Выступление на МК " Технология оценивания общеучебных достижений в начальной школе"
учебно-методический материал на тему

Попова Надежда Петровна

Раскрывается технология оценивания в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_popova_n.p.doc256.5 КБ

Предварительный просмотр:

Достижения нужно не оценивать, а документировать.

То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым.

Тема: «Технология оценивания результатов достижений учащихся»

1.Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.        

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки:

  • насколько она поддерживает и стимулирует учащихся;
  • насколько точную обратную связь она обеспечивает;
  • насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность;
  • насколько она информативна для управления системой образования.
  1. Общие походы к системе оценки.

Место, роль и функции системы оценки достижения требований к образовательным результатам, ее особенности определяются основными подходами к пониманию и формированию стандартов общего образования.

Предметом стандартизации в образовательных стандартах первого поколения выступали обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. Это определяло и основное  направление системы оценки — оценку уровня освоения выпускниками обязательного минимума.

Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента Требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые определяются на основе общественного договора между личностью, обществом и государством и подразумевают тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками договора. 

Основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ:

  • обучающихся;
  • образовательных учреждений и педагогов;
  • общероссийской, региональной и муниципальной систем образования.

Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностныеметапредметные ипредметные), выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения.

Так, к основным результатам начального общего образования стандарт относит:

  • формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной  школе;
  • воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Таким образом, оценка достижения требований стандарта может быть сведена к оценке достижения планируемых результатов (естественно, при условии, что планируемые результаты адекватно передают требования стандартов).

Тенденции развития оценочной системы.

Современные тенденции развития системы образования ставят перед оценочной системой несколько ключевых задач. 

Первая – высокий уровень объективности оценивания. 

Вторая – отражение не просто разовых результатов, но определение тенденций развития образовательного процесса у конкретного ученика. 

Третья – повышение мотивационной составляющей оценки и снятие эмоционального негатива с оценки (особенно в младшей и средней школе). 

Четвертая  –  изменение случайного характера оценки на плановый, порождающий стремление к постоянному (а не от случая к случаю) учебному труду. 

Пятая – сделать процесс оценивания наиболее наглядным (для ученика и родителя в первую очередь). 

Шестая – процесс оценивания должен давать возможность ученику оценить успехи относительно некоторого среднего эталона. 

Седьмая – процесс ввода, вывода, хранения и многопрофильного анализа оценочного материала должен быть прост для учителя, понятен для ученика и родителя.

  1. Шесть важнейших принципов оценивания. 

В Будапеште  в 2007г. состоялся семинар, посвященный вопросам оценивания  в правовом и гражданском образовании, который организовали Институт «Открытое общество» (Нью-Йорк) и образовательная организация Street Law (США). Здесь были учителя и авторы курсов практического права из США и 14 стран Европы и Азии. Профессор Дайан Хесс представила шесть важнейших принципов оценивания.

1 принцип «Важность»

2 принцип «Адекватность/ Validity»:

3 принцип «Объективность/Reliability»:

4 принцип «Интегрированность»:

5 принцип «Открытость/демократичность»

6 принцип «Простота (гениальная)»

  • процесс оценивания и сами формы оценки должны быть просты и удобны в  применении и использовании;
  •  можно вводить критерии оценки постепенно, по мере освоения самого инструмента оценки;
  •  оценивание не должно отпугивать учителей и учащихся.

Чтобы применить шестой  принцип оценивания, задайте себе вопросы:

  • Достаточно ли прост и доступен процесс оценивания для педагога?
  • Достаточно ли прост и доступен процесс оценивания для  учащихся?
  1. Отличительные особенности системы оценки.

Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); 

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированыпредметныеличностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. 

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса.

Это задания базового уровня и учебные ситуации, в которых учащиеся могут действовать успешно и полностью самостоятельно, соответствуют планируемым результатам, достижение которых ожидается от большинства учащихся. Как правило, это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий. Успешное выполнение системы заданий базового уровня сложности по всем предметам является необходимым и достаточным основанием для констатации факта освоения выпускником образовательной программы данного уровня. Они необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени.

