Работа в парах и группах на уроках в начальной школе.
статья по теме

Групповые формы  организации деятельности учащихся, которые необходимы для  учебного сотрудничества. Выступление на ШМО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа в парах и группах на уроках в начальной школе.

     Реализация новых стандартов в образовательном процессе требует новой современной организации всего учебного процесса.  Одной из приоритетных задач образования является задача «научить учиться». Вооружить детей обобщенными способами учебной деятельности, которые обеспечивали бы успешный процесс обучения. Многие  известные формы и методы работы потеряли свою целесообразность и актуальность. Перед учителем  встает задача формирования у учащихся универсальных учебных действий,  в том числе и коммуникативных.

Можно выделить следующие коммуникативные УУД:

1.        Общение и взаимодействие с партнерами в совместной деятельности.

2.        Готовность признавать существование различных точек зрения, готовность слушать собеседника.

3.        Работа в группах (ситуации учебного сотрудничества, проектные формы работы).

4. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.        

5.        Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

    Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.

Работа в парах – современная форма организации деятельности учащихся, которая необходима, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Прежде чем вводить ее, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия.  

    При работе парами дети учатся внимательно слушать ответ товарища, постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень, важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может  в этот момент свободно сидеть и свободно общаться с товарищем. Такая работа детям очень нравится. Ограничение во времени помогает остановиться на обсуждении заданной проблемы, общаться по теме  и не отвлекаться. Работа в парах может быть организована на различных этапах урока.

Что значит обсуждать  в парах? Это говорить по данной теме, ставить необходимые  вопросы и раскрывать их. Например,

-        Задайте друг другу  два любых вопроса к прочитанному и ответьте на них;

-        Скажи собеседнику, как ты его понял.

-        Составьте к  тексту вопросы, начиная словами почему? зачем? когда? Задайте их друг другу.

-        Посоветуйтесь в парах и решите, как нужно выполнить задание.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатывать умения и навыки работы в паре.

   Парная работа сменяется групповой. Ученики объединяются в группы по 4-6 человек стихийно или по инициативе учителя, который регулирует равновесие психологических качеств личности, тип мышления, лидерские качества.

    При работе в группе важно распределить роли. Участники группы могут сами выбирать себе роли или же они заранее распределены учителем. Педагог может назначить организатора, который распределяет роли внутри группы, следит за ходом обсуждения. Для срабатывания групп необходимо минимум 3-5 занятий. Поэтому  не стоит часто пересаживать учащихся, но и закреплять состав надолго тоже не стоит. Смена состава групп поможет учащимся найти способы взаимодействия с разными детьми.  

Затем формулируются общие правила работы в группах:

•        не говорить всем одновременно;

•        выслушать мнение каждого;

•        если не согласен с мнением - аргументируй;

•        всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

•  обращаться к говорящему лично по имени;

•        если не понял - задай вопрос.

  Собственный поиск решения задачи непременно предшествует обмену мнениями. При организации работы в  группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения учебной задачи. Общее обдумывание проблемы приводит группа  к новому действию, знанию.  Найденный совместно результат представляется на всеобщее обсуждение (межгрупповая дискуссия). Выступление за группу ответственно и почетно, позволяет ученику самореализоваться и утвердиться в коллективе. Дети сверяют, сопоставляют, сравнивают, оценивают и корректируют свою деятельность с деятельностью других. Идёт процесс взаимообучения и самосовершенствования. Команда «заражает» ученика творческим поиском, что является благоприятной средой для активного индивидуального развития и одновременного овладения социальным опытом, для формирования коммуникативной культуры, толерантности.

    Работа по применению коллективных видов работ ведётся систематически и целенаправленно в течение четырёх лег обучения в начальной школе.            

    Применение в практике парной и групповой работы задает направление развитию способностей учащихся к самостоятельности, креативности, рефлексивности, самообразованию, формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в парах и группах на уроках литературного чтения.

Работа в парах и группах на уроках литературного чтения. В статье я рассказалах о приёмах и методике работы с детьми ОВЗ на уроках чтения. Данная методика помогает увеличить интерес учащихся к чтению,...

Опыт работы по теме "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"

В результате использования ИКТ на уроках более легко, свободно и быстро протекает учебная деятельность ребят нашего класса, благодаря чему снимается утомляемость....

Работа в группах на уроках в начальной школе.

Работа в группах на уроках в начальной школе....

Работа в группе на уроке в начальной школе: методика организации и проведения.

В статье рассматривается методика организации и проведения работы в группе на уроке в начальной школе....

« Работа в паре, как форма учебной деятельности в начальной школе»

Статья по теме:"Работа в паре,как форма учебной деятельности в начальной школе"...

Выступление на тему: «Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД».

Выступление на тему: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"....

Работа в группе на уроке в начальной школе.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Данный вид работы является одним из наиболее эффективных форм работы в нача...