Статья по теме "Виды творческих заданий,как способ мотивации учебной деятельности"
статья по теме

Гвоздеева Елена Анатольевна

Виды творческих заданий в начальной школе имеют большую ценность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Виды творческих заданий 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды творческих заданий, как способ положительной мотивации учения младших  школьников.

     Несмотря на наличие разнообразных отечественных систем развивающего обучения в начальной школе, доминирование воспроизводящей деятельности учащихся над творческой остается, а количество неуспешных и проблемных детей  возрастает из года в год. Причин здесь: неэффективная служба родовспоможения, в результате чего значительное количество детей рождается с задержкой психического развития; отсутствие серьезной социальной защиты детства и семьи со стороны государства привело к снижению материального положения и росту неблагополучных семей; недостаточный медицинский контроль над  здоровьем детей; увеличение заболеваемости.

     Основной стратегией современного общего образования является повышение его качества. Прежде всего,  необходимо совершенствовать ведущий вид деятельности в начальной школе – учебной. Несомненно, все это связано с гуманизацией отношений между учителем и учениками. Учителю нужно не только вести ребенка к успеху в учении, но и давать каждому право на ошибку, помогать ему в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым снимая тревогу и неуверенность перед учебным процессом.

      Важную роль в повышении эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся играет усиление коммуникативной стороны учебного процесса обучения. Коммуникация в обучении предполагает разные модели взаимодействия при усвоения учебного материала «учитель-ученик»                    (при изучении нового материала), «ученик-ученик» (парная работа),                             «ученик-микрогруппа учеников» (групповая работа проблемного характера),   «ученик - большая группа» (обсуждение итогов выполненного задания методом беседы), «ученик –учебный материал» (индивидуальная работа) и т.д.

Такое разнообразие моделей позволяет преодолеть  учащимся страхи и неуверенность в учении, расширяет сферу общения, позволяет высказать свое мнение, приводит к взаимообогащению каждого.

Учителям нужно совершенствовать свои коммуникативные способности на основе психологической установки: нет плохих детей, они просто другие, с другими способами мышления, приемами работы с информацией.

Отсюда следует внимательно присмотреться к индивидуальным особенностям личности и учебной деятельности школьника, выделить те способы, которые доминируют в его работе с учебным материалом. Ведь период младшего школьного возраста является сенситивным, когда проявляется особая пластичность нервной системы ребенка к педагогическому воздействию. Вот почему важно, чтобы это воздействие было продуктивным, гуманным, ориентированным на выявление скрытых потенциальных возможностей учащихся.

Главная цель моей деятельности - обратить средства. Цели обучения, способы мотивации учебно-воспитательного процесса на развитие воображения и фантазии учащихся, применения творческих заданий в начальной школе.

 Для достижения поставленной цели с первых дней обучения ребенка в школе решаю следующие задачи:

- воспитание трудолюбия, коллективизма, культуры поведения;

-развитие самостоятельности;

-привитие жизненно необходимых знаний и умений в процессе обучения;

-развитие творчества, эстетического вкуса, воображения и фантазии  учащихся.

Чтобы достичь поставленной цели, разработала систему целенаправленной работы по развитию воображения и фантазии учащихся, в основу которой заложила идеи результативных технологий Г.А. Альтшуллера,

 М.Н. Шустермана, В.С. Ладошкина, Т. Герронимус. Не ставила  перед собой задачу полностью отказаться от существующих программ и методик, а перерабатывая их, применяю самое ценное.

Набирая детей в 1 класс, провожу тестирование, в котором проверяю развитие воображения и фантазии. Результаты показали низкий и средний уровень развития. Практика показала, что лучших результатов можно добиться путем постоянных тренировок и творческих заданий. Для того чтобы решить эту проблему, разработала систему работы на уроках технологии с младшими школьниками. Основным видом деятельности первоклассника в значительной степени является игра. Воображение является основой всякой творческой деятельности, дает импульс творческому процессу, поэтому на уроках технологии использую интеллектуально-развивающие игры, стимулирующие развитие воображения и фантазии.

класс

Название игры

1 класс

« На что похоже?»

«Волшебные картинки»

«Новогодние подарки» и т.д.

2 класс

«Перевертыши»

«Помоги художнику»

«Волшебные очки» и т. д.

3-4 классы

«Сказочный инопланетянин»

«Фоторобот»

«Рисует компьютер» и т. д.

 

Задача игр направлена на развитие у учащихся способность, создавать произвольный образ по заданному условию, используя обобщенные схематические изображения.

Так как у первоклассников слабо развиты мелкие мышцы пальцев, и они плохо владеют графическими умениями и навыками, игровые действия связываю с манипулированием фигурными трафаретами. Практика показала, что ребенку удобно работать с прозрачными трафаретами, где полностью видно все изображение.

