«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
консультация на тему

Выступление на МО по теме очень актуально. В.А. Сухомлинский писал: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

 учителя начальных классов Ивановой Е. А.

 на заседании Методического объединения

учителей начальных классов

 МОУ «Гимназия №34» г. Саратов

по теме: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

В.А. Сухомлинский писал: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя”.

Основная цель начального образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Именно поэтому уже в начальной школе важно научить ребёнка осознать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья.

Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. Это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население страны. И на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.

Всё это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий в учебно-воспитательном процессе в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний, как на уроках, так и во внеурочное время.

Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

1.Воспитательный аспект, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью. Понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждение желания следовать здоровому образу жизни.
2. Обучающий аспект, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни.
3. Оздоровительный аспект, состоящий в профилактике наиболее широко распространённых заболеваний.

Любое мероприятие, направленное на непосредственное оздоровление или повышение уровня знаний, имеет воспитательное значение, а воспитание улучшает, в конечном счёте, здоровье и информированность.

Работа по оздоровлению школьников проводится в нескольких направлениях.

Первое направление предусматривает профилактику и коррекцию нарушения зрения.

Проводится гимнастика для глаз, в классе есть различные траектории на стенах и на таблицах (каждая траектория изображена своим цветом), по этим траекториям движется глаз ребёнка во время выполнения физкультурных минуток.

Практическое упражнение “Массаж для глаз.”

Двумя пальцами массажируем лоб, брови, виски, под глазами, нос (указательным пальцем), ухо и за ухом, шею сзади (так, как большая часть напряжения припадает на заднюю часть шеи возле основания черепа).

Сделайте “китайские” глазки, улыбнитесь друг другу!

Второе направление предусматривает психогимнастику, направленную на развитие различных сторон психики ребёнка, как познавательной, так и эмоционально – личностной сферы. Специальные игровые упражнения направлены на совершенствования внимания, памяти, воображения.

Упражнение 1

Все участники располагаются большим полукругом.

Инструкция: «Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия».

После того как все выполнят это задание, учитель предлагает участникам обсудить их впечатления, возникшие в процессе выполнения упражнения. При проведении промежуточных итогов учитель акцентирует внимание на тех средствах установления контакта, которые перечисляют участники, а также на тех признаках, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.

Упражнение 2

Участники садятся в круг.

Инструкция: «Пусть кто-то из нас первым скажет своему соседу слева о его состоянии. Например: "Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован происходящим" или: "Мне кажется, что ты утомлен" и т. д. Тот, кому это сказали, в свою очередь скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии своего соседа слева, и тот уточнит свое состояние, и т. д.»

После того как круг замкнется, учитель может задать группе более общий вопрос: «Каким образом вы определяли состояние своего соседа?» или более конкретный: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние своего соседа?»

Третье направление – это организация режима учебного процесса.

Если в режиме дня не учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели, то это ведёт к развитию ранней усталости, утомлению и переутомлению. Уменьшает эффективность урока и увеличивает время на выполнение домашних заданий.

Поэтому при составлении расписания учитывается работоспособность детей в каждый из дней, каждый из уроков и трудность предметов.

Четвёртое направление предусматривает комплекс общеоздоровительных мероприятий: физкультурные минутки, включающие комплексы утренней гимнастики и общеразвивающие упражнения на уроках, активные перемены, индивидуальные и групповые оздоровительные упражнения в спортивном зале.

Физминутка. Упражнения для укрепления и формирования правильной осанки.

Упражнения стоя

  1. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка — выдох). То же самое — другой ногой.
  2. И.п. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 — развести локти в стороны, сводя лопатки — вдох; 3-4 — исходное положение — выдох.
  3. Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться). Колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1-2, на 3-4 медленно вернуться в и.п.
  4. И.п. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.
  5. И.п. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.
  6. «Мельница». Соединять кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).
  7. И.п. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.
  8. Поднимание прямых рук через стороны вверх — вдох. Возвращение в и.п. — выдох.
  9. И.п. Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.
  10. Упражнения для снятия утомления.

Упражнение на корточках. Облегчает работу сердца, снижает кровяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на корточки (ступня полностью на полу), максимально расслабиться, держа на весу голову и руки. Посидеть в этой позе одну минуту.

Пятое направление- это использование ароматотерапии. Чтобы предупредить простудные заболевания в классе используются бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, чеснока). Дежурные ежедневно помогают учителю следить за наличием свежезарезанного лука. Зелёные комнатные растения тоже оказывают определённое воздействие на подрастающий организм. Герань – помогает неуверенному в себе, хлорофитум – очищает воздух, кактус – нейтрализует радиоактивность, а букетик из сухих листьев шалфея, по мнению учёных, помогает “отпугнуть” любой стресс.

В учебной и внеклассной деятельности младших школьников ведётся пропаганда здорового образа жизни. На уроках русского языка и литературного чтения используются вставки, где включаются пословицы о здоровье, провожу небольшие беседы. Через познавательные конкурсно-игровые программы, викторины, классные часы, спортивные праздники формируются навыки здорового образа жизни.

Информационные источники:

  1. Сухомлинский В.А. «О Воспитании» Издание: М.: Политиздат 1975
  2.   Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  3. С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. «Психогимнастика в тренинге» СпБ, 1993
  4. 2. Романова В.Н. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

festival.1september.ruarticles/508516/




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....