Презентация "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников средствами игровых ситуаций на уроке"
презентация к уроку на тему

Шабля Анна Александровна

Представлены результаты исследования формирования коммуникативных УУД первоклассников на уроке.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников средствами игровых ситуаций на уроке Выполнила: Шабля А.А. Руководитель: Кулинец А.М.

Слайд 2

Объект исследования: учебный процесс в начальной школе. Предмет исследования: процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Цель работы: определить влияние игровых ситуаций на развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

Слайд 3

Гипотеза: использование игровых ситуаций в процессе обучения младших школьников позволит более эффективно развивать коммуникативные универсальные учебные действия школьников, если: - первоначально будет выявлен уровень развития КУУД каждого первоклассника; - подобраны игровые ситуации и определено место их использования на различных этапах всех основных уроков; - включение школьников в игровые ситуации будет осуществляться на индивидуальной основе, обеспечивающей школьникам умение общаться со сверстниками и взрослыми, согласовывать свои действия, учитывать разные мнения и выражать собственное.

Слайд 4

Задачи исследования: 1. На основе анализа педагогической, психологической, методической литературы охарактеризовать понятие «коммуникативные универсальные учебные действия». 2. Рассмотреть понятия «дидактическая игра» и её основные составляющие; охарактеризовать понятие «игровая ситуация». 3. Проанализировать возможности дидактической игры на уроках в начальной школе. 4. Проанализировать учебные программы на предмет включения игровых ситуаций в учебный процесс. 5. Выделить показатели и определить уровень КУУД у детей младшего школьного возраста. 6. Подобрать комплекс игровых ситуаций на уроках по разным предметам. 7. Осуществить экспериментальную работу и проанализировать полученные результаты.

Слайд 5

Методы исследования: анализ и синтез литературы по проблеме исследования, беседы, анкетирование, включённое наблюдение за педагогическим процессом, педагогический эксперимент. Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие учащиеся 1 класса МБОУ СОШ №30 УГО в количестве 61 человека; 50 учителей начальных классов сельских школ и 50 учителей начальных классов городских школ Приморского края.

Слайд 6

Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Слайд 7

Коммуникация… как взаимодействие как кооперация как условие интериоризации

Слайд 8

Педагогический процесс воздействие и взаимодействие процесс и процесс воспитания обучения

Слайд 9

Урок – основная форма обучения в школе

Слайд 10

Коммуникативные УУД на уроках объяснения нового материала Мотивация учебной деятельности Актуализация опорных знаний Объяснение нового материала Первичное закрепление с проговариванием вслух Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение знаний в систему Рефлексия учебной деятельности на уроке

Слайд 11

Дидактическая игра – обучающая игра облегчает учебный процесс происходит «театрализация» учебного процесса вносит элемент соревновательности в учебный процесс

Слайд 12

Исследование возможностей применения дидактической игры на уроках в начальной школе

Слайд 13

Как часто вы используете дидактические игры для проведения уроков в начальной школе? 35% 1 раз в неделю 1 раз в месяц реже 1 раза в месяц

Слайд 14

Какие сложности возникают у Вас при использовании дидактических игр? 65% материально-технический характер организационно-управленческие отсутствие материалов и разработок

Слайд 15

Игровая ситуация – выступает как средство мотивации к учебной деятельности активизирует мыслительную деятельность служит положительным эмоциональным фоном

Слайд 16

Задача 1. Выведение критериев и диагностических методик оценки уровня сформированности коммуникативных УУД учащихся.

Слайд 17

Виды коммуникативных УУД Основные критерии оценивания по уровням Диагностические методики Коммуникация как взаимодействие (интеракция). Высокий уровень (4): — ожидание окончания ответа одноклассника; — ученик старается не осудить иное мнение, а выяснить его преимущества и недостатки; — ученик старается найти компромисс, а не доказать верность только своего мнения; — ученик умеет обосновать своё мнение при ответе. Средний уровень (2-3). Низкий уровень (1). Задание «Левая и правая стороны»

Слайд 18

Виды коммуникативных УУД Основные критерии оценивания по уровням Диагностические методики Коммуникация как кооперация. Высокий уровень (4): — ученик не повышает голос на других учеников; — при расхождении точек зрения ученики не теряют рабочего настроя, не выказывают желания поменять партнёра по работе; — работой заняты все ученики в классе, нет деления на «смотрящих» и «делающих». — окончательная работа имеет вид набора, а не отдельных весенних атрибутов. уровень (2-3). Низкий уровень (1). Задание «Тёплый наборчик»

Слайд 19

Виды коммуникативных УУД Основные критерии оценивания по уровням Диагностические методики Коммуникация как условие интериоризации. Высокий уровень (3): - уместность действий на определённом этапе работы; — ученики помогают друг другу объяснить и понять задания; — в случае небольшой трудности, ученики задают друг другу вопросы и получают ответы; к учителю обращаются только в сложных ситуациях. уровень (2-3). Низкий уровень (1). Задание «Дорога к дому»

Слайд 20

Задача 2. Определение уровня сформированности коммуникативных УУД первоклассников.

Слайд 21

Рисунок 1. Уровень развития коммуникативных УУД учащихся 1-го «А» класса 6,4 % 12,9% 12,9 % 74,1 % 80,6 % 87 % 19,3 % 6,4 %

Слайд 22

6,6% 6,6% 13,3 % 66,6% 86,6% 86,6% 20,6% 6,6% Рисунок 2. Уровень развития коммуникативных УУД учащихся 1-го «Б» класса

Слайд 23

Задача 3. Выведение комплекса игровых ситуаций для формирующего этапа эксперимента.

Слайд 24

Предмет Тема урока Игровые ситуации, способствующие развитию коммуникативных УУД как взаимодействие кооперация условие интериори зации Математика Уравнение. Аплодисмен ты Величина. Длина. Остановка рук Длина. Решение задач. Походка Включение игровых ситуаций в учебный план

Слайд 25

Игровые ситуации, применяемые на уроках в экспериментальном ( 1 «А» ) классе: «Аплодисменты» «Остановка рук» «Походка» «Живая картина» «Сцена знакомства» «Давай поговорим» «Ладонь в ладонь» «Находчивые музыканты» и др.

Слайд 26

Рисунок 3. Показатели уровня развития коммуникации как взаимодействия в 1 «А» классе (экспериментальный класс)

Слайд 27

Рисунок 4. Показатели уровня развития коммуникации как кооперации в 1 «А» классе (экспериментальный класс)

Слайд 28

Рисунок 5. Показатели уровня развития коммуникации как условия интериоризации в 1 «А» классе (экспериментальный класс)

Слайд 29

Рисунок 6. Показатели уровня развития коммуникации как взаимодействия в 1 «Б» классе (контрольный класс)

Слайд 30

Рисунок 7. Показатели уровня развития коммуникации как кооперации в 1 «Б» классе (контрольный класс)

Слайд 31

Рисунок 8. Показатели уровня развития коммуникации как условия интериоризации в 1 «Б» классе (контрольный класс)

Слайд 32

Результаты экспериментальной работы С помощью средств игровых ситуаций нам удалось повысить показатели уровня развития коммуникации как взаимодействия и коммуникации как кооперации в экспериментальном классе. Наша гипотеза доказана.

Слайд 33

Спасибо за внимание!