Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
опыты и эксперименты по теме

Квасова Вера Владимировна

Творческий отчёт руководителя МО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchyot_zdorovesberezhenie.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» села Московского

Изобильненского муниципального района Ставропольского края

Творческий отчет

«Здоровьесберегающие технологии

в обучении и воспитании

младших школьников»

Выполнен:

руководителем

методического объединения

учителей начальных классов

Квасовой Верой Владимировной

2013 год

Забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнедеятельности,

бодрости детей зависит их духовная

жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

                                                                            В. А. Сухомлинский.

Основной задачей каждого образовательного учреждения является обучение, воспитание и развитие ребенка. Решение этой задачи напрямую зависит от здоровья детей.

Здоровье детей – это благополучие общества. Здоровье детей – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия  каждого отдельного ребенка.

Счастье семьи – если в ней здоровый ребенок. Легко и радостно работать педагогам, если рядом здоровые дети.

Статистика же и факты очень неутешительны. С каждым годом в первый класс приходят все меньше здоровых детей, а выпускников школы практически  здоровых нет.

Проблема сохранения здоровья  детей – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества: семья, учреждения здравоохранения, администрации всех уровней и учреждения образования.

Как эта проблема решается в нашей школе?

Педагогическим коллективом  школы были намечены пути повышения эффективности обучения и воспитания учащихся для сохранения здоровья:

- формирование культуры здорового образа жизни учителей и учащихся;

- создание в школе условий для обучения без вреда здоровью детей.

Каким образом методическое объединение учителей начальных классов начало решать проблему сохранения здоровья детей в начальных классах?

С составления плана работы и реализации его:

1.Подробное изучение возрастных особенностей младших школьников.

2. Ознакомление с группами здоровья обучающихся.

3.Составление режима дня для  младших школьников

4. Проведение диагностики « Здоровье первоклассников».

5. Обучение основам здорового образа жизни детей и их родителей.

6.Проведение профилактической и коррекционной работы на уроках и во внеурочное время по сохранению здоровья обучающихся.

7. Мониторинг здоровья.

Диагностика « Здоровье первоклассников».

Рассматривая ребенка как единое психосоматическое целое, я стремилась осуществить комплексный психолого-медико-педагогический подход в диагностической работе.

Великий К. Д. Ушинский определил аксиому: «Если мы хотим воспитывать ребенка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучать».

Клинические данные были получены в процессе проведения диагностических методик по рекомендациям В. Ф. Базарного и информации, предоставленной педиатром. У учащихся была проверена речь и выявлены дефекты речи. В процессе проведения бесед с родителями и первоклассниками выяснено, какие гигиенические навыки привиты детям, какой  у них  сложился  режим дня  и питания. Ведь по исследованиям  Министерства здравоохранения 35% заболеваний младших школьников – от несоблюдения гигиенических норм.

Клинические, психологические и педагогические направления диагностической работы помогли учителям и родителям получить информацию о состоянии здоровья каждого ребенка, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также уровне эмоционально-волевой сферы  учащихся.

От правильной диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.

На основе полученных результатов была построена программа индивидуальной коррекционно-оздоровительной работы  по устранению и коррекции выявленных нарушений, адаптации,  развитию и оздоровлению психофизического состояния детей.

Обучение основам здорового образа жизни.

В настоящее время родители  мало занимаются развитием у детей навыков по сохранению здоровья. Поэтому, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских ученых-педагогов Н. И. Пирогов, «… всё будущее жизни находится в руках школы…  прямое назначение школы, примирённой с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему».

На первый план выступает задача воспитания у учащихся потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного  стремления  к  ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древних философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля.

С 1-го класса дети знакомятся с правилами движения для укрепления здоровья:

1. Утренняя зарядка обязательна, её проводят 10-12 минут. Она должна быть энергичной.

2. Дорога в школу – прогулка пешком.

3. Гимнастика до начала занятий поможет лучше заниматься во время уроков.

4. Физкультминутка на уроке поможет отдохнуть голове, пальцам, спине. Это всего лишь два-три упражнения и занимает 2-3 минутки.

5. На перемене необходимы  подвижные игры и физические упражнения на воздухе: прыжки со скакалкой, общие игры «Ручеёк», «Третий лишний» и другие.

6. На уроках физической культуры будьте активны, постарайтесь запомнить упражнения, некоторые из них потом включите в свою зарядку.

