Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы
статья

Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.

Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка и его оценивания.

Всякая оценка предполагает измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть. В данной статье вы можете познакомиться с технологией оценивания образовательных достижений обучающихся НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx389.48 КБ

Предварительный просмотр:

Мардашева Г.Р.
учитель начальных классов
МОУ «Еленинская СОШ»

Технология оценивания образовательных достижений

учащихся начальных классов

Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.

Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка и его оценивания.

Всякая оценка предполагает измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть.

Ошибки оценивания:

  1. Строгость - оценка ниже заслуженной.
  2. Мягкость – оценка выше заслуженной.
  3. Центризм – усреднение, сведение к середине диапазона.

Оценка мотивирует, когда:

  • Ученик уверен в ее объективности;
  • Ученик воспринимает ее как полезную для себя;
  • Знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
  • Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
  • Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия,  (например, места для проведения рейтинговых испытаний и т.д.)

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного

процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.

  1. Оцениваться может только работа учащегося, а не его личность.
  2. Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку.
  3. Оцениваться может только то, чему учат, поэтому критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей.
  4. Общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося.

Задачи технологии критериального оценивания

- Повысить учебную мотивацию учащихся, снять эмоциональный негатив с оценки, активность в обучении, в обсуждении и анализе ответов.

- Развивать познавательные способности, критическое мышление, внимание и память, мобилизовать учащихся на выполнение учебно-познавательной деятельности.

- Управлять процессом усвоения знаний учащихся в процессе обучения, полно, точно и оперативно получать обратную информацию посредством: обеспечения надежной обратной связи; определения качества усвоения материала; выявления трудностей, ошибок и их причин; предупреждения пробелов знаний.

- Обеспечить прочность запоминания, тренировать учащихся в выдержке и самообладании.

- Систематизировать, углублять, закреплять знания учащихся.


        

По ходу обучения

Дает обратную связь

Помогает ученикам скорректировать свою работу

Помогает учителям планировать свою работу

Обычно в конце темы,

раздела

Дает заключительное суждение

Дает возможность ученикам показать, чему они смогли научиться

Формирующее оценивание

Текущий уровень усвоения знаний и навыков

Повседневная работа

Устранение пробелов и недочетов

Количество вне регламента

Без учета при итоговой отметке

  1. Отметки за формативные работы не учитываются при оценивании констатирующих работ и итоговых за четверть и год.
  2. За невыполнение ряда формативных работ, систематические пропуски занятий учитель имеет право не допустить учащегося к констатирующей контрольной работе.
  3. Используется пятибалльная шкала.

Этапы разработки системы критериального оценивания

1 шаг Изучение экспериментальной интегрированной учебной программы, постановка целей и задач по предмету.

2 шаг Разработка общих критериев оценивания учебных достижений учащихся.

3 шаг Разработка критериальной шкалы  оценивания.

4 шаг Реализация критериального оценивания по конкретным темам предмета.

1 шаг: постановка целей и задач по предмету «Познание мира»
Цель учебного предмета: подготовить обучающихся уровня начального образования к последующему образованию в области окружающей среды в рамках обществоведческих и естествоведческих дисциплин и сформировать у них стремление познавать окружающий мир самостоятельно.  

2 шаг: общие критерии оценивания учебных достижений учащихся по предмету «Познание мира»

Критерии

Максимальный уровень достижений учащихся

  A

Знание и воспроизведение

4

  B

Понимание и применение

5

  C

Анализ и синтез

6

Д

Коммуникация

6

ИТОГО

21

Шкала перевода баллов в отметку

19-21 баллов- отметка «5»  (100%-89%)

18-16 баллов – отметка «4»  (75%-88%)

15-13 баллов- отметка «3»  (61%-74%)

12 и менее баллов- отметка «2» (60% и менее)

3 шаг: Разработка критериальной шкалы

Описание

Учащийся:

- Знает виды растений

- Умеет определить различия между типами растений

- Воспроизводит информацию, полученную из источников

Критерии

А (4 max)

- Знание и воспроизведение

4 шаг: Реализация  по конкретным темам предмета

Тема: Разнообразие растений

Учебные задачи:

- Расширить представление учащихся о разнообразии растений

- Сформировать понятие о разных видах и типах растений

- Дать знания о продолжительности жизни растений, их среде обитания

- Определить значение растений в жизни человека

- Развивать коммуникативные качества учащихся при работе в группе

- Учить исследовательской деятельности, умениям делать выводы, выражать свои умозаключения

Как создать критериальную работу

критерии

задание

Максимальный балл

А

Знание и понимание

тест

4

В

Применение

Проверочная работа в дневнике наблюдений

5

С

Анализ и синтез

Исследовательская работа

6

Д

Коммуникация

Работа в группе

6

Критериальное оценивание

«ЗА»

«ПРОТИВ»

Прозрачность

Трудоемкость

(на первом этапе)

Объективность

Снижение тревожности

Сравнение собственных достижений с эталоном

Издержки адаптационного

 периода

Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля

Единство требований

«В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы людям, стоявшим ниже меня. Поэтому я хочу, чтобы мои ученики не считали для себя зазорным обращаться по всем вопросам и к тем, кто стоит ниже их. Тогда их знания будут более полными и совершенными»  

Абу-ль-Фарадж

Литература

1. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе: система заданий: в 2-х ч.: ч.1/под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010.

2. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Д.Д. Данилов.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"

 Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.   Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...

Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.

В данной статье представлен доклад-выступление на МО на тему "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов."...

Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС

Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС...