Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов
статья

Сальникова Юлия Борисовна

Технология оценивания

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

До недавнего времени основной целью обучения являлось формирование предметных знаний, умений и навыков. В инновационном образовании во главу угла поставлено формирование общеучебных умений, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия. Это, в свою очередь влечет за собой изменения подходов к системе оценивания учебных достижений школьников.

Существующая система оценивания несовершенна: традиционная школа предлагает всего два однозначно положительных балла. Определение оценок и отметок – монополия учителя. Понятно, что в таком случае ученик не овладеет самооценкой никогда. Это противоречит принципу обучения деятельности, так как умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки – неотъемлемый этап любой деятельности. Без них невозможно осознать, достигнут результат или нет и что нужно изменить, чтобы его достичь.

Современный педагог должен учить деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.

Технология оценивания образовательных достижений  поможет педагогу реализовать современные формы оценивания.

Основными составляющими данной технологии являются:

  • развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки;
  • фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований;
  • дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности.

Каждая технология ставит перед учителем ряд определённых задач.

Основные задачи технологии оценивания образовательных достижений:

  • определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний;
  • развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
  • сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

Технология оценивания образовательных достижений направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.

Технология оценивания опирается на основные правила:

  • что оценивать?
  • кто оценивает?
  • сколько ставить отметок?
  • когда оценивать?
  • где фиксировать результаты?
  • по каким критериям оценивать?
  • как определять итоговые оценки/отметки?

ЧТО ОЦЕНИВАТЬ?

Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные. Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – отметки (знака фиксации в 5-балльной системе).

КТО ОЦЕНИВАЕТ?

На уроке можно воспользоваться и оценкой, и отметкой (учитель и ученик определяют их совместно). На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку. Учитель может внести коррективы, доказав, что ученик завысил или занизил их. После урока за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик может изменить их, доказав, что они завышены или занижены.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)

  1. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
  2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
  3. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
  4. Справился полностью самостоятельно или с чьей - то помощью (кто помогал, в чем)?
  5. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
  6. Каков был уровень задачи, задания?
  7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
  8. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.

СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и ставится отдельная отметка.

КОГДА ОЦЕНИВАТЬ?

Текущие оценки выставляются по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме.

Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз. Если ученика не устраивает полученная отметка (за задание проверочной работы), он имеет право пересдать соответствующий материал до контрольного срока (например, до конца четверти).

ГДЕ ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ?

В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

Обязательно (минимум): 

за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно), за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

По желанию и возможностям учителя (максимум):

за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?

По признакам трёх уровней успешности:

  • необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи (умение действовать в привычной ситуации);
  • повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний);
  • максимальный уровень (необязательный)  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизученных знаний).

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по традиционной 5-балльной шкале.

Уровни успешности

5-бальная шкала

Не достигнут базовый уровень.

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» – ниже нормы, неудовлетворительно

Базовый уровень.

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания

«3»  норма, зачёт, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой)

«4»  хорошо.

Полностью успешное решение

(без ошибок и полностью самостоятельно)

Повышенный (программный) уровень.

Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4+»  близко к отлично.

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью)

«5»  отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и

полностью самостоятельно)

Максимальный (необязательный) уровень.

Решение задачи по материалу, не излучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые умения

«5+» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

« 5 и 5»  превосходно.

Полностью успешное решение (без ошибок и

полностью самостоятельно)

КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ/ОТМЕТКИ?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Главное средство контроля метапредметных и личностных результатов – специальные диагностические работы:

• задания по отдельным универсальным учебным действиям;

• комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

В специальных диагностических работах, направленных на выявление метапредметных и личностных результатов выполнение каждого задания состоит из нескольких действий. Каждому действию в ключе оценивания соответствует определённый балл. Каждое задание показывает овладение каким-то действием (умением). Соответственно по каждому действию (умению) можно сказать, на какую долю (%) оно продемонстрировано учеником (сформировано у него).

Описание этого состояния словами – это качественная оценка.

Цифра в виде % по данному действию – количественная отметка.

При оценивании результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования используется педагогом технологический пакет документов:

  • рабочий журнал учителя (перечень правил, таблицы требований, процедура внедрения и т.д.);
  • дневники школьника для начальной школы (включающий таблицы требований по основным предметам и материалы по развитию у учащихся организационных умений, умений самоконтроля и самооценки);
  • таблицы предметных и метапредметных образовательных результатов
  • сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам, в которых задания соотнесены с уровнями успешности и умениями, входящими в таблицы требований;

Многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно, учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм - главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Конфуций сказал: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем». В народе говорят: «Твоя мудрость в твоих оценках. В твоей оценке – твой портрет. Оценивать – значит, созидать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."

Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...

Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"

 Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.   Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...

Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.

В данной статье представлен доклад-выступление на МО на тему "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов."...

Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы

Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник ин...