Организация и мотивация учебной деятельности
презентация к уроку по теме

Квасова Вера Владимировна

Выступление на заседании МО учителей начальных классов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация и мотивация учебной деятельности Автор: п едагог-психолог, учитель начальных классов Вера Владимировна Квасова

Слайд 2

Ученик - это субъект учения, который 1) находится в состоянии направленности на освоение предмета; 2) обладает определенными предпосылками для этого освоения (это сформированные ранее психологические системы регуляции деятельности, в том числе и сформированные мотивационные механизмы, существующие задатки и способности, психофизиологическая, психическая и социальная зрелость для овладения той или иной деятельностью).

Слайд 3

Учебная деятельность - то средство, благодаря которому ученик распредмечивает идеальное содержание, заложенное в предмете освоения . Следовательно , учебную деятельность можно определить как специально организованную активность субъекта учения, направленную на распредмечивание и усвоение содержания предмета освоения. Отличительная черта учебной деятельности: а ) ожидаемый продукт состоит в изменении не материального предмета, а самого человека, он приобретает новые знания, качества; б) ученик не в состоянии самостоятельно регулировать свою деятельность, так как у него еще не сформированы соответствующие структуры. Значит , необходим учитель.

Слайд 4

Учитель осуществляет регуляцию деятельности ученика, пока тот не будет в состоянии делать это самостоятельно. Учитель организовывает деятельность ученика по освоению предмета. Функции учителя: планирование и осуществление процесса обучения, мотивация ученика, контроль , коррекция деятельности учащихся.

Слайд 5

В ситуации учения взаимодействуют два фактора: деятельность учения, личность ученика. Деятельность учения - это процесс организации учения, предмет освоения и учитель. Личность ученика - это ребенок с его запросами, интересами, потребностями и целями, с которыми он вступает в процесс учения.

Слайд 6

Мотивация учения складывается из двух направлений работы: « расконсервирование» мотивационного потенциала самого процесса учения, раскрытие потенций личности.

Слайд 7

Личность имеет две ведущие мотивационные системы: внешней и внутренней мотивации . У психически здорового и зрелого человека должны эффективно функционировать обе системы при относительном доминировании последней.

Слайд 8

Система внешней мотивации связана с инструментальной деятельностью и внешней системой контроля. При работе этой системы повышение сложности ситуации ведет к росту напряженности, которую организм стремится снять. Когда цель инструментальной деятельности достигнута, возникает состояние удовлетворения и релаксации.

Слайд 9

Система внутренней мотивации - это система самодеятельности и внутреннего контроля, поиска напряжения и трудностей сопровождаемых интересом и воодушевлением. Отсутствие напряжения в этой системе приводит к скуке и апатии, чего человек всегда стремится избегать.

Слайд 10

Система обучения должна быть такой , чтобы полноценно реализовывать задачу развития двух ведущих систем личности . Традиционная система обучения эксплуатирует и перегружает систему внешней мотивации при практическом игнорировании системы внутренней мотивации, что приводит к ее атрофированию .

Слайд 11

Условия для внутреннего мотивирования процесса учения Предоставление свободы выбора. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. Организация урока таким образом, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. Ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Личность учителя и характер его отношения к ученику. Тренинги для изменения мотивации .

Слайд 12

Итак, учебная мотивация - сформированное у учеников «чувство причастности» к тому делу, которое они выполняют. Это чувство складывается из следующих компонентов : - постановка реалистичных, но недостаточно трудных целей; - адекватная самооценка, знание своих сильных и слабых сторон; - вера в эффективность собственной деятельности; - получение обратной связи о достижении цели ; - переживание ответственности за свои действия и их последствия.

Слайд 13

Уважаемые Коллеги! Помните! Каждый этап урока – это психологическая ситуация, в процессе которой происходит развитие личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться.             В. А.  Сухомлинский...

Статья по теме "Виды творческих заданий,как способ мотивации учебной деятельности"

Виды творческих заданий в начальной школе имеют большую ценность....

Научная публикация. Мотивация учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.

Учебная мотвация младших школьников с задержкой психического развития. Сравнительная характеристика учебной мотивации детей с нормальным ителлектуальным развитием и детей с задержкой психическог...

Доклад«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»

Доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»...

Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...

Родительское собрание в 1 классе "Организация и мотивация учебной деятельности"

Родительское собрание направлено на осознание родителей, как правильно организовать учебную деятельность детей дома...