Главные вкладки

    Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы
    статья

    Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.

    Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка и его оценивания.

    Всякая оценка предполагает измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть. В данной статье вы можете познакомиться с технологией оценивания образовательных достижений обучающихся НОО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologiya_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx389.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мардашева Г.Р.
    учитель начальных классов
    МОУ «Еленинская СОШ»

    Технология оценивания образовательных достижений

    учащихся начальных классов

    Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.

    Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка и его оценивания.

    Всякая оценка предполагает измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть.

    Ошибки оценивания:

    1. Строгость - оценка ниже заслуженной.
    2. Мягкость – оценка выше заслуженной.
    3. Центризм – усреднение, сведение к середине диапазона.

    Оценка мотивирует, когда:

    • Ученик уверен в ее объективности;
    • Ученик воспринимает ее как полезную для себя;
    • Знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
    • Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
    • Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия,  (например, места для проведения рейтинговых испытаний и т.д.)

    Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного

    процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.

    1. Оцениваться может только работа учащегося, а не его личность.
    2. Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку.
    3. Оцениваться может только то, чему учат, поэтому критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей.
    4. Общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося.

    Задачи технологии критериального оценивания

    - Повысить учебную мотивацию учащихся, снять эмоциональный негатив с оценки, активность в обучении, в обсуждении и анализе ответов.

    - Развивать познавательные способности, критическое мышление, внимание и память, мобилизовать учащихся на выполнение учебно-познавательной деятельности.

    - Управлять процессом усвоения знаний учащихся в процессе обучения, полно, точно и оперативно получать обратную информацию посредством: обеспечения надежной обратной связи; определения качества усвоения материала; выявления трудностей, ошибок и их причин; предупреждения пробелов знаний.

    - Обеспечить прочность запоминания, тренировать учащихся в выдержке и самообладании.

    - Систематизировать, углублять, закреплять знания учащихся.


            

    По ходу обучения

    Дает обратную связь

    Помогает ученикам скорректировать свою работу

    Помогает учителям планировать свою работу

    Обычно в конце темы,

    раздела

    Дает заключительное суждение

    Дает возможность ученикам показать, чему они смогли научиться

    Формирующее оценивание

    Текущий уровень усвоения знаний и навыков

    Повседневная работа

    Устранение пробелов и недочетов

    Количество вне регламента

    Без учета при итоговой отметке

    1. Отметки за формативные работы не учитываются при оценивании констатирующих работ и итоговых за четверть и год.
    2. За невыполнение ряда формативных работ, систематические пропуски занятий учитель имеет право не допустить учащегося к констатирующей контрольной работе.
    3. Используется пятибалльная шкала.

    Этапы разработки системы критериального оценивания

    1 шаг Изучение экспериментальной интегрированной учебной программы, постановка целей и задач по предмету.

    2 шаг Разработка общих критериев оценивания учебных достижений учащихся.

    3 шаг Разработка критериальной шкалы  оценивания.

    4 шаг Реализация критериального оценивания по конкретным темам предмета.

    1 шаг: постановка целей и задач по предмету «Познание мира»
    Цель учебного предмета: подготовить обучающихся уровня начального образования к последующему образованию в области окружающей среды в рамках обществоведческих и естествоведческих дисциплин и сформировать у них стремление познавать окружающий мир самостоятельно.  

    2 шаг: общие критерии оценивания учебных достижений учащихся по предмету «Познание мира»

    Критерии

    Максимальный уровень достижений учащихся

      A

    Знание и воспроизведение

    4

      B

    Понимание и применение

    5

      C

    Анализ и синтез

    6

    Д

    Коммуникация

    6

    ИТОГО

    21

    Шкала перевода баллов в отметку

    19-21 баллов- отметка «5»  (100%-89%)

    18-16 баллов – отметка «4»  (75%-88%)

    15-13 баллов- отметка «3»  (61%-74%)

    12 и менее баллов- отметка «2» (60% и менее)

    3 шаг: Разработка критериальной шкалы

    Описание

    Учащийся:

    - Знает виды растений

    - Умеет определить различия между типами растений

    - Воспроизводит информацию, полученную из источников

    Критерии

    А (4 max)

    - Знание и воспроизведение

    4 шаг: Реализация  по конкретным темам предмета

    Тема: Разнообразие растений

    Учебные задачи:

    - Расширить представление учащихся о разнообразии растений

    - Сформировать понятие о разных видах и типах растений

    - Дать знания о продолжительности жизни растений, их среде обитания

    - Определить значение растений в жизни человека

    - Развивать коммуникативные качества учащихся при работе в группе

    - Учить исследовательской деятельности, умениям делать выводы, выражать свои умозаключения

    Как создать критериальную работу

    критерии

    задание

    Максимальный балл

    А

    Знание и понимание

    тест

    4

    В

    Применение

    Проверочная работа в дневнике наблюдений

    5

    С

    Анализ и синтез

    Исследовательская работа

    6

    Д

    Коммуникация

    Работа в группе

    6

    Критериальное оценивание

    «ЗА»

    «ПРОТИВ»

    Прозрачность

    Трудоемкость

    (на первом этапе)

    Объективность

    Снижение тревожности

    Сравнение собственных достижений с эталоном

    Издержки адаптационного

     периода

    Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля

    Единство требований

    «В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы людям, стоявшим ниже меня. Поэтому я хочу, чтобы мои ученики не считали для себя зазорным обращаться по всем вопросам и к тем, кто стоит ниже их. Тогда их знания будут более полными и совершенными»  

    Абу-ль-Фарадж

    Литература

    1. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе: система заданий: в 2-х ч.: ч.1/под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010.

    2. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Д.Д. Данилов.

    3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"

     Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.   Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...

    Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.

    В данной статье представлен доклад-выступление на МО на тему "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов."...

    Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС

    Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС...

    Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС

    Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов школы, так и оценку р...