Вместе с тем поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки системы базовых заданий (и по глубине освоения, и по широте охвата), то для установления уровня освоения образовательной программы предлагаются также и учебные задания/ситуации, характеризующие повышенные по сравнению с базовым уровни достижений.

Они соответствуют планируемым результатам, которые описаны в блоках «Выпускник научится»  и «Выпускник получит возможность научиться».

Это такие учебные ситуации и задания, действия в которых в ходе обучения целенаправленно формируются, однако необязательно отрабатываются со всеми учащимися. Задания повышенного уровня сложности проверяют способность выпускника выполнять такие учебные или учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен выбрать этот способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета. В некоторых случаях учащийся сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы, привлекая знания из других предметов или опираясь на имеющийся жизненный опыт. Для большинства учащихся они характеризуют перспективные формирующиеся учебные действия, которые могут быть соотнесены также с повышенными уровнями подготовки учащихся, с уровнем дополнительных требований и т. п. Успешное выполнение такого рода учебных заданий характеризует повышенный уровень освоения программы. Данный уровень описания планируемых результатов и соответствующие ему задания используются как при итоговой оценке для обоснования повышенных оценок, так и в неперсонифицированных (анонимных) обследованиях качества образования.

Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник получит возможность научиться», не является предметом итоговой оценки выпускников, но может служить объектом неперсонифицированных исследований, направленных на оценку результатов деятельности системы образования и образовательных учреждений.

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

Системно-деятельностный подход ставит перед учителем следующие вопросы:

  • Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
  • Как помочь его самоопределению?

ОТВЕТ:Только с помощью действия

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено  в 1985 г. как особого рода понятие. Системно-деятельностный подход является попыткой объединения двух подходов.  Между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков  отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.).

Системно-деятельностный подход - это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения, которые уже применяются в школьной практике.  

Итак, методологическая основа стандартов второго поколения сводится к следующей модели:

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

  • оценка динамики образовательных достижений учащихся;
  • использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных (анонимных) процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

Система оценивания достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок:

  • Внешнюю оценку (оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами);
  • Внутреннюю оценку (оценку, осуществляемую самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).

Внешняя оценка в принципе может проводиться в рамках следующих регламентированных процедур:

  • государственная итоговая аттестация выпускников;
  • аттестация работников образования;
  • аккредитация образовательных учреждений;
  • мониторинговые исследования качества образования.

Внутренняя оценка строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя – на основе планируемых результатов освоения ООП НОО.

Внутренняя оценка — это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации и т. д.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения. Эффективность внутренней оценки зависит от того, насколько выбранные школой средства способствуют выполнению ее двух основных функций.

Во-первых, обеспечивать обратную связь, информируя:

  • учеников об их продвижении в освоении программы (а на определенном этапе — и об общем уровне освоения), об их сильных и слабых сторонах;
  • учителей об эффективности их педагогической деятельности. 

Во-вторых, обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся: ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять учащихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе и т. д.

Точка соприкосновения» внутренней и внешней оценки — итоговая оценка.  

Поэтому в итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие:

накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов,  

оценки за стандартизированные итоговые

работы,характеризующие уровень присвоения учащимися

основных формируемых способов действий в отношении

опорной системы знаний на момент окончания начальной школы.

Фиксация накопленных в ходе обучения оценок и проведение итоговых работ — область компетенции педагогов и школы. Таким образом, итоговая оценка в начальной школе в полном соответствии с Законом «Об образовании» является внутренней оценкой школы. 

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе). При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений учащихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50 % заданий базового уровня.

2. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее, чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50 % заданий базового уровня.

Вывод-оценка

(о возможности продолжения образования на следующей ступени)

Показатели

Комплексная оценка

(данные по итогам анализа «Портфолио»)

Итоговые работы

(результаты итоговых работ

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам ООП (предметные, метапредметные, личностные результаты)

Правильно выполнено менее 50%

 заданий необходимого (базового)

 уровня

2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач

Достижение планируемых результатов по всем основным разделам ООП как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально»

Правильно НЕ менее 50% заданий

необходимого (базового) уровня

3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач

Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов ООП с оценкой «хорошо» или «отлично»

Правильно не менее 65% заданий

 необходимого (базового) уровня

и не менее 50% от максимального

 балла за выполнение заданий

 повышенного уровня

Решение об успешном освоении программы начального образования и переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения ООП НОО.

