Нетрадиционные формы организации уроков
статья на тему

Христофорова Светлана Ласловна

Данный материал подробно знакомит с нетрадиционным подходом в организации уроков с целью поддержания мотивации к обучению у обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khristoforova_6_dekabrya.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4

Нетрадиционные формы организации уроков,

 как средство повышения интереса

к изучаемому предмету

Христофорова Светлана Ласловна

учитель начальных классов

г.Пыть-Ях

2014 – 2015 учебный год

Слайд 1. Тема.

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том, что необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературного чтения, технологии, так как приходится преподавать в одном лице математику, обучение грамоте, литературное чтение, русский язык, окружающий мир, технология и изобразительное искусство.

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?

Слайд 2. Древняя китайская мудрость гласит:

В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

Слайд 3. Нестандартный урок -…

Слайд 4. Основные задачи:…

Слайд 5. Целью…

Слайд 6. Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают: …

Слайд 7. Принципы …

Слайд 8. Типы…

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

Слайд 9. Классификация.

В зависимости от форм проведения, нетрадиционные уроки делятся на группы. Перед вами классификация этих групп.

В своей работе я стараюсь использовать разные виды нестандартных уроков, и хотела бы познакомить вас с некоторыми из них.

Одна из самых больших групп:

1.Уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала:

урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация и др.

Среди них большая роль отводится урокам с использованием средств ИКТ.

 Слайд 10. Уроки  с  ИКТ.

Современный  урок  невозможно провести без привлечения информационно – коммуникационных технологий. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на формирование у школьников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. На таких уроках у детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИКТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение.

Слайд 11. Презентация.

В своей работе я систематически использую презентации, кроме этого обучаю детей работе с программой составления презентаций. На уроках  окружающего мира, литературного чтения дети активно демонстрируют свои презентации.

Так, например, на уроках окружающего мира, изучая тему «Природа края», о природе ХМАО,  нашего края.

Благодаря презентациям, те учащиеся, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Слайд 12. Видеофильм.

Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным.

Например, на уроке окружающего мира по теме «Куликовская битва», усвоение материала будет более эффективным, если дети наглядно увидят, как происходила битва.  По ходу презентации к уроку включаю видеофрагменты из мультфильмов и исторических фильмов. Результаты тестирования на обобщающем уроке в конце изучения темы, показывают, что вопросы, связанные с видеофрагментами усвоены ребятами лучше.

Слайд 13. Интерактивная доска.

На уроках математики при проведении уроков – соревнований использую интерактивную доску. Для привлечения внимания и активности учащихся задания записываю на интерактивной доске. Примеры записываю в два столбика по вариантам. После того, как дети записали ответы, с помощью анимации на интерактивной доске проводят самопроверку или взаимопроверку.

Слайд 14. Тестирование.

Один из любимых видов работы у детей является электронное компьютерное тестирование.

Слайд 10. ИКТ.

Урок «Литературная гостиная».

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Например, на уроке «Литературная гостиная» предлагаю детям прослушать записи образцового чтения небольших по объёму произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах  маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.  Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся уроки - викторины по сказкам, расширяют и закрепляют полученные знания.

Слайд 15. Уроки – игры.

2. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина.

Слайд 16. Игра.

Провожу на уроках обобщения, закрепления материала.

Слайд 17 - 18. Проектно – исследовательские уроки.

3. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия

 Слайд 19. Групповая работа.

Проектно-исследовательская деятельность в процессе обучения неразрывно связана с групповой работой.

Так, например, на уроке окружающего мира в 3 классе, изучая тему «Природные явления и погодные аномалии», класс разделила на 6 групп. Каждая группа получила карточку – задания с планом описания одного из видов природного явления. В группе ребята работали с дополнительной литературой, составляли рассказ, разделили роли, а затем каждая группа выступала перед классом. Так происходил обмен информацией.

Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений.

Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

Можно использовать как на уроках закрепления, так и на уроках изучения нового материала.

Слайд 20. Публичные…

4. Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал.
Слайд 21. Устный журнал.

Так, например, на уроке литературного чтения, обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь» провожу в форме устного журнала…

Слайд 22. Библиотечные уроки.

Часто мы с ребятами посещаем библиотеку, где её сотрудники знакомят ребят с новыми книгами, учат работе с книгой, правилами посещения библиотеки. Также эти уроки могут быть тематическими, например, в 3 классе, в рамках месячника военно-патриотической подготовки, мы были в библиотеке на уроке, посвященном видам и родам войск Российской армии.

5. Уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж.

Слайд 23. Экскурсия.

Например, во время экскурсии в парк в рамках урока окружающего мира по теме «Растения и животные нашего края», дети расширяли свои знания о видах деревьев, кустарников нашего города, видах птиц и насекомых. Также поднимались вопросы современных экологических проблем, охраны окружающей среды. Итогом экскурсии стали выступления детей, и обобщающий урок-игра «Я знаю свой родной край».

Слайд 24. Внеклассные…

6. Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?», «Эрудицион», утренники, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» .

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих, в странах и развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Слайд 25. Масленица.

Например, на  уроке-празднике, посвященном завершению масленичной недели, ребята узнали о названиях каждого дня этой недели, о традициях и обычаях, поучаствовали в старинных русских играх.

Слайд 26.

7. Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок¬сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему «инопланетяне» и т.д.

Слайд 27.

8. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет и т.д.

Слайд 28.

9. Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях.

Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам.

Совмещая творческие и гуманитарные дисциплины, происходит совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.

Слайд 29. Рекомендации…

В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования, создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.Но необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Слайд 30. Советы…

Возможно, при подготовке к  урокам вам помогут следующие советы…

Слайд 31. Итог.

Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности.

 Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.