Роль самооценки в учебной деятельности учащихся
статья на тему

Винцюк Лариса Степановна

Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon выступление на МО30 КБ

Предварительный просмотр:

С      Винцюк Л. С.

     Роль самооценки в учебной деятельности учащихся

     Самоконцепции – это наши мысли и убеждения относительно самого себя.

     Самооценка – оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка – это то насколько человек нравится сам себе. Она есть самым высшим регулятором поведения человека, существенно влияющим на эффективность деятельности на всех этапах развития ребёнка.

      Самооценка может быть общей или конкретной; положительной или отрицательной; завышенной, адекватной или заниженной.

        При нормальном развитии личности общая самооценка всегда должна быть положительной. Это обеспечит уверенность в своих силах, уважение к себе.

         Отрицательная самооценка приводит к непринятию себя, к комплексу неполноценности, к пассивному, заторможенному поведению или, наоборот, к агрессивности или озлобленности.

          Завышенная самооценка – провал в любом виде деятельности приводит к всплеску эмоций, обид, отказу от деятельности.

          Заниженная  самооценка – приводит к повышенной тревожности, неуверенности в себе, пассивности.

     На формирование самооценки в детском возрасте больше всего влияет семья. В случае дефицита родительской любви у ребёнка не возникает общей положительной самооценки, что приводит к разным деформациям в развитии личности: чувства неполноценности, страха перед новым, агрессии, озлобленности. Отсутствие положительной самооценки в детском возрасте очень сложно компенсировать в более поздние периоды.

     После 2 лет начинает формироваться собственная самооценка ребёнка. В дошкольном возрасте она, как правило, завышена. Именно потому частые отрицательные оценки и замечания, взрослых не имеют нужного воспитательного эффекта, а вызывают только обиду или отказ от неуспешной деятельности.

     По утверждениям учёных на конец дошкольного возраста ребёнок уже должен понимать, что замечания взрослых по поводу её конкретных действий не снижают общего положительного отношения к нему, то есть, что он может быть, хорошим чего-либо не умея.

     Большое значение в формировании адекватной самооценки есть сравнение ребёнком своих результатов и результатов ровесников в процессе общения с ними.

     Самые простые формы определения уровня самооценки «Ступеньки», «Собственное Я» (каждому из тестируемых предлагается записать 7 черт присущих вам сейчас, если отрицательных больше трёх – самооценка занижена).

      Самооценка не постоянна, она может изменяться.

     Лучше всё же завышенная самооценка, нежели заниженная.

     На фоне выше изложенного, хотелось бы выделить модели поведения детей с заниженной самооценкой:

  • разговаривает тихим голосом;
  • не поддерживает и избегает зрительного контакта;
  • часто закрывает глаза, опускает голову;
  • часто просит оценки или одобрения;
  • не принимает комплиментов;
  • пытается контролировать и манипулировать другими;
  • часто говорит, что не может чего-то сделать;
  • не имеет игровых навыков соответственно возрасту;
  • часто меняет настроение;
  • подозрительно относится к людям;
  • не имеет друзей;
  • легко сдаётся;
  • неуступчивый и негибкий ребёнок, тяжело приспосабливающийся к изменениям;
  • не инициирует взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • боится испытывать новые вещи;
  • обманывает;
  • самодеструктивный ребёнок;
  • эмоциональная несоответствующая реакция на ситуацию;
  • ребёнок хочет быть старшим, младшим, быть выше или ниже, кем-то другим;
  • очень зависим;
  • редко улыбается;
  • отрицательно говорит о себе;
  • легко пугается, раздражается, теряет охоту;
  • импульсивен.

     Можно предложить такие упражнения и тренинги для повышения самооценки:

  1. Игра «Волшебный стул».

Сажаем ребёнка на стул /лучше, чтобы он был жёлтым,/ и учащиеся класса говорят комплименты, приятные слова.

  1. Декларация самоценности.
  2. Я, (имя), стану святой, когда…
  3. Письмо от школы, класса, больному ребёнку, в котором каждый что-то написал или нарисовал.
  4. Игра «Тройки».

Дети, объединившись на группы по три человека, говорят друг другу комплименты.

          Благодаря таким упражнениям вы поможете ученикам оценивать себя адекватно. Сможете оказать существенное положительное влияние на каждого ребёнка и на коллектив, с тем, чтобы каждый чувствовал себя комфортно.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ИКТ в познавательной деятельности учащихся НШ.

Статья на тему: "Роль ИКТ в познавательной деятельности учащихся НШ"....

Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности.

В работе представлены виды самоконтроля и описаны уровни сформированности самоконтроля у учащихся....

Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности.

Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности....

Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности

Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности...

Важная роль памяти в учебной деятельности детей

     Хорошая  память – это природный дар  или результат  постоянных тренировок? Конечно совокупность  факторов. Можно привести примеры  хорошей...

Мотивация учебной деятельности учащихся. (СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ «ПРОФЕССИЯ, ЧТО ВСЕМ ДАЁТ НАЧАЛО: РОЛЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ» III международная педагогическая конференция.(стр.147)

Статья посвящена вопросу мотивации учебной деятельности учащихся. Рассматриваются факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учебной деятельности....