Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе
статья по теме

Никулина Елена Николаевна

Использование хдоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье – бесценное  достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время наблюдается ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни в семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому. По данным медиков 25-30% детей, приходящих в первые классы, уже имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Сегодня, как никогда, стоит проблема здоровья детей. Поэтому владение здоровьесберегающими технологиями – важная составляющая профессиональной  деятельности современного учителя. Используя эти технологии, учитель разрешает проблему перегрузки и переутомления  учащихся на уроках, сохраняет здоровье обучающихся. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс  является одними из условий реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания о здоровом образе жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Большую часть времени в школе ребенок проводит на уроке, поэтому главной задачей остается организация урока в условиях  здоровьесберегающей  технологии.

Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы. Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильно выраженными формами утомления.

Критерии организации рационального урока – это:

  • плотность урока;
  • смена видов деятельности и их продолжительность;
  • эмоциональная разрядка;
  • использование ТСО;
  • чередование позы;
  • физкультминутки;
  • благоприятный психологический климат.

Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни и двигательной активности учащегося, но и увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка. Вместе с тем необходимо увеличить организованную двигательную активность. Примерный двигательный режим учащихся 1 класса представлен в таблице.

Таблица. Двигательный режим учащихся 1 класса

Виды движений

Продолжительность

Гимнастика до уроков

5 мин

Подвижные оздоровительные минутки во время уроков

По 5 мин на каждом уроке

Гимнастика для глаз

По 2 мин на уроке

Комплекс упражнений на мышечное расслабление (релаксацию)

1-2 мин на каждом уроке

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки

2-3 мин на каждом уроке (постоянный контроль за посадкой)

Подвижные игры на переменах

10 мин

Урок физкультуры

45 мин 3 раза в неделю

Прогулки на свежем воздухе с подвижными играми

Ежедневно

Гимнастика до начала урока обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удерживать правильную позу за партой, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, являются физкультминутки, которые проводятся на разных этапах урока для разминки определенных частей тела и органов, когда двигательные упражнения сопровождаются хоровым произношением четверостиший. Физкультминутки активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физкультминутки проводятся, учитывая специфику урока, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В составе упражнений для физкультминуток используются, кроме общеразвивающих:

  • упражнения для формирования правильной осанки;
  • упражнения для укрепления зрения;
  • упражнения для укрепления мышц кистей рук;
  • упражнения на выработку правильного дыхания.

Например, можно провести такие физкультминутки:

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться.

(Под счет учителя дети выполняют подтягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться.

(Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

(Движения головой.)

На четыре – руки шире.

(Хлопки в ладоши.)

Пять – руками помахать.

(Движения руками.)

Шесть – за парту тихо сесть.

(Прыжки. Ходьба на месте.)

Говорит цветку цветок

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок.

(Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай.

(Вращение головой.)

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся».

(Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

(Дети садятся за парты.)

Особое внимание необходимо уделять профилактике зрительных функций у младших школьников. Близорукость и другие зрительные расстройства стали массовыми.  Один из приемов расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров, по которым дети «бегают» глазами.

Игра «Поймай зайку» – зрительная игра. Дети стоят, учитель включает фонарик, выпускает «зайку»  на прогулку. Сопровождать «зайку» нужно не поворачивая головы. Учитель отмечает старательных охотников.

В последние годы, в связи с широким внедрением ИКТ технологий в образовательный процесс, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз. Такие физкультминутки могут быть проведены на уроках математики, чтения с целью снятия усталости с глаз во время работы и повышения работоспособности. Например, физкультминутки для глаз "Птицы" (http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2014/03/16/fizkultminutka-dlya-glaz-ptitsy) и "Загадочный лес" (http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2014/03/16/fizkultminutka-dlya-glaz-zagadochnyy).

К здоровьесберегающей технологии относится охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Необходимо показать, как соотносить теоретический материал с повседневной жизнью, рассказать, как заботиться о своем здоровье. С этой целью проводятся классные часы и внеклассные мероприятия. Например, для 1 класса можно предложить следующую тематику классных часов.

Тема 1. Мой друг вода.

Тема 2. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Тема 3. Мои помощники – глаза.

Тема 4. Чтобы уши слышали.

Тема 5. Поделись своей улыбкой.

Тема 6. Здоровье зубов.

Тема 7. «Золотые ручки»

Тема 8. Кожа. Защита организма.

Тема 9. Гигиена кожи.

Тема 10. Правила питания.

Тема 11. Лучшее лекарство – сон.

Тема 12. Мое хорошее настроение.

Тема 13. Я – ученик.

Тема 14. Мои привычки.

Тема 15. Если хочешь быть здоров.

Тема 16. Закаливание.

Тема 17. Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

Тема 18. Я выбираю движение.

Тема 19. Скелет – наша опора.

Тема 20. Будьте здоровы!

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать родители, педагоги, общественность.

Список использованной литературы

Ковалько В. И. Школа физкультминуток (1–4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2005. – 200 с.

Дыхан Л. Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. / Л. Б. Дыхан. – М.: Феникс, 2009. – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детс...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Я постаралась описать  систему своей  работы по здоровьюсбережению на уроках в начальной школе.  С огромным желанием на протяжении многих лет применяю в своей работе здоровьесберегающие...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества». ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Одна из важнейших задач современного образования - помочь ребёнку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если ребёнок не обладает хорошим здоровьем. Здоровье – актуальная тема...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...