7. Участвуйте в различных спортивных соревнованиях, занимайтесь спортом, ходите в походы вместе с родителями!  Побольше  двигайтесь во время прогулок около дома и в группе продлённого дня!

Обучение учащихся не может идти в отрыве от обучения их родителей. С родителями проводятся лекции и беседы.

                                      Темы бесед  для

учащихся                               и                            родителей

                                       в 1 классе

«Твоё здоровье»- что это?                      Можно ли самому творить здоровье?

Твой режим дня.                                     Режим дня младшего школьника.

Как правильно мыть руки?                    Чистота – залог здоровья.

Правила поведения и движения.    Организация рабочего места

                                          учащихся. Зрительный режим.

Осанка и дыхание.                              Осанка и правильное дыхание – залог

                                         здоровья. Профилактика плоскостопия.

Вредные привычки.                        Курение и здоровье. Экология и курение                                                 в наше время.

                                      во 2 классе

Твоё здоровье и домашние                 Здоровый ребёнок – ребёнок со здоровой задания.                                        психикой.

Одевайся по погоде!                         Времена года – одежда – здоровье

                                        ребёнка.

Как сохранить зрение.                        Телевидение и здоровье детей.

                     Утренняя гимнастика и закаливание.

                Предупреждение инфекционных болезней.

Здоровье и питание.                        Осознанный подход к питанию.

                                        в 3 классе

Движение - это жизнь.                        Гиподинамия.

Сердце человека.                                Сердечно-сосудистая система и

                                        правильное питание.

Беседа о зубах.                                Окружающая среда и здоровье человека.

Полезные продукты.                        Гигиенические условия нормального

                                        пищеварения.

Уроки психологического                Профилактика травматизма.

развития.

Солнце, воздух и вода - наши                Семейный туризм.

верные друзья

                                    в 4 классе

Формы и правила закаливания.       Природные факторы оздоровления.

Органы чувств.                                Поощрение и наказание в семье.

Как снять стресс.

Правила питания.                        Аллергия.

Уроки психологического                 Культура поведения в семье.

развития.

Первая помощь при травмах.                Наши дети – будущие родители

                                        ( воспитание мальчика и девочки)

Воля и сохранение здоровья.          Самовоспитание и здоровье.

Учитель начальных классов может активно формировать здоровый образ жизни учащихся не только на внеклассных мероприятиях (спортивные конкурсы и соревнования, дни «здоровья», спортивные викторины, спартакиада  «Моя семья», походы выходного дня ), но и непосредственно на уроках математики и русского языка, изобразительного искусства и технологии, физической культуры и окружающего мира.

Профилактическая и коррекционная работа по сохранению здоровья.

Движение  - это жизнь. Все, что происходит в живом организме, внешне проявляется  в движениях. В них отражается даже психическая деятельность, различные эмоции (радость, горе, удовольствие, страх и т. п.).

Движения осуществляются при помощи двигательного аппарата,  который необходимо развивать и беречь.

Учебный процесс организуется в режиме моторной свободы динамических поз. В частности,  из позы «сидя» дети могут переходить в позу «стоя» на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства.

Высшая свобода моторики – пространство. Это,  по словам В. Ф. Базарного,  одна из биологических предпосылок нормального развития. В Тибетской медицине, например, пространству отведена главная роль в развитии человека. Вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетённости. Необходимо дать возможность ребёнку как можно больше передвигаться по классу.

Для развития пространственной активности детей в режиме школьного урока  учителя начальных классов используют физические упражнения, совмещённые с выполнением учебных заданий.

Например: учащиеся, выполняя двигательные упражнения, сопровождают их определёнными дополнительными действиями: ведут счёт, повторяют правила орфографии, таблицу сложения или умножения, делят слова на слоги и т. д. Также они могут выполнять  измерения шагами, изображать буквы или геометрические фигуры; конструировать пространственные образы математических понятий; выполнять «живые построения» геометрических фигур, взявшись за руки; показывать в движении условие задач, математические действия.

В двигательном режиме младших школьников важное место занимают упражнения лечебной физкультуры. Например, при лечении и профилактике плоскостопия.

Плоскостопие – это деформация опорно-двигательного аппарата, проявляющаяся в снижении свода стопы и сопровождающаяся не только нарушением функций стопы, но и общим расстройством всего организма, приводящим даже к инвалидности. Поэтому   в комплексы утренней гимнастики и  упражнения на уроках  физической культуры включаются упражнения, улучшающие динамическую функцию стопы и повышающие её выносливость к нагрузке.

