Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"
материал на тему

Нурмухаметова Зульфия Мухтаровна

Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 

Слайд 1

Групповая работа как средство

 формирования коммуникативных УУД

Слайд 2

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»

                                                                                                            Джон Дьюи

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

   Формирование универсальных учебных действий учащегося может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора. Поэтому, освоение и внедрение новых технологий обучения становится актуально.                

    В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

Слайд 3

Видами коммуникативных действий являются:

•        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

•        постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

•        разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

•        управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

•        умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

  • общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • работа в группе, т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

    Чтобы достичь этих целей нам нужно стать организатором совместной работы с учениками, способствовать  переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

     Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

     Говоря о коммуникативных УУД, имеется  в виду формирование умения взаимодействовать в малых группах в процессе решения проблемных ситуаций.

Слайд 4

 Основная цель групповой работы – активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

 В то же время, эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения учебных задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы.

 Одним из важнейших пониманий групповой работы является представление об игре. Групповая  работа – это, прежде всего, игра (игра в обучении, игра в организацию, игра в мышление).

Слайд 5

Формировать группы можно по разным признакам. Например, группы могут быть созданы на основе пожеланий самих учащихся, случайным образом, по определённому признаку, по выбору педагога, по выбору «лидера». Роли учащихся при работе в группе могут распределяться по-разному:

•        все роли заранее распределены учителем;

•        роли участников смешаны: для части детей они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;

•        участники группы сами выбирают себе роли.

 

Слайд 6

 Виды групповой работы:

- работа в парах

-пресс-конференция

-мозговой штурм

-снежный ком

-лови ошибку

-игра «Продолжи»

-водоворот

-эксперты

Слайд 7

 Поведение учителя во время групповой работы

    Во время работы учеников по группам учитель может занимать следующие позиции: быть руководителем, «режиссёром» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы; быть наблюдателем за работой группы.

Слайд 8

Преимущества групповой работы

Во-первых, происходит резкое повышение интереса к учению.

 Во-вторых, групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми.

В-третьих, работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков).

Все ныне известные инновационные технологии обучения  так или иначе тяготеют к организации работы групп. Групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей

    Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят.

 В связи с введением ФГОС, изменяются требования к построению урока.      Роль учителя в том, что он создаёт такую ситуацию, в рамках которой рождается потребность в поиске новых знаний. Учитель не передатчик знаний, а организатор поиска.

Уважаемые коллеги!  А сейчас  я хочу предложить вам     принять участие  в   групповой работе на уроке окружающего  в 3 классе.  Групповая  работа может использоваться на всех этапах урока. Сегодня я использую групповую работу, как эффективную форму изучения нового материала на уроке. Тема урока: «Клетки – маленькие лаборатории»

На этом этапе урока формируем группы случайным образом. Мы будем использовать такой вид групповой работы, как - эксперты. Каждая группа получает свою часть темы, а также список необходимых источников, с помощью которых вы будете изучать основы предложенной части темы.

I группа.  Сведения из истории.

II группа. Строение клетки.

III группа. Функции частей клетки.

Слайд 9

Правила работы в группе:

1. Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.

2. Работать по алгоритму (плану).

3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

4. Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок).

5. Каждый из группы должен уметь защищать общее дело.

Слайд 10,11, 12,13,14

(Из истории, фотосинтез, строение клетки)

Рефлексия.

- Я научилась слушать своего товарища

- Я научилась находить полезную информацию

- Я учусь высказывать своё мнение

- Это было актуально, интересно, полезно…

- Я буду использовать в своей работе…

- Для меня было новым…

Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю. О должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Учитель должен понимать, что ребёнок восходит к самому себе, учась понимать других и окружающий мир, раскрывая в себе способности и таланты.

Слайд 14.

 По словам Мандельштама: «Каждый человек, как буква в алфавите, чтобы образовать слово, надо слиться с другими».

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....

Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

У учителей начальных классов большой популярностью пользуется методическая тема "Групповые формы работы". Будучи слушательницей курсов в АППО( у Абдулаевой О.К.),имела возможность свести воедино обили...

Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД.

В материале представлены виды коммуникативных УУД, способы организации учащихся для успешного  их формирования в парной и групповой работе....

Обобщение опыта работы по теме "Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД"

Обобщение опыта работы по теме "Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД"...