"Формирование самооценки в начальных классах"
материал на тему

Смирнова Елена Ивановна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.rar1.56 МБ

Предварительный просмотр:

«Самооценка, оценки учащихся , их алгоритм»

(из опыта работы)

Оценочная деятельность занимает ведущее место в  формировании познавательного интереса . Она невозможна без формирования самооценки .

Главными  вопросами в оценочной деятельности являются следующие : как оценивать, что оценивать, для чего оценивать работу ученика на уроке. Самый сложный, наверное, вопрос о том, как оценивать. 

При оценивании  я  опираюсь на   следующие принципы :

  • любая деятельность ученика по добыванию знаний должна быть оценена;
  • она должна, прежде всего, содержать в себе побуждающие для ученика стимулы, должна способствовать тому, чтобы у ученика проснулось желание учиться, если таковое пока дремлет, или желание узнать больше, основательнее, глубже, если это желание уже есть;
  • оценка на уроке должна быть полностью лишена какого-либо момента сравнения одного ученика с другим;
  • она в первую очередь должна отмечать изменения, происходящие с данным учащимся, позитивные или негативные;
  • оценка не должна быть наказанием для ученика со стороны учителя;
  • оценка должна быть понятна ученику и восприниматься им как объективная;
  • оценка не должна быть убийственной для того, кто старался и у него пока не получается, она должна постоянно давать ему надежду на то, что количество обязательно перейдет в качество;
  • ребёнок должен понимать: оценка  это не самое главное в процессе обучения и роль учителя во многом состоит в том, чтобы разъяснить детям, зачем нужна оценка на уроке;

-оценку должен давать не только учитель, но и ученики друг другу, оценке учителя должна предшествовать самооценка ученика, а отсюда необходимое условие - постоянно учить детей самооценке

Что такое самооценка?   слайд 

Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, профессионализм) 

Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

 Самооценки не может быть слишком много, ее может либо быть достаточно, либо недоставать. Вопрос об избытке самооценки поднимают люди, не уверенные в себе. Натаниель Брандер

Человек, живя и действуя в окружающем мире, постоянно сравнивает себя с другими людьми, свои собственные дела и успехи с делами и успехами других людей. Такое же сравнение - самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или в работе. Иными словами, мы с детства учимся оценивать сами себя.

Что же конкретно следует оценивать ?

На мой взгляд, следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи. Оценочной деятельностью занимается не только учитель и не главным образом учитель

В традиционной практике определение оценок и отметок – монополия учителя. Будучи заложником этой традиции, учитель даже на очень хорошем проблемно-диалогическом уроке на этапе контроля прерывает равноправный диалог и сбивается на монолог наставника Понятно, что в таком случае ученик не овладеет самооценкой никогда. Это противоречит принципу обучения деятельности, так как умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки – неотъемлемый этап любой деятельности. Без них невозможно осознать, достигнут результат или нет и что нужно изменить, чтобы его достичь. Современный педагог должен учить деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.

 Недостатки  системы оценки (до принятия ФГОС).

1. Новые развивающие личностно-ориентированные образовательные цели не проверяются старыми контрольно-измерительными материалами.
2. Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям.
3. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок.
4. Традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников.
5. Традиционное оценивание дискомфортно для учеников, отрицательно влияет на их мотивацию.

Для развития  самооценки  детей важна не отметка, как таковая, а содержательная оценка – объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет данная работа. От оценки зависит развитие учебной мотивации,

Осуществляя информационную и регулирующую обратную связь, школьная оценка должна ориентировать ребенка на успех, содействовать развитию его самооценки. Возраст 7 лет – это возраст обобщения переживаний (Л. С. Выготский). Именно в этом возрасте цепь неудач или успехов, как в учебе, так и в широком общении, переживаемых ребенком, приводит к формированию чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности.