Приведём примерные упражнения, рекомендуемые для профилактики и лечения плоскостопия младших школьников.

Стоя на месте.

1. И. п. – стоя, руки на поясе. Поочередное поднимание на носок. Одновременное поднимание на носки. Перекат с пятки на носок и обратно.

2. И. п. – стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседания и приседания на носках с одновременными движениями вытянутых рук вперед, в стороны, на пояс. Полуприседания с установкой стопы на её наружный край.

3. И. п. – стоя, руки на поясе. Плечи отведены назад. Поочередное поднимание на носок одной ноги с максимальным сгибанием бедра и стопы другой.

4. И. п. – стоя, ноги вместе. Руки на поясе. Поочередное отставление ноги на носок вперёд,  в сторону, назад.

5. И. п. – стоя, носки вместе, пятки врозь, руки на поясе, плечи отведены. Одновременное поднимание на носки. Опускаясь, не касаться пятками пола.

Сидя на стуле.

1. И. п. – сидя, руки на поясе, стопы  вместе. Максимальное разведение и спокойное сведение пяток ( не отрывая носков от пола).

2. И. п. – сидя, стопы параллельны. Максимальное сведение носков до соприкосновения и спокойное разведение их (не отрывая пятки от пола).

3. И. п. – сидя, ноги выпрямлены. Максимальное сгибание и спокойное разгибание стоп.

4. И. п. – сидя, одна нога закинута на колено другой. Кисти по бокам упираются в скамью, спина плотно прислонена к стене. Круговые вращения стоп снаружи и внутри.

5. И. п. – сидя, стопы параллельны. Сгибание, разгибание, сведение, разведение пальцев.

6. И. п. – то же. Продвижение стопы вперед и назад с помощью пальцев.

Упражнения при ходьбе.

1. Ходьба с поворотом стопы вовнутрь.

2. Ходьба на носках, «крадучись».

3. Ходьба на наружных краях стопы при параллельном положении стоп.

4. Поскоки на носках со скакалкой.

Учителя следят за посещаемостью детьми уроков физической культур, ведь физическая культура как учебная дисциплина непосредственно влияет  на  настроение и работоспособность детей, развивает их опорно-двигательный аппарат и даже формирует правильную осанку.

Осанка -  это привычная поза или манера человека держать своё тело. Осанка может быть правильной и неправильной. Правильная осанка определяется по следующим признакам:

голова и туловище держатся прямо;

грудная клетка слегка выступает вперёд, а плечи отведены назад, живот подтянут;

в области поясницы есть изгиб вперёд;

ноги прямые.

Осанка зависит от состояния позвоночника, от того, насколько слаженно работают мышцы, которые поддерживают тело в вертикальном положении. Если все мышцы развиты у человека одинаково хорошо, то осанка у него красивая, правильная.

Рационально организованные физические упражнения – эффективное средство не только предупреждения, но и лечения нарушений осанки.

Для профилактики нарушения осанки и ОРВИ   в 1-2 классах проводится ежедневная утренняя зарядка до уроков на воздухе или в классе (10-12 минут).

Примерный комплекс зарядки:

1. Ходьба на месте с энергичными свободными движениями рук (30-60 сек.)

2. И. п. – основная стойка. 1-руки вперёд, 2- руки в стороны, 3- руки вверх, подняться на носки и потянуться, 4- опускаясь на пятки, руки вниз, вернуться в и. п.

3. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе.1- наклон влево, 2- возвращение в и. п., 3- наклон вправо, 4- возвращение в и. п.

4. И. п.- стойка ноги врозь, руки в стороны. 1- наклон к левой ноге, руками коснуться носка левой ноги, 2- возвращение в и. п., 3-4 – то же, что на счёт 1, но наклон к правой ноге.

5. И.п.- стойка ноги врозь, руки на поясе. Поочерёдное вращение стопой ног внутрь и наружу.

6. Прыжки на месте на носках с переходом на ходьбу.

С 1 по 4 классы ежедневно на каждом уроке учителя следят за осанкой детей во время работы в классе.

Под влиянием учебных и физических нагрузок  увеличивается частота сердечных сокращений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс крови в магистральные сосуды. Постоянные занятия физическими упражнениями тренируют систему кровообращения, ведут к функциональному совершенствованию. Во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам, находясь в так называемых депо крови. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце, но и стимулирует кроветворение.