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;

Пример листа «Самооценка надпредметного проекта»

1.В начале этого проекта у меня была цель ….

2. Особенно хорошо мне удалось …

3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …

4. Свой результат могу оценить так (на выбор)

Максимальный уровень

«Превосходно»

Необыкновенный

 результат,

 его будет сложно

 повторить

Программный уровень

«Отлично»

Очень доволен, так как результат отличается от обычного

Необходимый

уровень

«Хорошо»

Доволен, похоже на то, что делаю обычно

«Нормально»

Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе

Пример листа «Самооценка творческого дела»:

1. В начале этого дела у меня была цель ….

2. Особенно хорошо мне удалось …

3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …

4. Свой результат могу оценить так (на выбор):

Максимальный уровень

«Превосходно»

Очень

Высокий

 результат, его будет сложно повторить

Программный уровень

«Отлично»

Очень доволен, так как результат отличается от обычного

Необходимый

уровень

«Хорошо»

Доволен, похоже на то, что делаю обычно

«Нормально»

Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе

Оценка результатов наблюдения:

Максимальный уровень

«Настоящий лидер»

Может разрешить острый конфликт, успокоить и привлечь всех к

 работе, привести группу к результату

Программный уровень

«Отличный участник»

Длительно и устойчиво активен в процессе решения и представления результатов, постоянно корректен, считается с чужим мнением

Необходимый уровень

«Хороший участник»

Активен, логичен, вежлив в процессе решения (но не всегда при представлении результата); слушает других, но может не посчитаться с их мнением, может вспылить, обидеться, отказаться от работы

«Мне еще многому надо научиться»

Не очень активен, реагирует только на знакомый материал.

Высказывается сам, но не слышит других, нарушает нормы вежливости, пытается навязать свое мнение остальным

«Я в начале пути»

Почти не высказывается, соглашается с любым мнением или никак не реагирует

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;

Еще одна особенность предлагаемой системы оценки — уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксирования допущенных ошибок и недочетов, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения. Поэтому в текущей оценочной деятельности, например,  составляющих портфолио или других достижений учащегося, целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

- «зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

- «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Все же, по каким критериям оценивать результаты учеников?

В чём специфика оценивания ПРЕДМЕТНЫХ результатов?

Критерии трёх уровней успешности универсальны для всех ситуаций оценивания на уроке (исключая контроль) из программы «2100».

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, когда используются отработанные действия и усвоенные знания  «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи − действие в новой, непривычной ситуации и (или) использование новых знаний по только что изучаемой теме  «отлично».

Максимальный уровень (НЕобязательный)  решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе − «превосходно».

Как оценку по уровням успешности перевести в предметную отметку?

На основании продемонстрированного уровня успешности (оценки-характеристики) определяется предметнаяотметка в одной из балльных шкал, принятой в образовательном учреждении: 5-балльная шкала «традиционных отметок», соотнесённая с уровнями успешности с помощью «+», которые нельзя выставить в официальный журнал, но можно проговорить, объяснить ученику отличия. Например, так: «Официальная шкала отметок очень неточная. В журнале мы не видим разницу между твоей четвёркой и его четвёркой. Но главное, чтобы ты понимал – это четвёрки разного уровня».

Уровни успешности

5-балльная шкала

100%

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» (или 0) 

ниже нормы,

неудовлетворительно

0-49

Необходимый (базовый) уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

«3» 

норма, зачёт, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

50-79

«4» 

хорошо.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

80-99

Повышенный (программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме,  либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4+»  близко к отлично.

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

80-99

«5»  отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

100%

Максимальный (необязательный) уровень

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались

либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения

«5+»

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

Отдельная шкала:

50-69

«5 и 5»  превосходно.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Отдельная шкала:

70-100

  • Какие особые ситуации возникают при использовании уровней успешности?

