсного обеспечения образовательных программ начального общего образования необходимо решить следующие проблемы, которые возникали в ходе начала работы по новым ФГОС:

 - обеспечить каждого учителя современным нормативно-программным и учебно-методическим сопровождением по содержательной  части новых стандартов;

 - предусмотреть своевременное обеспечение комплектом учебников всех учащихся;

 - обеспечить учителя диагностическим инструментарием по оценке достижения планируемых результатов обучения;

 - формировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей начальных классов;

 - разработать методические рекомендации по введению новых форм оценивания;

 - ввести в структуру образовательного процесса современные методики и технологии оценивания, позволяющие увидеть динамику роста и развития ребенка.

 - создать условия для повышения квалификации всех педагогов по вопросам реализации ФГОС;

 - создать условия для проведения внеурочной деятельности;

 - создать систему просвещения родительской общественности о достижениях и проблемах реализации ФГОС с использованием всех информационных ресурсов.

Итак,  покажу первые, на мой взгляд, проявления результатов введения стандартов.

 Стандарт для детей: изменился характер деятельности учащихся - исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.

Стандарт для учителей: возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалась стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения. Появились возможности обмена опытом, участия детей во всевозможных олимпиадах и конкурсах  внутри региона и по стране благодаря интернет-ресурсам.

Стандарт для родителей: повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.

Ф.И. Тютчев "Нам не дано предугадать"

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать.
Увы, не каждый раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить.
Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в жизни молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться...
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.

                Отличия ФГОС 2011 года от ФГОСтандарта 2004 года.

ФГОСтандарт 2004 года

Линии сравнения

ФГОС 2011 года

Цели образования:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Цели

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

«Портрет выпускника начальной школы»:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

В образовательном стандарте первого поколения приведены:

  • ОУУН и способы деятельности, которыми должен овладеть ученик,
  • система требований к содержанию обучения по учебному предмету, включающая:
  1. Цели изучения учебного предмета;
  2. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету;
  3. Требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.

Структура  стандарта

ФГОС  включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Стандарт ориентирован на достижение результатов образования через реализацию

  • требований к формированию ОУУН и способов деятельности;
  • требований к уровню подготовки выпускников по каждому учебному предмету.

Планируемые  результаты освоения

К числу планируемых результатов освоения  ООП отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы и др.;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Отражены в  развивающих и воспитательных целях образования:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Планируемые личностные результаты

ФГОС ориентирует на достижение личностных результатов освоения ООП НОО, которые должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности,  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,  осознание своей этнической и национальной принадлежности;  формирование ценностей многонационального российского общества;  становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,  культур и религий;

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  3. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  4. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  5. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

3)   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

4)   формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности.

  • Познавательная деятельность (наблюдение объектов окружающего мира, опыты, работа с информацией, работа со знаковыми, графическими моделями, умение решать творческие задачи…)
  • Речевая деятельность и работа с информацией (работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами , участие в диалоге, передача, поиск, хранение информации …)
  • Организация деятельности (выполнение инструкций, следование образцу и простейшим алгоритмам, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество …)

Планируемые  метапредметные результаты

ФГОС ориентирует на метапредметные результаты освоения ООП НОО отражают:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)    использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать  (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)   овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  3. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  4. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  5. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  6. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  7. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Образовательные стандарты первого поколения по учебному предмету включают:

  1. Цели изучения учебного предмета;
  2. Требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету, включающие систему ЗУН и опыта осуществления разнообразных видов деятельности (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Планируемые предметные результаты

Планируемые результаты освоения ООП НОО

1) обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП НОО;

Предметные результаты освоения ООП НОО отражают:

  1. цели учебного предмета;
  2. систему Требований к результатам, которая  показывает, какими именно действиями (познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными), преломленными через специфику содержания данного предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса.

Нет в стандарте.

Оценка достижения планируемых результатов

ФГОС указывает на необходимость системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Итоговая оценка освоения ООП НОО направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов.

Результаты итоговой оценки используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.

Предметом итоговой оценки должно быть достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования.

В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

  • результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов;
  • результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (выполняющие в полном объеме требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного общего образования.

 

Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Подведение первых итогов работы по ФГОС, описание проблем, возникших перед учителем начальных классов....

"SWOT-анализ результатов внедрения ФГОС НОО в первых классах МБОУ СОШ №4 г. Асино"

Опыт первого года работы по введению  ФГОС НОО второго поколения в МБОУ СОШ №4 в первых классах здесь представлен в виде SWOT-анализа, где показаны  сил ьные стороны, слабые, ...

Первые результаты внедрения ФГОС НОО

Тема стандартов стала самой обсуждаемой среди педагогов нашей кафедры в течение трех последних лет. Мнения разные, и чем больше приходит осмысление, тем больше возникает вопросов....

Первые результаты внедрения ФГОС НОО (презентация)

Тема стандартов стала самой обсуждаемой среди педагогов нашей кафедры в течение трех последних лет. Мнения разные, и чем больше приходит осмысление, тем больше возникает вопросов....

Первые результаты внедрения ФГОС начального общего образования

Что же можно сказать о первых результатах внедрения ФГОС? Надо признать, что новый образовательный стандарт ворвался в нашу повседневную жизнь, не соизмеряясь с силами и возможностями ...

Результаты внедрения ФГОС в образовательном процессе школы

Выступление на педагогическом совете школы...

Доклад "Практика внедрения ФГОС: опыт и проблемы»

Доклад о практике внедрения ФГОС НОО в МКОУ СОШ №13....