Поэтому на каждом уроке необходимо проводить 1-2 физкультминутки (методика их проведения известна каждому учителю), во время которых учителя следят за правильностью выполнения упражнений и дыханием учащихся.

Правильное дыхание – это лучшая профилактика многих заболеваний. Более того, оно может оказывать и многообразный лечебный эффект. Так, спокойное ритмичное дыхание - прекрасное средство для снятия стресса. Дыхание в замедленном ритме, использование задержек дыхания после вдоха и выдоха вызывают накопление в крови избыточного количества углекислоты, что активизирует дыхательный центр, способствует расширению сосудов сердца,  мозга,  усиливает кровоток в этих жизненно важных органах. Длительное же прекращение носового дыхания, наблюдаемое, например, при аденоидах, приводит к недостаточности умственного и физического развития. Вдох всегда нужно делать в момент расслабления мышц, при  разгибании туловища, поднимании рук вверх, расширении грудной клетки. Выдох должен совпадать с моментом максимального напряжения мышц при  сгибании туловища, опускании или сведении рук, при сужении грудной клетки. Глубокий вдох и особенно выдох освобождают организм от углекислоты, которая при мышечной работе накапливается в организме в большом количестве.

Навык владения правильным дыханием формируется на уроках чтения с помощью разнообразных упражнений. Например:

«Задуйте свечу».

- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

- Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

- Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав как можно больше коротких выдохов.

«Побрызгайте бельё водой!»

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё. В один приём, три, пять.

«В цветочном магазине».

- Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

«Выдох со счётом».

- Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Проговаривание согласных звуков, скороговорок с правильным дыханием.

Для того чтобы приспособиться к окружающей среде, организм каждого ребёнка должен постоянно получать информацию о состоянии условий внешней и внутренней среды, о направленности их изменений.

Чтобы получать такую информацию, организм имеет органы чувств. Развитие органов чувств тесно связано с движением, так как только при передвижении организм получает обильную информацию. Благодаря  слуховому, кожному, тактильному, обонятельному, двигательному и зрительному анализаторам учащиеся получают представление об окружающем мире.

Более подробно рассмотрим  зрительный анализатор, с помощью которого мы видим. В первый класс часто приходят дети, которые плохо видят отдалённые предметы. У них наблюдается такое нарушение зрения – как близорукость. Близорукость очень часто развивается и в школьные годы. Это связано с длительной зрительной работой на близком расстоянии, неправильной посадкой при чтении или письме, особенно при недостаточном освещении.

Поэтому для достаточной освещённости классной комнаты в школе установили лампы дневного света.

Способствует расширению зрительно-двигательной активности проведение на уроках зрительных разминок с помощью расположенных в пространстве ориентиров.

Приведём некоторые виды зрительных разминок.

1) В четырёх углах учебной комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание учащихся образно-сюжетные изображения. Каждый сюжетный комплекс из 4-х картинок меняется на новый один раз в 2-3 недели.

2) Используются ориентиры, расположенные на стене: разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами. Например, на листе ватмана  изображаются цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1 см.

3) Дети очень любят игру «Весёлые человечки». На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2 см. Дети повторяют движения человечков.

Используется и  методика   зрительно-координаторных тренажей с помощью схемы универсальных символов (по методике  Базарного):

- Режим непроизвольного зрительно-моторного «скольжения» по траекториям.

- Режим движений по траекториям глазами в сочетании с движениями головой и туловищем.

- Режим быстрого передвижения глазами по траекториям.

Кроме того, на уроках проводятся упражнения для тренировки глазных  мышц. По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью. Вот некоторые элементы этой гимнастики:

1.    Сидя или стоя, расслабиться и медленно двигать зрачками слева направо. Затем – справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

2.     Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

3.     Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

4.     Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Все эти виды названных приёмов регулярно чередуются.

Также для укрепления мышц глаз учителя регулярно меняют учащихся партами и рядами.

Важную роль в развитии каждого ребенка играет его психическое здоровье. Дети во время учебного процесса часто испытывают  печаль, радость, гнев, страх и др. Как они возникают и почему обладают такой большой  силой?

Все эти сложные психические явления, своеобразные,  чувствительные переживания, обобщенные чувствительные реакции объединяются одним названием – эмоции. Дословный перевод слова «эмоции» - «волную, потрясаю». Этим определением очень удачно подмечено основное качество явления – способность волноваться.