1) В курсе русского языка и математики некоторые важнейшие умения и навыки невозможно проверить через нестандартные задачи (например, орфографические умения или вычислительные навыки). Задания на выбор написания, например, являются заданиями, которые выполнялись много раз, и по этому признаку они являются заданиями необходимого уровня. Однако их полностью правильное выполнение рекомендуется рассматривать как повышенный уровень, чтобы не ущемлять интересы ученика, который иначе лишается возможности получить за такие задания оценку выше «хорошо» (4).

2) Если ученик проболел, изучил материал самостоятельно и верно выполнил задание необходимого уровня, рекомендуется оценить его как задание программного уровня.

3) Если материал не пройден до конца в силу объективных причин, а проверочная работа должна быть проведена по плану, то для учеников, которые верно выполнили задание по неизученному материалу, уровень также сдвигается на один в сторону увеличения.

Необходимо поощрять учеников, стремящихся выполнять задания на максимальном уровне, поддерживать их авторитет, не допускать неоправданной критики в их адрес со стороны других учеников.

В чём специфика оценивания МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ЛИЧНОСТНЫХ результатов?

Однако существует своя специфика при оценке предметных, метапредметных и личностных результатов и при формировании накопительной оценки в «Портфолио».

Главное средство контроля – специальные диагностические работы:

  • задания по отдельным универсальным учебным действиям;
  • комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

Эти задания, собранные в диагностические работы, могут быть разработаны а) специалистами РАО (Федеральный институт педагогических измерений) и выпущены издательством «Просвещение»; б) авторами отдельных УМК; в) специалистами региональных и муниципальных служб, работающих в сфере образования; г) педагогами самого образовательного учреждения (внутренняя оценка, в отличие от предыдущих – внешних оценок).

Дополнительные средства контроля метапредметных и личностных результатов – это:

  • педагогическое наблюдение отдельных, прежде всего коммуникативных УУД;
  • экспертная оценка по результатам многолетних наблюдений за деятельностью ученика (учитель, педагог-воспитатель);
  • самооценка ученика и внешняя оценка педагогом отдельных материалов «Портфолио».
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио).

Рассмотрим более подробно другую составляющую итоговой оценки — накопленную оценку. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Опыт использования портфолио у нас и за рубежом показывает, что его можно отнести к разряду аутентичных (т.е. отвечающих задачам образования и рассматриваемых в реальном контексте) индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т.д.).

Что такое «Портфолио» или «Портфель достижений»?

Портфолио – это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Обязательно ли использовать Портфолио в официальной оценке результатов образования ученика начальной школы?

Портфолио включёно как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт. Таким образом, всем педагогам начальных классов необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений.

Зачем нужно «Портфолио»?

Позволяет решить целый ряд задач:

  • сохранять результаты ВСЕХ достижений ученика − учебных и внеучебных − за все четыре года начальной школы. В течение года схожую задачу решают Таблицы результатов и Дневник школьника, а Портфолио может собирать и накапливать её;
  • сохранить информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его достижений и ошибок, которые не в состоянии отобразить таблицы результатов и тем более официальный журнал, где отметки сохраняют информацию только о конечном результате решения;
  • развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат;
  • подтверждать эффективность труда учителя при его аттестации, когда материалы Портфолио могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс ученика через сравнение исходных и конечных результатов.

В каком виде может существовать «Портфолио»?

Поскольку материалы Портфолио официально признаются значимыми для итоговой оценки ученика, то до перехода на электронный документооборот основным видом Портфолио должна быть папка с файлами, хранящая материалы на бумаге и на электронных носителях (диски, флешки).

Одновременно Портфолио может существовать и в электронном виде.

Какие разделы могут быть в «Портфолио»?

В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.

а) Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы  их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Примерами такого рода работ могут быть:

• по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по технологии — фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

б)  Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.)за процессом овладения универсальными  учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

в) Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Кто и когда пополняет «Портфолио»?

Ученик в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.

Начиная со 2-го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале, например: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно». Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в портфеле; в конце четверти или учебного года – сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.

Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные контрольные работы. В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные данные – копию из Таблицы результатов. 

Как определить комплексную накопленную оценку образовательных результатов?

