Экологическое образование на уроках математики
статья по теме

Квасова Вера Владимировна

Выступление на заседании МО учителей начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое образование на уроках математики.

Природа – первооснова красоты и величия. Мы не её владыки, и природа не наша раба. Мы – её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями.

                                З. В. Молодцова

В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», а постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.                 

Почему именно природе отводится особая роль в формировании личности ребёнка?

 Да потому, что природа окружает ребёнка с первых дней его жизни. У детей рано проявляется стремление к активному познанию природы, ведь она первооснова красоты и величия. Природа даёт ребёнку массу ярких впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать ещё непознанное и незнакомое.

Все учебные предметы дают возможность формировать экологическую воспитанность детей. Рассмотрим работу по экологическому образованию на уроках математики.

Уже при обучении детей счёту можно использовать окружающую природу.

Например, сосчитать:

-  птиц или домашних животных, имеющихся в домашнем хозяйстве;

- деревья, растущие вдоль школьного стадиона;

- количество шагов между деревьями;

- рыбок в ведре у рыбака, грибы в корзине грибника, листочки на ветке, лепестки у цветка.

Всё, что окружает нас в природе, нередко находит отражение в весёлых рифмованных задачах:

По дороге шла ежиха,

А за нею – пять ежат.

На иголках у ежат по три яблочка лежат.

Что за чудо? Посмотрите!

Сколько всего яблочек? Скажите!

                                        Плывут утята, играют, ныряют,

                                        А утка-мать следит за ними, считает:

                                        Три пёстрых, три серых,

                                        Пять жёлтых утят –

                                        Ей очень трудно всех сосчитать.

                                        А вы, ребята, помогите,

                                        Сколько утят? Подскажите!

Скоро небо содрогнется  -

Дождь на землю прольётся.

Вот уж спряталось семь козлят,

Залезли под брёвна шесть щенят,

Телёнок ушёл под навес,

Петух под крыльцо залез.

Посчитайте без меня –

Сколько животных спряталось от дождя?

                                        Семь ежей мордашки чистят.

Пять катаются по листьям,

Три глядят из под ветвей.

Сосчитайте всех ежей!

Коля, сорви две ромашки и жёлтый ноготок,

А ты, Светлана, - красный мак и синий василёк.

А я сорву незабудку, гвоздику и резеду.

Сосчитайте, сколько цветов я в венок вплету?                                        

Сидит у окошка серая кошка,

Лежит на рогожке рыжая кошка,

Играет с мышонком чёрная кошка,

Залезла в лукошко белая кошка.

Сколько же кошек? Не сбейся, смотри.

Сколько ты насчитал? Говори!

На уроке окружающего мира  дети узнают, что бумагу делают из древесины, а на производство учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги. Предложим учащимся решить задачи:

 1)  Для изготовления учебников для 1 класса необходимо сделать бумагу из 2 деревьев. Сколько можно сберечь деревьев, если учащиеся 4 классов передадут учебники младшим товарищам?

2) Груша в год вырастет на 18 см, а дуб на 2 см. Какое дерево в год вырастет больше и на сколько?

3) В начальной школе 9 классов. Сколько новых деревьев надо посадить школьникам, чтобы вернуть земле деревья, используемые для изготовления всех школьных пособий, если для одного класса уходит бумаги и картона, изготовленные из 3 деревьев?

4) На производство 1тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?

Дети с интересом решают задачи, содержащие информацию краеведческого характера.

1) Сотни птиц  гнездятся  в лесу села Московского. Учёные подсчитали, что дятлы за день приносят птенцам около 900 гусениц, а скворцы – на 400 гусениц больше. Сколько гусениц за день принесёт семья дятлов и скворцов своим птенцам? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?

2) В саду было 16 деревьев. Летом в течение месяца стояла жаркая погода, и несколько деревьев сбросили все листья, как осенью. С листвой осталось 12 деревьев. Сколько деревьев сбросили листву? Почему это произошло? Чем мы можем помочь деревьям в зной?

3) Приехал к нам летом в гости мальчик, подошёл он к берёзе и удивился: «Почему ваша берёза в высоту метров 10, а у нас даже взрослые берёзки всего до 2 метров в высоту?» Во сколько раз берёзы ниже на Севере России, чем на Юге?

4) Муха, несмотря на наличие двух сложных глаз и трёх простых, видит на расстоянии 70 см, а стрекоза видит дальше – на расстоянии 2 м. Какова разница видения и почему?

5) Возле пруда сидят дед и внук, рыбачат. Сначала внук хлопнул по рукам 2 раза, потом по коленям 5, а потом и по лбу сам себя хлопнул. Повернулся он к деду и думает: «Сколько комаров я уже убил? А почему деда комары не кусают?» Повернулся он к деду и увидел, что тот обмазывает  руки глиной. Помогите внуку ответить на его вопросы.

Решение таких задач, используемых на уроках математики, способствуют, с одной стороны, установлению взаимоотношений человека и природы, формированию экологических понятий, расширению кругозора детей,  формированию умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. А с другой – способствуют более осознанному и глубокому раскрытию связей между данными и искомыми величинами, не обращая внимание на лишние данные.