Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
статья на тему

Назарова Марина Александровна

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»       В.А. Сухомлинский  

На что ориентироваться учителю, конструируя урок, если содержание уже определено?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sovremennye_trebovaniya_k_uroku_v_sootvetstvii_fgos.zip430.61 КБ

Подписи к слайдам:

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:
А. М. Кондаков
«Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения
»!
•демонстрирует
универсальные и предметные способы действий
•инициирует
действия учащихся
•консультирует
и корректирует их действия

Познавательные УУД

Действия:
общеучебные
логические
действия
постановки и решения
проблем
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы
;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Технологическая карта позволит учителю:
•реализовать
планируемые результаты ФГОС второго поколения;
•системно
формировать у учащихся универсальные учебные действия;
•проектировать
свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
•на
практике реализовать
межпредметные
связи;
•выполнять
диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции
»
В.А. Сухомлинский
Критериями оценки
сформированности
УУД у учащихся выступают:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям
;
соответствие
свойств УУД заранее заданным требованиям.

времясбережение
и
здоровьесбережение
;
•учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей
;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя
;

планирование обратной связи
;
Какие требования предъявляются к современному уроку:
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта
;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения
;
саморегуляция
как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Логические универсальные действия:
анализ
;
синтез
;
сравнение
, классификация объектов по выделенным
признакам
;
подведение под понятие, выведение следствий
;
установление причинно-следственных связей
;
построение логической цепи рассуждений
;

доказательство,
выдвижение
гипотез и их обоснование.
Структура технологической карты:
•название
темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
•планируемые
результаты (предметные, личностные,
метапредметные
);

межпредметные

связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
•этапы
изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
•контрольное
задание на проверку достижения планируемых результатов.
СОВРЕМЕННЫЕ УРОК
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ
ФГОС ОО


Педагогический совет
МБОУ СОШ №3 р.п.Хор

знаково-символические действия:
моделирование
;
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Моделирование
жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.


Позволяет
ученикам в коллективном поиске приходить к открытию


Ученик
испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.


Какие требования предъявляются к современному уроку:

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками
;
•учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся
;
вывод делают сами учащиеся
;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
целеполагание
- как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик
;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

Регулятивные УУД
« Если мы будем учить сегодня
так,как
мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон
Дьюи
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации,
интернет-ресурсы
,.
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование заданий для
обучающихся
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Форма урока
Преимущественно фронтальная
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой
тьютора
или в присутствии родителей обучающихся
Взаимодействие с родителями обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Образовательная среда
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).
Результаты обучения
Предметные результаты
Не только предметные результаты, но и личностные,
метапредметные
Нет портфолио обучающегося
Создание портфолио
Основная оценка – оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Современному обществу нужны образованные,
предприимчивые люди
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способны к сотрудничеству;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями
:
Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию
.

Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин
.
УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
Критерии эффективности современного урока

Обучение
через открытие

Самоопределение
обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

Наличие
дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

Развитие
личности

Способность
ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

Личностные УУД
самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
;
смыслообразование

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее
мотивом.

нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
.
Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия
;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

«Образование для жизни
»

«
Образование на протяжении всей жизни»
•находит способы включения в работу каждого ученика
•создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта
.
применяет
развивающие технологии
.
обладает
информационной компетентностью.
Общеучебные
универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
;
структурирование знаний
;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание
условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности
жизни;
обеспечение
успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Традиционное обучение
Инновационное
развивающее обучение
1) базируется на принципе
доступности;
1) опирается на зону
ближайшего развития;
2) учащийся выступает в роли
объекта

ПД;
2) учащийся действует как
субъект
собственной УД;
3) ориентировано на усвоение
определенной
суммы знаний;
3) нацелено на усвоение
способов
познания как конечной цели учения;
4) развивает
обыденное

мышление, эмпирический способ познания
4) развивает
теоретическое

мышление и теоретический способ познания
5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают
частные способы
5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают
общие способы
умственной деятельности
6) в результате формируется
индивид –
человек, способный к исполнительской деятельности.
6) формируется
личность,
способная к самостоятельной творческой деятельности

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование информационной и коммуникационной компетентности в начальной школе в свете внедрения ФГОС второго поколения»

«Формирование информационной и коммуникационной компетентности в начальной школе в свете внедрения ФГОС второго поколения»...

презентация на тему: Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

Федеральные Государственные образовательные стандарты....

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

Из опыта работы учителя начальных классов Медведевой О.А.....

Современный-урок-в-свете-внедрения-ФГОС-второго-поколения

Джон Дьюи        Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: - анализировать свои действия;- самостоятельно принимат...

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

УРОК Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается ве...