Именно в эмоциональной сфере наиболее ярко проявляются те или иные особенности каждого человека. В чувствах человека в первую очередь выявляется его отношение к себе и к своим близким, к друзьям и недругам.

Та или иная эмоция, то или иное чувство способны существенно повлиять на течение других психологических процессов, ускорить или замедлить мыслительную деятельность, сделать её более продуктивной или «работой вхолостую», способны повлиять на волю человека.

Сильные эмоции, постоянные волнения, переживания оставляют глубокий след в психической сфере человека. Накапливающиеся волнения, переживания могут вызвать эмоциональный срыв нервной системы.

Положительное эмоциональное состояние, напротив, способствует высокопродуктивной работе, и человек может сделать очень много, работая увлеченно, не чувствуя усталости.

Большое значение в деле профилактики эмоциональных срывов, особенно при учебной деятельности, имеет переодическое переключение на физическую деятельность. Принципы переключения  лежат в основе всевозможных увлечений человека.

Поэтому на уроках чтения и развития речи  используется методика шагового ритма. С учетом логопедического дефекта каждому ребенку в 1 классе подбираются «коррекционные» стихотворения. После чего дети выходят для занятий на «логопедические дорожки».

В процессе речевого выражения во время уроков (речевые разминки, устный счет, деление предложений на слова, слов на слоги) дети «подстраивают», синхронизируют  логоритм с ритмом лёгких подъёмов пяток и сопровождающих усилий на носочках.

Замечательное средство тренировки организма и повышения эмоционального состояния – подвижные игры. Они проводятся не только во время уроков физической культуры, но и на переменах, на внеклассных мероприятиях, уроках. Например, «Буратино», «Хомка», «Если нравиться тебе …», «Указка», «Зима», Сыщики» и т. д.

Тесно связаны между собой эмоциональное состояние и проявление двигательных возможностей. Так, недостаточное эмоциональное раздражение вызывает безразличное отношение к физическим упражнениям. При оптимальном влиянии эмоциональных факторов возрастает состояние полной готовности к той или иной деятельности. Чрезмерное влияние эмоциональных раздражений может вызвать состояние нервно-психического перенапряжения. Это может выразиться или беспричинной и чрезмерной активностью, или определенной апатией к деятельности.

Учителю надо уметь вовремя уловить перемену в самочувствии детей.  

Что же делать, чтобы вывести ребенка из состояния апатии?

Необходимо дать отдых утомленной нервной системе: погулять на свежем  воздухе, выполнить успокаивающие упражнения:

1. Сядьте удобно. Закройте глаза, положите кисти рук на колени  ладонями вверх. Сосредоточьте внимание на животе, направляя туда дыхание. Почувствуйте, как при вдохе живот раздувается, а при выдохе сжимается. Не форсируйте естественный ритм дыхания. После выдоха сделайте паузу, ждите, пока дыхание возобновиться. Добивайтесь того,  чтобы с каждым циклом ваше дыхание под постоянным контролем внимания возвращалось в живот. Делайте это в течение 1 минуты.

2. Встаньте свободно. Держите руки перед собой на расстоянии около 10 см, повернув ладони одна к другой. Представьте, что во время вдоха воздух входит в ваш живот, а во время выдоха следует по рукам к кистям. 2-3 минуты

3. Держите руки на небольшом расстоянии от груди ладонями        наружу и «дышите» через них, как в упражнении 2. 2-3 минуты.

4. Представьте, что вы стоите рядом с костром, вдохните теплый воздух и направьте частицу огня в руки. Чувствуете, как рукам становиться горячо?

Способствуют быстрому и полноценному успокоению, отдыху,  улучшению настроения пешие и велосипедные прогулки школьников, занятия хобби. 

Родителям и детям с 1-го класса даются рекомендации по организации детского отдыха. Неоднократно проводятся диспуты и выставки «Мои увлечения». Это улучшает и внутриклассные отношения между учащимися.

А ведь школьный класс функционирует в соответствии с закономерностями внутриклассных отношений. От состояния симпатий и антипатий, притягиваний и отталкиваний среди детей зависит динамика развития человеческих отношений и формирование коллектива. Психологический климат в классе является важным фактором здоровья, успешного обучения и социальной активности личности. Отрицательные отношения служат причиной неврозов и многих внутренних заболеваний.