Комплексная накопленная оценка – это вывод по всем материалам «Портфолио», который должен содержать ответы на вопросы следующего листа-опросника:

 «Экспертная комплексная накопленная оценка достижений ученика________

1. Какой прогресс наблюдается в личностных результатах? Например:

  • появилось ли умение ставить цели личностного развития? (обозначение учеником этих целей в начале каждого года).
  • возросла ли способность к саморефлексии? (наличие самооценки своих достижений, включение учеником в портфель материалов по самым разным достижениям в учёбе и вне учебы);
  • в материалах этого раздела явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» («зачёт») или «хорошо», «отлично», «превосходно».

Недопустимо делать выводы по другим сферам личностных результатов (самоидентификация, моральный выбор и т.п.).

2. Каковы метапредметные результаты? (на основании диагностик, наблюдений и других материалов «Портфолио»):

  • сформировано ли умение учиться: ставить цель, планировать действия, получать и оценивать результат?

а) Не сформировано  нет материалов о результатах достижений.

б) Сформировано нормально  в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Сформировано хорошо или отлично  в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично»;

 умеет ли ученик работать с информацией: добывать, перерабатывать, представлять в разных формах?

а) Не умеет  нет материалов о результатах достижений.

б) Умеет нормально  в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Умеет хорошо или отлично  в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично»;

  • умеет ли ученик вступать в коммуникации: излагать свои мысли, понимать собеседника, договариваться с ним, чтобы сделать что-то сообща?

а) Не умеет  нет материалов о результатах достижений.

б) Умеет нормально  в мат0ериалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Умеет хорошо или отлично  в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично».

3. Каковы предметные результаты? (на основании решения задач по предметам – текущих и контрольных).

По каждому предмету – освоил ли пре дметные умения с опорной системой предметных знаний?

а) Не освоил  нет материалов о результатах достижений.

б) Освоил нормально  в материалах по этому предмету явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Освоил хорошо или отлично  в материалах по этому предмету явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично».

Кто, как и когда определяет комплексную накопленную оценку?

  • В конце 4-го класса
  • Педагоги-эксперты: учитель данного класса, несколько учителей других начальных классов; возможно, школьный психолог, представитель школьной администрации.
  • Эксперты выносят коллективное мнение, на основании анализа каждым экспертом «Портфолио» каждого ученика.
  • Мнение фиксируется в виде листа-опросника «Экспертная комплексная накопленная оценка достижений ученика».

Вывод: Что такое система оценивания? Процесс (процессы) сбора, анализа, хранения и применения данных о достижении школьниками планируемых образовательных результатов.

  1. Что такое результаты УЧЕНИКА и в чём их оценивать?

  Что такое результаты УЧИТЕЛЯ и как их оценивать?

Результаты ученика  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойныоценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака). Иными словами, оцениваться может всё, фиксируется отметкой (за исключением 1-го, 2-го классов) только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).

  1. Где фиксировать результаты? Таблицы образовательных результатов.

Оценки (в т.ч. в форме отметок) необходимо фиксировать и накапливать в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфолио (листы индивидуальных достижений).

Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Когда заполняются таблицы образовательных результатов?

Обязательно (минимум): 

  • после выполнения учеником метапредметных и личностных диагностических работ (один раз в год – обязательно),
  • предметных контрольных работ (один раз в четверть – обязательно).

По желанию и возможностям учителя (максимум):

  • после выполнения учеником предметных продуктивных заданий (письменных или устных) на уроках (по решению учителя и образовательного учреждения).

В каком виде могут существовать таблицы образовательных результатов?

Поскольку таблицы результатов не являются официальными документами, они могут по выбору учителя существовать либо в электронном, либо в бумажном виде.

  1. Какие таблицы существуют для отображения достижений учащихся? Демонстрация и комментирование различных вариантов ведения таблиц результатов.

- Листы достижений учащихся класса.

- Листы наблюдений за определенным видом УУД.

- Листы индивидуальных достижений учащегося (помещается в Портфолио).

- Таблицы метапредметных и личностных результатов.

Что такое результаты УЧИТЕЛЯ и как их оценивать?

 Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников(личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов (стабильный или опережающий) означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

Для определения прироста необходимо сравнить входную и выходную диагностику учеников со средним общероссийским уровнем.

