Самообразование как фактор формирования педагогической компетентности.
статья на тему

Недбайло Марина Александровна

Самообразование как фактор формирования педагогической компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование как фактор формирования педагогической компетентности.

        На свете ни единому уму,

Имевшему учительскую прыть,

Глаза не удалось открыть тому,

Кто сам не собирался их открыть.

                        Игорь губерман

                                   

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Новая папка\Недбайло Марина Александровна № 45.jpg

 Недбайло М. А.

 

Каждый учитель в своей педагогической деятельности ставит определённую цель профессионального развитияЦелью моей работы является развитие ключевых компетенций у детей: учебно-познавательные, информационные, ценностно-смысловые, общекультурные.

 Руководствуясь приоритетными задачами своей педагогической деятельности и плана самообразования, знакомлюсь с новинками учебно - методической и педагогической литературы, статьями, публикуемыми в предметных журналах, на сайтах сети Интернет.

 Я  часто задавалась вопросом: «Каким же должен быть ребенок в начальной школе?» Это ребенок…

*   любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

*   знающий основы здорового и безопасного образа жизни;

*   умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;

*   уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю каждого народа;

*   доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение;

*   готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;

Таким образом, утверждаю, что начальная школа должна уделять огромное внимание формированию у обучающихся учебно-познавательных компетенций.

  Именно ответ на данный вопрос помог мне окончательно определиться в выборе темы самообразования: « Активизация учебно-познавательных компетенций у детей через развитие мелкой моторики».

  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.  С самых первых уроков я стараюсь развивать мелкую моторику рук. Это - физкультминутка, как элемент двигательной активности, игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов, потешек, упражнения без речевого сопровождения, пальчиковые игры с речевым сопровождением. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Дети учатся общаться. Развитие мелкой моторики происходит при нетрадиционных способах изображения предметов на бумаге, картоне, ткани, конструировании, лепке, папье-маше. При этом развивается художественно-эстетический вкус, интерес к экспериментированию, творческое воображение. Следует сказать, что работа, проводимая по данному направлению, оказывает влияние на развитие ребёнка в целом. Благодаря целенаправленной системе работы с детьми, улучшилась: зрительно-двигательная координация, речь, сила и ловкость рук, переключаемость с одного вида движения на другой, внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, образное мышление, фантазия.

  Одна из важнейших задач в моей работе- научить детей общаться. Почему это важно для меня?

В мой специальный коррекционный класс все учащиеся зачислены на основании решения медико-психолого-педагогической комиссии.

ЗПР - задержка психического развития, нарушение нормального темпа психического развития ребенка. ЗПР может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС. У детей с ЗПР наблюдается сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедленным темпом переработки информации. Внимание неустойчивое, память ограничена в объеме и непрочна.  Такие дети зачастую испытывают сложности адаптации к новым условиям. Они просто не умеют играть. Для них игра- это обязательно боевик, т.к. велико влияние телевидения и компьютерных игр. Я провожу работу по формированию культуры речи, развитию толерантных отношений. Общение детей в классе  с учителем сплачивает коллектив, развивает внимание и уважение к другим. Замечено, что низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий, приводит к замкнутости, низкому уровню комуникативных компетенций.

  Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ».

  Особое внимание уделяю развитию творческих способностей детей. С уважением отношусь к тому, что сделано ребенком. Дети помогают мне оформить кабинет, игровую зону. Ребенок имеет право изменять, украшать, преобразовывать пространство по своему замыслу, предоставляю ему свободу выбора в соответствии с его интересами и потребностями. В классе много выставок с работами детей.

  Как было сказано выше, в последнее время образование в нашей стране динамично изменяется, дополняется новым содержанием. Соответственно, нельзя быть в стороне от происходящих перемен и учителю. Ведь учитель должен и сам постоянно учиться, совершенствовать свои имеющиеся знания. Я стараюсь идти в ногу со временем.   При реализации ФГОС предусмотрено компьютерное оборудование и электронные пособия, которые бесспорно помогают при освоении знаний и в какой-то степени экономят время и увеличивают темп урока.

Проблемное обучение и развивающее обучение - способы повышения качества обучения. Практически на всех занятиях задаю проблемные вопросы, создаю проблемные ситуации (в частности, при проведении опытов), ситуации учебного поиска, спорные и проблемные задачи (ребусы, задачи на сообразительность и др.), задачи открытого типа, которые могут иметь несколько вариантов решения.

  Формы организации деятельности могут быть различными, но средства достижения для младших школьников воспитательно - образовательных и оздоровительных задач остаются у меня игровыми. Игра является одним из главных средств развития мышления. Использую различные дидактические развивающие игры. Строить работу приходится с учетом потребностей каждого ребенка: Одних постараться не перегрузить, а другие должны пополнить свои знания; все должно произойти одновременно.  

    Введение ФГОС - большая ответственность для педагогов, людей, чья жизнь неотделима от детских характеров и судеб. Но все новое дает возможность по-новому взглянуть на самые простые и обыденные вещи.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование педагогических компетентностей родителей в период подготовки детей к школе.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагога и семьи в подготовке детей к школе. Моя работа по формированию у детей мотивов учения и положител...

«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...

Презентация "Самообразование как фактор формирования педагогической компетентности"

«Развитие и образование человека не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением....

Презентация "Формирование педагогической компетентности и профессионального становления учителей начальной школы через работу школьного методического объединения"

Обеспечить поддержку учителей в решении всех профессиональных вопросов призвано МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, которое имеет большие возможности  для развития профессионально- педагогической компетент...

Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»

Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной  деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс    умений и нав...

Самообразование как фактор формирования педагогической компетентности.

Самообразование как фактор формирования педагогической компетентности....