Для управления детским коллективом необходимо знать отношения и противоречия, складывающиеся внутри класса. Интуитивно это сделать трудно.

Наряду с наблюдениями за детьми проводятся социометрические исследования, чтобы знать показатели сплоченности коллектива.

Учитывая все вышесказанное, все учителя должны твердо помнить, что чрезмерные волнения и переживания вредят здоровью человека. Поэтому следует больше проявлять заботы, доброты и такта в отношениях с детьми.

Между тем, психологическое и физическое состояние ребенка в школе, в частности на уроке, зависит не только от того, сидит он или стоит, как он сидит и стоит, включает ли учитель в урок специальные двигательные упражнения, но и от того, чему  учат ребенка, как организован учебный процесс, насколько используется личный жизненный опыт ребенка, насколько само содержание обучения позволяет ученику чувствовать себя значимым.

Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдений за работой опытных учителей, работы  учащихся на уроках и дома, собственной практики позволил выделить несколько средств для «безопасной» организации учебного процесса.

1.  Это задания и формы организации, которые своей внешней привлекательностью незаметно втягивают учащихся в деятельность по освоению предметного содержания. Такие задания представляются с помощью  ярких картинок, включаются в сказочный или занимательный сюжет. Вначале детей привлекает яркая изобразительная или словесная форма. Задача учителя – переключить внимание и интерес детей с формы на содержание задания.

Такого рода  средства известны каждому учителю. Например, на доске – изображение кувшинов и цветов. На каждом кувшине – число, на каждом цветке – числовое выражение. Задание: «Помогите разобраться,  какие цветы нужно «поставить» в каждую вазу;  поставьте цветы в вазы;  выберите самый красивый букет, выберите самый «трудный» букет ».

К этой же группе относятся задачи в рифмованной форме, задания игры.

2.  Задания, которые дают возможность учащимся, опираясь на свои знания и опыт, активно участвовать в выборе способов учения.

Например, приступая к изучению действий умножения и деления, обращаемся к детям с вопросами: «Как вы думаете, что такое умножение и деление? Какие арифметические действия мы с вами уже изучили7 Что вы знаете о сложении и вычитании? Какие проблемы можно решить с помощью сложения и вычитания? Зачем нужны новые действия? Почему недостаточно сложения и вычитания? Как вы думаете, какие вопросы нам надо рассмотреть, изучая умножение и деление?» В результате обсуждения намечается программа изучения нового материала.

3.  Проведение самостоятельной работы.

Планируя самостоятельную работу, важно, чтобы каждый ученик получил возможность работать в зоне своего ближайшего развития. Традиционно в самостоятельной работе содержание и объём заданий для всех одинаков, одинаково и время выполнения. В этом случае одни учащиеся всегда работают  ниже своих возможностей, а для других работа выше их возможностей. Если же учащиеся приняли учебные цели работы и у них имеется возможность выбора заданий, то обязанность учителя  лишь регламентировать время выполнения работы.

4. Повышает интерес учащихся и производительность учебного труда организованная взаимопроверка детьми учебного материала, тетрадей. С её помощью дети получают дополнительные обучающие возможности и возможность лучше узнать своего товарища.

5.  Задания творческого характера, в которых требуется что-либо открыть (закономерность, новые свойства), изобрести (новые геометрические фигуры, новые способы вычисления, решения задачи), сконструировать, выполнить исследование ( окружающей среды, животного или растительного мира ), составить творческий отчёт, сделать прогноз.

Такие задания заставляют ученика размышлять, пробовать, ошибаться и всё- таки находить варианты правильных ответов, выражать своё мнение.

6.  Проведение экскурсий, уроков на природе, которые учат детей видеть яркие образы, соотносить своё я с окружающей средой.

Ведь даже патриарх  Московский и  Всея  Руси  Алексий, говорил: « Образование происходит от слова «образ», образовать человека означает не  просто  передать ему некоторую сумму знаний,  это  значит выявить в нем определенный образ… явить миру красоту сияния красок и линий, гармонию природы».

7.    Строгая дозировка домашних заданий и рекомендации по их выполнению не вызывают у детей чувство тревоги, а вызывают желание выполнить задания учителя.

Итак, мы апробировали лишь некоторые аспекты организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, влияющие на физическое, психологическое и социальное здоровье детей.  

        Работа продолжается!