Осуществляя информационную и регулирующую обратную связь, школьная оценка должна ориентировать ребенка на успех, содействовать развитию его самооценки. Еще до Великой Отечественной войны выдающийся отечественный психолог Б.А. Ананьев отмечал, что оценка нужна для того, чтобы у ученика сложились умения самооценки. слайды

Уже в первые две недели учебы ребенка в школе, учитель должен предпринять два важных действия: организовать работу с самооценкой учащихся и определить разные пространства действий ребенка, способов и средств контроля и оценки на уроке.

При организации работы с самооценкой учащихся необходимо учитывать, что первокласснику свойственно смешивать оцениваемые качества. Например: «Я плохо читаю» значит «Я плохой ученик». Оценка успеваемости в начальной школе, по существу является оценкой личности в целом и определяет статус ребенка.

Необходимо иметь в виду, что у детей есть свои критерии оценки. В своих исследованиях А.И.Липкина  показала: младшие школьники высоко оценивают свою работу, если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от полученного результата. Учащиеся пробуют оценивать, прежде всего, себя и свои действия по критериям, которые либо задал учитель, либо учащиеся выработали совместно. Учитель и ученики оценивают каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом.

Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждый из которых имеет свой критерий оценивания.

После самооценки учащегося следует оценка учителя по тем же критериям.

Ребенок начинает видеть, что не всегда оценки разных людей могут совпадать, и учится считаться с разными точками зрения на оценку того или иного действия. Совпадение детской и учительской оценки должно в обязательном порядке словесно поощряться.

Таким образом, в результате первых двух недель пребывания в школе учащиеся овладевают основными принципами оценивания.

Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение, сможет, как  минимум позволить:
– осуществлять  информативную  и регулируемую   обратную связь; 
– использовать эту связь как форму поощрения, но не наказания; стимулировать умение сосредоточиться в большей степени на известном, чем на неизвестном учащимся; 
– отмечать с её помощью даже незначительные успехи, позволяя школьникам продвигаться в собственном темпе; 
– ориентировать ученика на успех; 
– опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учеников (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.

Планируемые результаты введения новой системы оценки:

  • Обеспечение связи между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • Уточнение и конкретизация общего понимания личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
  • Создание содержательной и критериальной основы для разработки программ учебных предметов, курсов и внеурочной деятельности;
  • Получение общей и дифференцированной объективной информации о процессе преподавания и процессе обучения в гимназии всеми участниками образовательного процесса;
  • Обеспечение обратной связи между учителем, обучающимися и родителями;

Вот лишь  некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки,  которые я использую на уроках. 
- На уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться. 
- При изучении букв, в конце урока предлагаем детям красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась, над самой  красивой поставить точку.  
- Цветная оценка. Самооценка часто даётся в виде сигнальных карточек разного цвета. Внизу страницы ученики рисуют круги «Светофор» . Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный - всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя. В 3-4 классе , где присутствует отметка , ученик оценивает каждый этап письменной работы, при проверке тетради я, если согласна с отметкой ученика, то обвожу в красный кружок, если нет- то рядом ставлю   свою отметку.

 На уроках я чаще  предпочитаю словесную  самооценку : Как ты работал на уроке? – За что ты можешь себя похвалить? – Ты доволен своей работой? Почему?

 Вопрос «Почему?» в 1  классе  вызывает  наибольшие затруднения, т.к. требует аргументации, поэтому задавать   его следует чаще, учить детей задумываться, выражать свои мысли словами. После самооценки ученика  я всегда высказываю своё согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки в 4 классе. На уроках стараюсь спрашивать не простые ответы, а более интересные: чья работа была сегодня самой интересной, кто понравился , почему, кого ты бы сегодня похвалил, в чём была трудность  на уроке, за что ты сегодня похвалишь себя  и т д. 
Какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания отнюдь не способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, подчас навязанным самому обучаемому. Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся. Эта работа, в свою очередь, сложна тем, что приходится преодолевать сложившиеся стереотипы мышления, проводить разъяснительную работу среди детей и родителей. Слайд.