Например, средний общероссийский уровень развития познавательных УУД  у учеников в начале первого класса составил, по данным диагностики, 66% успешных действий. Ученики некоего 1-го «Б» класса показали на входной диагностике 51% успешных действий, т.е. на 15% ниже среднего общероссийского уровня.

Через четыре года обучения у учителя N эти же ученики на выходной диагностике показали результат 70% успешных действий, в то время как средний общероссийский показатель – 72%. Таким образом, результаты этого класса по-прежнему ниже, чем среднероссийские, но отставание за четыре года обучения у учителя N сократилось с 15% до 2%.

Этот прирост и есть результат работы учителя N, который блестяще справился с трудной задачей, смог заметно повысить уровень развития познавательных универсальных учебных действий своих учеников.

 «Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения.  Когда учащиеся получают такое представление, они учатся с большей отдачей и эффектом: их собственные оценки становятся предметом обсуждения с учителем и друг с другом, а это означает, что анализ собственных соображений совершенно необходим для качественного обучения».

 На мой взгляд, одним из наиболее удачных подходов к оцениванию в начальной школе является безотметочное обучение.

Безотметочная система обучения - это система отражения качественного результата процесса обучения учащихся без использования количественного выражения результата оценочной деятельности.

Используемая школами пятибалльная система оценивания выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Эта система не позволяет видеть индивидуальный «рост» учащегося: за три и за пять ошибок учитель ставит одну и ту же отметку, а для какого-то ребенка наличие трех ошибок может быть очень хорошим показателем по сравнению с прошлыми  работами, где ошибок было гораздо больше. Из-за скрытости критериев по отметке очень часто нельзя судить о действительном уровне знаний, соответственно сложно построить дальнейшую программу действий (над чем надо поработать, что надо улучшить и т. д.).

Сделать же оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной поможет введение в практику безотметочной системы оценивания. Основными принципами безотметочного обучения являются: критериальность, приоритет самооценки, гибкость и вариативность, возможность отразить все важные характеристики способностей учащихся (качественность), возможность сравнить сегодняшние достижения с их же успехами некоторое время назад (количественность). Сочетание количественной и качественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

С первого дня школьной жизни действия контроля и оценки как у учеников, так и у учителей включаются в контекст всей учебной работы и направляются на формирование у учащихся механизмов самооценки и самоконтроля.

С действием самооценки и контроля ребёнок встречается уже на первом уроке. Ему предлагается лесенка из 10 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа - первый опыт ребенка по самооценке, которая впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке. Чаще всего дети ставят себя на верхние ступеньки.

В 1 классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.

Можно ввести, предварительно оговорив с детьми, трехцветный индикатор: красный – «Я не знаю, прошу помощи»; желтый – «Сомневаюсь, не уверен»; зеленый – «Знаю, умею».

Образец работы по математике с оценочным листом.

Тема: «Использование схем при решении задач»

Цель: проверить уровень сформированности умений решать задачи по

          схемам, составлять схему к задаче, схемы по формулам.

Текст работы

1. Составь схемы к задачам и запиши формулы.

         a) Длина веревки А метров. Какой она станет, если ее уменьшить

             на В метров?

                   b) Маме А лет, а сыну В лет. Сколько лет ему исполнится через 3

                       года?

           2. Преврати формулы в схемы к задачам (составь все возможные

               схемы).

                     В + С = D               K – E = B

Справа представлен оценочный лист к работе. В первом столбике указаны основные умения, определяемые данной работой: умею решать задачу по схеме; умею составлять схему к задаче; умею составлять все возможные схемы по формуле. Во втором столбике проставлены номера заданий, соответствующие основным умениям. Третий столбик указывает на прогностическую оценку. В четвёртом столбике сам ребёнок выставляет свою итоговую оценку. В данной таблице видно, что ученик ещё неуверенно, сомневаясь, составляет схемы по формуле.

Оценочный лист к работе:

Основные умения

№ задания

Прогностическая оценка

Итоговая

 оценка

Умею решать задачу по схеме

1

Умею составлять схему к задаче        

1

Умею составлять все возможные схемы по формуле

2

Итогом работы по оценочному листу является совместная беседа учителя и ученика об адекватности самооценки ребенка.

