Работа в группах на уроках в начальной школе.
методическая разработка на тему

Белоусова Елена Георгиевна

Работа в группах на уроках в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа в группах на уроках в начальной школе.

Цель: - вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

- развитие мышления учащихся;

- развитие самостоятельной мыслительной активности каждого ученика;

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов,

- развитие учебных мотивов;

- формирования мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.

  • (1 слайд)  

Устный опрос, проверка выполнения письменных домашних и классных самостоятельных работ занимает в учебном процессе до 25% рабочего времени урока. Именно здесь ученик остаётся один на один с учителем, отвечая перед ним за результаты своей личной работы, а класс остаётся вне игры.

(2 слайд -  3 слайд– дети спят).

И поэтому часто к концу урока дети устают, им бывает не интересно на уроках.

(4 – 5  -6 слайд) Дети на перемене

Понаблюдайте за детьми на перемене, и вы многое о них узнаете. Узнаете о их характере, привычках, склонностях и о многом другом.

Дети остаются детьми, но каждый ребёнок проводит переменку по- разному.

И если обратить внимание, то вы заметите, что все дети или в парах, или в группах проводят своё свободное время.

  • 7 слайд

«Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, – яснее проступают его самобытные черты».

  • 8 слайд

Человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения. Это обучение легло в основу групповой работы на уроках.

Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль учителя состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет ученику опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Учитель и ученик создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств.

. Учитель признает уникальность каждого ученика. При этом подходе должно учитываться то, что все учащиеся имеют разную предрасположенность к обучению. Она реализуется в форме его индивидуального отношения к образовательной деятельности и результатам этой деятельности.

Каждый ученик и учитель должны понимать уникальность любого другого человека. Все учащиеся обязаны признавать существование индивидуальной ценности любого другого ученика. Учитель уважает мнение и мысли учеников, ученики соответственно относятся друг к другу и к учителю. Осознание уникальной ценности человека – залог личностно-ориентированного обучения.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы- возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала; 
- на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше 
времени, чем при фронтальной работе; 
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность 
учащихся; 
- возрастает сплочённость класса; 
- ученик более точно оценивает свои возможности; 
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; 
-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. 

С целью расширения образования вводим дополнительные темы по предметам, не предусмотренные программой, увеличиваем количество часов на определённые темы, проводим факультативные занятия и т.д.

Слайд 9

 Дети сами ставят перед собой цель урока, определяют чему они должны научиться и зачем, для чего эти знания им необходимы. Где в жизни они пригодятся им.

  • 10 слайд Определяют способы и формы преодоления этих задач. Как достичь данной цели.

  • 11 слайд  

И учебная деятельность ребёнка в групповой работе становится
  самостоятельной деятельностью ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.


Работая в группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

  • 12 слайд

Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. 
Для данных видов работы выработали свои правила: 
1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Не критикуйте, а предлагайте. 
2. Вы уважаете мнение каждого участника. 
3. Шум может быть только рабочим. 

В своей речи используй следующее:

13 слайд

Роли в группах распределены и время от времени происходит их смена для того, чтобы каждый мог попробовать свои силы. Обязанности каждого члена группы составлены ребятами (вернее, выбраны из разных вариантов, которые были ими предложены): 
Организатор – отвечает за работу группы в целом, выступает с готовым решением перед классом.

Секретарь  - записывает высказывания, идеи, решения

Критик – высказывает противоположную  точку зрения, провоцирует возражения

Контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.

Учитель – организатор совместной работы, консультант, специалист, подготавливающий материальную среду, профессионал в поиске и обработке информации.

14 слайд

В процессе работы дети испытывают

  1. Достижение успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
  2.  Учатся видеть чужое мнение и выражать свою точку зрения.
  3. Развивают коммуникативные  навыки общения, уважать различные точки зрения.
  4. Развивают способность к исследованию фактов, событий, овладевают навыками поиска, обработки информации.
  5. Находят  несколько вариантов решений познавательной задачи
  6. Создают ситуации самопроверки, анализа лично-практических действий.

  • 15 слайд

У детей развивается  способность к самооценке.
Складывается понимание причин успеха в учебной деятельности.

Учатся не боясь вносить коррективы в действия всей группы.

В ходе работы ориентирование на опыт ребёнка и свобода выбора при выполнении задания.

Стимулирование к самостоятельному выбору и использование  наиболее удобных и понятных для него способов обработки уч. материала.

Обеспечение эмоционального контакта с учениками на основе сотрудничества

  • 16 слайд

При подготовке к уроку подбираю задания на развитие логического, критического мышления, на развитие творческого мышления.

  • 17 слайд

В конце урока дети самостоятельно подводят итоги работы своей группы, оценивают работу группы в целом и каждого.

  • За сотрудничество мы поставили себе отметку …так как
  • За самоконтроль мы поставили отметку …
  • За сочувствие ….
  • За объяснение орфограмм ….

  • 18 слайд

Учитель – организатор совместной работы, консультант, подготавливающий материальную среду, профессионал в поиске и обработке информации.

Что даёт работа в группе каждому ученику:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" и конспект урока по математике (УМК "Школа 2100", УОНЗ "Форма предмета").

Реферат по теме "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" - теоретическая часть работы. Конспект урока по математике "Форма предмета" (тип урока - УОНЗ, УМК - "Школа 2100"...

План работы творческой группы «Система оценивания в начальной школе »

В 2013-14уч г учителя первых и вторых классов нашей школы работали над темой "Безотметочное обучение в начальной школе". На заседаниях творческой группы мы изучили "Положение о безотметочном обучении"...

Работа в парах и группах на уроках в начальной школе.

Групповые формы  организации деятельности учащихся, которые необходимы для  учебного сотрудничества. Выступление на ШМО....

Работа в группе на уроке в начальной школе: методика организации и проведения.

В статье рассматривается методика организации и проведения работы в группе на уроке в начальной школе....

"Методические рекомендации по работе в группе продленного дня в начальной школе"

В данной статье любой воспитатель найдет что то полезное для себя....

Выступление на тему: «Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД».

Выступление на тему: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"....

Работа в группе на уроке в начальной школе.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Данный вид работы является одним из наиболее эффективных форм работы в нача...