Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности.
материал на тему

Ветчинкина Наталья Павловна

Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samokontrol_i_samootsenka_v_uchebnoy_deyatelnosti.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности.

          В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода  формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса. Потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Поэтому все усилия, должны быть направлены на организацию собственных контрольно-оценочных действий обучающихся.

            Как сказал  Леонид Константинович Максимов, главным в учебной деятельности ребёнка является понимание того, что он изучает и ради чего он это делает. При этом добиваясь, чтобы ученик осознавал, что с ним происходит в процессе изучения  предмета, ощущал своё развитие.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап: Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен:

  • ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
  • выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев;

2-й этап: Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

         Работа в парах и взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

3-й этап: Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

Л. К. Максимов выделяет 3 вида самооценки:

  1. Прогностическая оценка (производится до выполнения работы).

Например: ученик, прочитав задание, в тетради  чертит 3 шкалы, обозначенные буквами Л (легко), Т (трудно), С (сомневаюсь) и ставит крестик на той шкале, к которой он относит это задание.

  1. Пошаговая оценка (производится по ходу выполнения действий). Оценивается каждый шаг, каждое действие.

  1. Ретроспективная оценка (после выполнения действия).

            Например: на той же шкале (ЛТС) ребенок ставит еще один крестик, но уже другим цветом.

            От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

             А если эту работу проводить систематически и целенаправленно, то учащиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рейтинг результатов учебной деятельности обучающихся, как способ формирования самооценки и самоконтроля младших школьников

В статье описывается способ  внедрения рейтинговой системы оценивания результатов учебной деятельности, которая способствует созданию условий, направленных на формирование у школьников адекватной...

САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЛИЧНОСТНОГО ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЁНКА

В требованиях Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения на первыйплан выдвигается задачаразвития личности ребенка на основе  освоения универса...

Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности.

В работе представлены виды самоконтроля и описаны уровни сформированности самоконтроля у учащихся....

Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности

Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности...

Образцы листов самоконтроля и самооценки деятельности учащихся на уроке.

Образцы листов самоконтроля и самооценки деятельности учащихся на уроке для начальной школы. Материал взят с сайта "Урок РФ"...

Приемы формирования у учащихся основ самоконтроля и самооценки в процессе учебной деятельности

Согласно ФГОС подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должен быть комплексным, то есть позволяющим вести оценку личностных, метапредметных ...