Ещё одной эффективной формой оценивания является «Цепочка».

Вашему вниманию предлагается фрагмент урока математики в 1 классе, на котором после выполнения математического диктанта происходит взаимопроверка по образцу на доске, оценивание при помощи трёхцветного индикатора и фиксация результата при помощи «цепочки». Учитель просит оценить выполнение данной работы и занять место в цепочке в соответствии с правильностью выполнения задания.

Фрагмент урока математики в 1 классе с использованием фиксации результата при помощи «Цепочки».

Такую форму оценивания можно использовать и при проведении групповой работы на уроках математике, русского языка, чтения. В этом случае по окончании работы учитель просит сильного ученика (капитана команды) или, наоборот, слабого ученика построить группу в соответствии с активностью каждого при обсуждении проблемы в группе: сначала самый активный ученик, затем менее активный. Наиболее правильно происходит оценивание по данной форме во 2 и 3 классах, в первом же классе необходима помощь учителя.

Во 2 классе учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя прогностическую оценку.

Инструментом оценивания становится «волшебная линеечка», которая напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечки можно «измерить» разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.).

Такая оценка:

-          позволяет любому ребенку увидеть свои успехи, так как всегда

           есть критерий, по которому можно оценить успешность

           обучающегося;

-          носит информативный характер;

-          способствует формированию позитивной самооценки.

Образец тройного самооценивания домашней работы по русскому языку при помощи «Волшебных линеечек».

Текущие оценки, фиксирующие продвижение учеников в освоении всех умений, заносятся в специальный «Лист индивидуальных достижений», который заведен на каждого ученика. Это позволяет ребенку (и родителям) прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого.

Образец листа индивидуальных достижений (букварный период 1-го класса).

Перед вами образец «Листа индивидуальных достижений» ученика 1 класса в букварный период. Слева перечислены 7 основных умений, которые должны быть сформированы у учащихся в период обучения грамоте: умею подсчитывать количество звуков в словах; умею находить в словах гласные, твёрдые и мягкие согласные; умею делить слова на слоги; обозначать ударение; знать особенности гласных нижнего ряда. В следующих шести колонках проставлены даты проведения самостоятельных работ, в результате которых ребёнок сам фиксирует свой уровень сформированности умений при помощи «волшебных линеечек». Если в трёх работах подряд ученик оказывается на высоте, он может закрасить соответствующий лепесток в цветике-семицветике. Цель каждого ученика к концу букварного периода: закрасить весь цветик-семицветик, т.е. сформировать все 7 умений.

В 3 классе школьник может определить соответствие  своих знаний заявленному уровню и определить те критерии, которым он не смог соответствовать в тои или ином виде деятельности. Ученик по тексту работы может определить, сформированность каких умений проверяет эта работа, подобрать  материал для отработки тех умений, уровень оценки которых не соответствует высокому. После анализа работы он может сам построить индивидуальный график работы над ошибками.

Ещё одной эффективной формой оценивания является «ЦЕНА» задания (из проверочной работы определяется самое легкое задание и ему приписывается «цена» - 1 балл; про «цену»  остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается).

Максимальное количество баллов (вычисляется, обводится в кружок и выносится на поля работы).

Личный результат (ученик самостоятельно оценивает свой результат и фиксирует его под максимальным количеством баллов).

В «портфолио» заносится личный результат ученика.

Памятка для оценивания результатов работы

«цена» задания;

максимальное количество баллов;

личный результат;

фиксация в «портфолио».

Образец оценивания проверочной работы по окружающему миру при помощи «Цены задания».

Вашему вниманию предлагается образец оценивания проверочной работы по  окружающему миру в 3 классе по теме «Лесная зона». Каждому заданию приписали «ЦЕНУ» и указали её на полях красным цветом: второе задание (виды леса) получило 1 балл, четвёртое задание (написать ядовитые растения и грибы леса) – 2 балла, первое задание (составить схему «Значение леса») – 3 балла, третье задание (расположить растения леса по ярусам) – 4 балла. Максимальное количество баллов за работу составило 10. После самопроверки, ученик проставляет своё количество баллов за каждое выполненное задание, подсчитывает свой общий результат и фиксирует его под максимальным. После сравнения результатов, ребёнок читает соответствующую инструкцию и выполняет её.