В 1классе беру вариант игровых действий – работа с готовыми, вырезанными из цветной бумаги подобными фигурами.

Во 2классе больше игровых действий провожу с трафаретами и шаблонами.

В 3-4 классах учу ребят геометрические фигуры строить при помощи линейки и циркуля. Варианты игровых действий – работа по замыслу, по тематическому заданию. Результат каждой игры – это аппликация.

класс

Вид аппликации

1 класс

Простая, предметная.

2 класс

Плоская, сюжетная.

                      3-4 классы

        Тематическая, объемная.

Выбор интеллектуально-развивающей игры связываю с темой и целью урока,

интересами учащихся, творческой направленностью и т. д.

Например: 2класс

Тема: «Обработка бумаги и картона». Изделие «Закладка».

Игра: «Рисует компьютер».

У учащихся на парте карточки с программой компьютера (можно использовать слайд компьютера). Она определяет, какие геометрические фигуры могут быть использованы для аппликации данной закладки для книг. Критерии: подбор цвета, аккуратность, творчество, экономия использованных материалов. В итоге получились аппликации, не похожи друг на друга.

3класс

Тема: «12 апреля – День Космонавтики».

Игра: «Сказочный инопланетянин».

У ребят на партах фигурные трафареты, волчок с изображением планет. На сказочной планете обитают жители. Их внешний вид напоминает форму планет. По считалке каждый ряд выбирает геометрическую форму планеты и выполняет аппликацию.

4 класс

Тема: «Сюжетная аппликация по народной сказке «Гуси-лебеди».

Игра: «Фоторобот».

На партах карточки с частями тела птиц гуся и лебедя (голова, шея, туловище, лапы). Ученикам предлагается поменять части тел местами. Четвероклассники придумали образы фантастических птиц и животных, которых не встречается в природе. В итоге получились сюжетные аппликации.

В ходе применения на уроках такой технологии у младших школьников формируются к 4 классу не только специальные трудовые умения и навыки, но и готовность к волевым усилиям, чувство коллективизма, ответственности, самоконтроля, а самое главное развивается творческое воображение и фантазия.

К моменту окончания 1класса результаты диагностики по развитию воображения учащихся дали минимальные изменения от 10-12 %, а к концу 2 класса-15-20%.

Исследования убедили меня в эффективности использования технологии.

Предмет «Технологии» можно  рассматривать как сквозной, дающий учащимся условия применять на практике знания и умения, полученные на других уроках и наоборот. Развитие мелких мышц пальцев, манипулирование с предметными картинками дают возможность учащимся освоить навыки письма. Развитое воображение и фантазия, речь, память помогают на уроках литературного чтения и окружающего мира. С одной стороны, труд дает учащимся применить теоретические знания на практике, а с другой – побуждает их более глубоко изучать основы наук.

Мои ученики учатся логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать свои «открытия». Ребята со слабыми «успехами»  в учебе становятся активными, деятельными, открывателями. Все перечисленное выше считаю важным в учебно-воспитательном процессе в начальной школе, благодаря новой технологии и вовремя оказанной помощи, значительно снизился % слабоуспевающих  ребят в классе, повысился интерес к предмету, к знаниям.

В каждой педагогической ситуации большое значение приобретает слово. О силе слова и о необходимости умело и осторожно с ним обращаться хорошо сказал В.А.Сухомлинский: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающий веру в добро, и острым ножом, и раскаленным железом, и комьями грязи. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное слово приносит беду…».

                                          Министерство общего и профессионального образования РФ

                                              Новосибирский институт повышения квалификации и ПРО

                                                                   Контрольная работа

                                     Тема: «Творческие виды заданий»

                                                                                                 

                                                                                                                         

                                                                                                                          Выполнила:  

                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                                 МОУСОШ №2  г. Карасука

                                                                                                 Гвоздеева Елена Анатольевна

                                                                                 

                                                                                   г. Карасук

                                                                                         2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться.             В. А.  Сухомлинский...

Статья выступления на педсовете по теме "Мотивация учебной деятельности у учащихся"

это готовое выступление на методическом объединении. Здесь раскрываются  приемы работы над формированием мотивации у младших школьников. Найдутся  советы педагогам по организации учебного пр...

Статья "Мотивация учебной деятельности и как ею управлять"

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители  учащихся.  Но подчас и учителям, и р...

Статья на тему "Исследование мотивация учебной деятельности у младших школьников".

Статья на тему "Исследование мотивация учебной деятельности у младших школьников"....

Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...

Статья «Мотивация учебной деятельности и её формирование»

21 век – эпоха информационного общества. Поэтому не только доска и мел должны оставаться основными инструментами учителя.Применение современных информационных технологий в школе, в том числе, и ...