Групповая работа как средство формирования УУД
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Оконечникова Елена Геннадьевна

В этом выступлении я привела несколько форм групповой работы на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

                                                                                                                                 они будут открывать это новое сами.

                                                                                                                         Моя главная задача – помочь им раскрыться,

развить собственные идеи»

И.Г. Песталоцци.

Групповые формы работы - способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Создание условий для формирования и развития этих качеств всё чаще рассматривается как важнейшая задача системы образования. Решить эту задачу можно, только получив возможность создавать в среде обитания ребёнка ситуаций, требующих от детей самостоятельного, осознанного выбора вида действия и уровня деятельности, ценностей и целей, мотивов и способов поведения. Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Значение коммуникативной компетенции для младшего школьного возраста велико. Она влияет на учебную успешность, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.

 Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе урока. Целью групповой работы является вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, стараются проявить активность, быть полезным в общей работе. Тем самым у них лучше формируются знания, умения и навыки. Учащиеся, объединяющиеся в группы, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Используя эту форму работы, учитель решает ряд учебных и воспитательных задач:

  • возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
  • на формирование понятий, умений, навыков тратится гораздо меньше времени;
  • ученики получают удовольствие от занятий;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • меняется характер взаимоотношения между детьми;
  • возрастает сплочённость класса;
  • учитель получает реально осуществлять реальный подход к учащимся;

Приведу примеры групповой работы на различных уроках.

  1. Урок русского  языка.

Тема: Единственное и множественное число имён существительных.  ( на уроке пойдёт речь о неизменяемых именах существительных.) Предлагаются фрагменты урока.

этап урока

задания для учащихся

деятельность учителя

деятельность учащихся

Изучение нового

Работа в группах

На доске слова книги, ученики, ножницы, шорты, тетрадь, овощ, железо, молоко

-Подумайте, почему не получается изменить форму числа некоторых имён существительных?

Сравнить своё мнение с правилом в учебнике

Раздать карточки с подобными именами существительными.

-Попробуйте распределить подобные существительные в 2 группы. В 1 группу запишите существительные , имеющие форму только ед.ч., а во 2 группу запишите существительные, имеющие форму только мн.ч.

Проверка выполненной работы всех групп,  сравнительный анализ работы групп.

Наблюдает за работой в группах, помогает  при необходимости .

Наблюдает за работой в группах, иногда направляя на верный путь решения( есть «ловушка»)

Учащиеся ведут обсуждения, выслушивают предположения  одноклассников, пытаются сформулировать ответ на вопрос.

Пробуют распределить слова в 2 группы.  ведут обсуждение, выдвигают своё предположение, доказывают мнение.Сталкиваются с «ловушкой», пытаются с ней справиться.

  1. Урок математики.

Тема: Периметр прямоугольника.

Этап урока

Задания для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формулир-е темы урока, постановка цели

Работа в группах.

Решить примеры , ответы расставить в таблицу, чтобы получилось слово.

( таблица напечатана ниже)

Далее работа и результат групп сравнивается.

Организует устную работу учащихся

Учащиеся находят значения выражений, заполняют таблицу, формулируют тему и цели урока. Работают в группах

10-7

П

14-8

Е

20-8

Р

7+7+7

И

45-15

М

36-30

Е

80-15

Т

72-60

Р

43-40

П

68-46

Р

60+12

Я

40-10

М

76-31

О

85+15

У

60-7

Г

25+20

О

86+8

Л

30-6

Ь

7+8

Н

40-19

И

89+7

К

74-18

А

Ключ к ответам: 3-П  6-Е  12-Р  21-И  30-М  65-Т  72-Я  45-О  100-У  53-Г  94-Л  24-Ь  15-Н  96-К  56-А

  1. Урок русского языка.

Тема: Правописание имён существительных с шипящим на конце слова.

Этап урока

Задания для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самостоятель-

ная работа

Работа в группах

-У вас на столах задание. Сформулируйте его. ( идёт обсуждение в группах)

Не шумит в реке … ( камыш),

Не шуршит под полом … (мышь).

В этот час такая … (тишь)!

Только слышно « Спи, …(малыш)».

Проверка

Организует работу в группах

Контролирует

работу групп.

Выслушивает ответы детей.

Формулируют задание, сравнивают ответы.

Работают с карточкой, обсуждают работу , приходят к единому мнению.

Доказывают правильность своего ответа.

В заключении отмечу, что не стоит ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут закреплены  простейшие формы общения. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда. Итогом является рефлексивное оформление проделанной работы. Ученики осознают основные характеристики групповой работы: целенаправленность, распределённость, согласованность.  Кроме того, коллективные формы урока делают его более интересным, живым, активизируют мыслительную деятельность.