Фрагмент самооценки на уроке окружающего мира в 3 классе.

Четвероклассники имеют возможность видеть свой «рост», что говорит о совершенствовании контрольно-оценочной деятельности ребенка.

Введение дневника с использованием рисунка человечка с разным выражением лица -  «смайликов» по разделам: «Как растет читатель» и «Как я считаю». Данные разделы предназначены для проверки динамики роста навыка чтения и счета в течение всего года.

Образец дневника по разделу «Как растёт читатель».

Итоговая аттестация учащихся основана на анализе оценок всех критериев за учебный год (накопительная система). При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них. Все это составляет «Портфолио  ученика».

Уровневый подход.

Один из вариантов безотметочного обучения – это уровневый подход к формированию и оценке результатов обучения.

1 уровень – фактологический (примитивный)

На этом уровне:

  • Ребёнок узнаёт и называет объекты или явления (предметы или процессы);
  • Выделяет объекты из ряда однородных и разнородных (Например, подчеркни только цифры);
  • Даёт определение по памяти.

В основе данного уровня лежит один единственный процесс – запоминание. Эти знания непрочные, недолговечные. Но это фундамент, база, этот уровень необходим, т.к. следующий уровень будет базироваться на фактологическом.

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

  • Кто это?
  • Что это?
  • Как называется … (по определению)?
  • Выдели, выпиши. Дай определение.

2 уровень – описательный

На этом уровне:

  • Ребёнок начинает анализировать, выделять части объекта;
  • Сравнивает объекты или явления по их частям, находят сходства и отличия;
  • Устанавливает аналогии, т.е. сходства по частям.

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

  • Из чего состоит?
  • Как происходит?
  • Опиши. Сравни.
  • На что похоже?
  • Приведи свои примеры.

3 уровень – доказательный (формируется на базе двух предыдущих)

На этом уровне:

  • Ребёнок выделяет существенные и несущественные признаки;
  • Устанавливает причинно-следственные связи;
  • Прогнозирует изменение процесса при изменении условий;
  • Пытается дать своё определение, т.е. назвать существенные признаки объекта.

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

  • Почему?
  • Выдели главное.
  • От чего зависит?
  • Что произойдёт, если …?
  • Докажи.
  • Дай своё определение.

4 уровень – творческий

Для его формирования необходимо создать соответствующие условия, освободить ребёнка от рамок правильности. Формирование творческого уровня происходит в начальной школе.

На этом уровне:

  • ребёнок изображает процесс или объект так, как он понимает, не по образцу, а по своему собственному мнению, главное, чтобы было правильно.

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

  • Изобрази, как ты понимаешь?
  • Объясни, как ты понимаешь?

Существуют универсальные вопросы, которые позволяют получить три варианта правильных ответов, выявить три первых уровня.

  • Кто такие животные?

Рисунок 1-го животного.

Это волк. (I ур.)

Рисунок всех представителей 6-ти групп. (II ур.)

Рассказ в виде доказательства, определение.

(III ур.)

Механизм перехода от данной системы к принятой пятибалльной можно проследить в следующей таблице.

«3»

Ф (фактологический)

«4»

О (описательный)

«5»

Д (доказательный)

«5/5»

Т (творческий)

В некоторых школах уже используют данную систему оценивания, в журналах вместо оценок ставят буквы.

 Литература.

  1. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе: система заданий: в 2-х ч.: ч.1/под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Д.Д. Данилов.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеучебные достижения учащихся начальной школы

Лист общеучебных достижений учащихся начальной школы по ФГОС...

Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"

 Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.   Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...

Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы

Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник ин...

Технология оценивания учебных достижений обучающихся начальной школы

Актуальность исследования. Новый стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовате...

«Технологии оценивания учебных достижений обучающихся начальной школы на уроках математики».

Новый стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовательного процесса. Ситуация, ...

Презентация «Технологии оценивания учебных достижений обучающихся начальной школы на уроках математики».

Новый стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовательного процесса. Ситуация, ...