«Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов»
материал

Акатова Анастасия Андреевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_-tehnol._otseniv._obrazov._dost.-2018g.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на МО по теме:

«Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов»

Подготовила:

Учитель начальных классов МКОУ «Борисоглебская средняя школа» Акатова А.А.

   Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Контроль и оценивание успехов/неуспехов учащихся младших классов являются важной составляющей процесса обучения и одной из главных задач педагогической деятельности учителя. Вместе с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) этот компонент должен соответствовать современной педагогической и методической наукам, требованиям общества, основным приоритетам и целям образования в начальном звене школы.

Оценивание состоит из двух процессов:

  • сравнение достижений (неудач) учащегося с его прежними достижениями (неудачами);
  • соотношение достигнутых результатов со стандартами обучения (желательность хороших оценок). Критерии оценивания создаются вместе с учащимися, что помогает формировать самооценку у детей.

Опираясь на принципы начальной школы, постараемся сформулировать правила деятельности учителя в системе оценивания:

— обязательное обсуждение с учащимися критериев оценивания работ;

— постепенно выстроенный переход от безотметочного оценивания к оцениванию в пятибалльной системе;

— осуществление перехода от безотметочного оценивания к балльному не одновременно для всех, а по мере индивидуального понимания учащимися предыдущего этапа оценивания;

— обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ребенка;

- оценивание только работы ученика, а не его самого;

  • обсуждение успехов (неуспехов) учащегося исключительно при индивидуальной беседе с родителями, а не на родительском собрании.

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учительУченик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Система проверки и оценивания учебной деятельности младших школьников не может ограничиваться только контролем за усвоением знаний и выработкой умений и навыков по определенному учебному предмету. Она ставит более важные социальные задачи:

– определение степени овладения умениями по использованию знаний, то есть соответствие обучения современным целям образования;

– развитие у учащихся навыков самостоятельной оценки результатов своих действий, умения контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

– мотивация учащегося на успех, избавление его от страхов перед оцениванием, создание комфортной обстановки, забота о сохранении психологического здоровья младших школьников.
Приемы самооценки и самоконтроля:

1) Словесные приемы

а) для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:

– Что ты узнал на уроке?

– Чему научился?

– За что можешь похвалить себя?

– Над чем еще надо поработать?

– Какие задания вызвали интерес?

– Какие задания оказались трудными?

– Достигнута ли поставленная в начале урока цель?

2) Рисунки

Свою работу за определенный отрезок времени (неделя, месяц) можно оценить с помощью рисунка. Учащиеся на подсознательном уровне изображают свою самооценку в выборе цвета, в изображении чего-либо. Например, можно изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения или раскрасить в цвете какой-либо предмет;
3
) «Портфель ученика»

Работу с «Портфелем ученика» начинать с детьми с первого класса. Совместно с родителями дети собирают все творческие работы, сделанные за 4 года обучения в начальной школе.

В конце 4-го класса эти работы просматриваются учениками, из них отбираются лучшие, формируются выводы, какие предметы удавались лучше, а какие – хуже. Также определяются цели обучения для следующего, 5-го, класса.

4) Анализ работы за четверть, за год, за определенный период обучения

В 3-4-х классах в конце каждой четверти проводим самоанализ своей учебной деятельности. Для этого ученик отвечает на следующие вопросы:

– Что удалось в этой четверти?

– По каким предметам результаты получились лучше?

– Что не получилось? В чем причина?

– Какую цель поставишь в следующей четверти?

В конце учебного года подобный самоанализ проводится вновь. Ученикам предлагаются следующие вопросы:

– Какими результатами первой учебного года можешь гордиться?

– Над чем еще необходимо поработать?

– По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?

– Какую цель поставишь на следующий учебный год?
В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников используются следующие формы:

1. «Светофор»

Применяется для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям. В первом классе предлагаю детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно идти дальше».
Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь».
Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!». Хочу отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

2. «Говорящие рисунки»

Если ученик доволен собой, у него все получалось, то он рисует улыбающееся лицо.

Если ученику на уроке было временами непросто, не все получалось, то он рисует спокойное лицо.

Если учащемуся на уроке было сложно, многое не получалось, то он рисует соответственно грустное лицо.

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

3. «Волшебные линеечки»

«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются интересной, необидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ученику измерительный прибор. С помощью этих линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

— позволяет любому ученику увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

— удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

— помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Вот как можно оценить письменную работу:

   После самооценки работу оценивает учитель. Он ставит свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учащимся своей работы преподаватель еще раз объясняет ученику критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или соответственно строже.

Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ученику правильно оценить свои возможности и результаты.

6. «Дерево успехов»

Итоги каждого учебного дня можно подводить, используя «Дерево успехов». После уроков учащиеся прикрепляют на нарисованное на плакате дерево плод, цветок или листок: яблоко – «все удалось», цветок – «неплохо поработал, но что-то не совсем получилось», листок – «сегодня не получилось, но я не опускаю руки».

7. Листы индивидуальных достижений

Для создания полной картины, отображающей реалии учебных достижений, а также диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании универсальных учебных действий (УУД)»

Формирование навыков самоконтроля является одной из главнейших педагогических задач, поставленных на начальном этапе обучения. Для достижения формирования подобного навыка необходимо актуализировать для учащихся задачу важности и необходимости самоконтроля.


Литература:

1. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, № 15, 2006.

2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

3. Ларина А.Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: мет. пос. – Калининград: КОИРО, 2011.

4. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П «Эксперимент», 1999.

5. Свиридова О.И. «Форма организации учебной деятельности в начальной школе.

6. http://practice.vspu.ru/477


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."

Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...

Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"

 Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.   Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...

Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.

В данной статье представлен доклад-выступление на МО на тему "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов."...

Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы

Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник ин...