Использование информационных технологий как средства усиления учебной мотивации
статья на тему

Яшина Надежда Георгиевна

Технология Интеллект-карт помогает активизировать учебную деятельность детей, стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_informatsionnykh_tekhnologiy.doc527 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО по теме:

Использование информационных технологий как средства усиления учебной мотивации

           Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные– универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» 

          Метапредметные результаты образовательной деятельности объясняются как способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

          Перед учителем встает вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенции учеников в процессе обучения? В своей работе я рассматриваю наиболее, на мой взгляд, интересную и эффективную технологию – технологию интеллект-карт

          Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Рождение данного метода связано с именем Тони Бьюзена, известного писателя, лектора и консультанта, который, в свое время, стараясь ответить на вопрос: «Как научить учиться?», заинтересовался возможностями мозга. В итоге соединив опыт, накопленный лучшими умами человечества с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации, которую он назвал «интеллект-карты» («mind-maps»).

         Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:

1.  «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

2.«Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.

3.  «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

         Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения

- адаптироваться к условиям ЕГЭ;

- задействовать оба полушария головного мозга;

- повышать работоспособность.

Формировать общеучебные умения и навыки:

-  запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;

- создание конспектов лекций, докладов, выступлений -  написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций

- осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:

- улучшать все виды памяти

              Советы по составлению интеллектуальных карт:

В центре страницы пишется, и обводиться главная идея (образ).

Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.

Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.

Добавляются символы и иллюстрации.

Писать надо разборчиво заглавными (печатными) буквами.

Важные идеи записываются более крупным шрифтом.

Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.

Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.

При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.

Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практика .

       Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.

           Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.

           С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её. Я использую интеллект-карты при повторении пройденного материала, при изучении.

 нового, при проверке изученного материала, т.е. практически на всех этапах урока.

            Рисование интеллект-карт-необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Наглядность, привлекательность, запоминаемость, побуждение к творчеству, рефлексия. Здорово!!!

Интеллект-карта по теме:«Путеш ествие тучки по Европе» 2 кл. «Школа 2100»Описание: Apr08_35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модели использования информационных технологий как средства обучения в начальной школе.

В рамках нового ФГОС одной из новых целей образования является широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни.В данной работе описаны основные модели использования ИКТ как средства об...

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности...

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельностиУчитель начальных классов Карачевцева Н.В.21 век – эпоха информационног...

Использование информационных технологий как средство мотивации на уроках

Использование информационных технологий как средство мотивации на уроках - тема доклада на педсовете по теме "Качество образования - залог успеха"...

Использование инновационных технологий как средства повышения учебной мотивации младших школьников

Статья раскрывает значение современных технологий в учебной деятельности младшего школьника....

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности....