Приемы формирования у учащихся основ самоконтроля и самооценки в процессе учебной деятельности
материал

Ленина Елена Николаевна
Согласно ФГОС подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должен быть комплексным, то есть позволяющим вести оценку личностных, метапредметных и предметных результатов. При этом личностное развитие стоит на первом месте. Для оценивания существует довольно разнообразное количество форм и методов, которые дополняют друг друга. Учителю необходимо помнить, что оценивание – это средство управления и стимулирования улучшения качества достижений обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы формирования у учащихся основ самоконтроля и самооценки в процессе учебной деятельности

Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования.  

Одна из задач учителя  - научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, т.е. научить его умению планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль.

        Формирование самоконтроля как компонента учебной деятельности требует специальной организации. Особое значение придается действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.

Этапы формирования самоконтроля

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.

Можно выделить следующие этапы формирования самоконтроля:

На первом этапе  ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. Для этого учитель должен:

  • показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.
  • ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
  • сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
  • выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки.

На втором этапе   ученик должен научиться  наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Полученные навыки контроля при взаимопроверке ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

На третьем этапе    ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности  со стороны учителя.

Действия самоконтроля

Особое место в структуре учебной деятельности должны занимать действия самоконтроля, имеющие специфические функции. Они должны быть направлены на саму деятельность, фиксировать отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности.

К действиям самоконтроля относятся:

  • Сверка результата с написанным образцом, заданным в материальной форме; сравнение промежуточных результатов с эталоном; с образцом, заданным через систему условий; сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике; сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности.
  • Проверка по инструкции: воспроизведение состава контрольных действий и операций, заданных учителем; выполнение действий по развернутой инструкции; осуществление самопроверки по плану, включающему несколько пунктов; использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем; выполнение действий по инструкции с ограничениями; самопроверка по плану с отсутствующими звеньями; выполнение действий по общей инструкции.
  • Самоконтроль во время выполнения задания: выполнение задания по алгоритму; выполнение задания по наводящим вопросам; выполнение задания по образу.
  • Взаимопроверка: работа в парах; работа в малых группах; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; сочетание коллективной и индивидуальной работы;
  • Самостоятельное составление заданий и способов действий:  самостоятельное придумывание заданий; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального; составлении проверочных заданий для самоконтроля.
  • Самостоятельное составление алгоритмов действий  и  способов контроля: перечисление последовательности действий и операций контроля; участие  в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям; корректировка памяток; коллективно-распределительное составление алгоритмов; составление  модели значимых условий деятельности под руководством учителя; определение состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с анализом индивидуальных  трудностей.

Традиционные приёмы формирования основ самоконтроля и самооценки

Для формирования у обучающихся основ самоконтроля и самооценки накоплен целый банк  педагогических приёмов, которые широко используются в педагогической практике.

Многие учителя используют в своей практике  приёмы формирования основ контроля и самоконтроля у учащихся, которые стали уже традиционными:

  • Учащимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал.
  • Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок.
  • Учитель при объяснении “допускает” ошибку.
  • Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам.
  • Учащиеся решают одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение.
  • Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить.
  • Учащимся дается задание с избыточными данными.
  • Самостоятельная работа.
  • Разноуровневые задания.

Не привожу здесь подробного объяснения каждого из перечисленных приёмов, т.к. они имеются во многих статьях, найденных мной на педагогических порталах без каких либо изменений и авторских отличий.

Рефлексия

Рефлексия  (от лат. reflexio - обращение назад)  – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления,  осознанного отношения к своей деятельности.  

Приёмов проведения рефлексии достаточно много, например:

  • Приём незаконченного предложения. Учитель просит  устно или письменно на листе бумаги  закончить предложение.   Сегодня на уроке я научился …», « Мне понравилось…», « Мне не понравилось…»,  « Я хочу узнать …», и т.д.
  • Использование мишеней;

Приложения:

Рефлексия

1) Рефлексия с мишенями

На мишени
в каждой четверти поставьте звёздочку *

Чем ближе звёздочка к центру, тем точнее Ваш ответ соответствует утверждению:

2) Вопросы для рефлексии

Продолжите фразы (по желанию):

Мне было легко …

Мне мешало работать …

Я понял(а) что …

Я узнал(а) что …

Я могу …

Хочу спросить …

Форма для самооценки

Оценка __________________(Поставьте себе оценку сами)

Что Вам помешало выполнить работу полностью?

  • Мне ни чего не мешало;
  • Мне не хватило времени;
  • Я не понимаю некоторые слова и термины;
  • Я не понял, что надо записывать в таблицу;
  • Мне не хватает практических знаний;
  • Мне не хватает теоретических знаний;
  • Плохая техника;
  • Шум в классе;
  • Я медленно читаю;
  • Я медленно пишу;
  • Я медленно думаю;

Другое: _____________________________________

Конспект урока

Урок математики (1 класс)

Тема: «Повторение и самоконтроль» (с.26 – 27)

Цели:

  • систематизировать знания о пространственных и временных отношениях,
  • закреплять умения сравнивать группы по количеству предметов, уравнивать количество предметов в группе.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся выполнять задания творческого характера,
  • применять полученные ранее знания в изменённых условиях,
  • выполнять мысленные операции анализа и синтеза и делать умозаключения,
  • оценивать себя
  • сравнивать численности двух множеств предметов, уравнивать численности множеств,
  •  определять результат разностного сравнения численностей множеств,
  • осуществлять поиск необходимой информации; проводить сравнение объектов, группировать и объяснять основание, делать выводы;
  • формулировать задание по рисунку, обращаться по необходимости с вопросами к учителю, используя простые речевые средства,

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.

Эмоциональный настрой и установка на продуктивную учебную деятельность.

Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний.
  • Сегодня мы проводим последний урок по первому разделу.
  • Кто помнит, как называется этот раздел?
  • Забыли? Ничего! Откроем учебник на стр.4

«Сравнение и счёт предметов»

  • Как мы сравнивали предметы?
  • По каким параметрам?

«По цвету, размеру, форме»

  • А как мы сравнивали группы предметов?

«По их количеству»

  • Сегодня к нам на урок пришёл Буратино!

«Указать на картинку, которая висит на доске»

  • Он не просто так пришёл, он посмотрит, как Вы научились работать на уроке, как будете выполнять его задание, которые он принёс с собой.

  1. Работа по теме урока.
  • Итак, задание №1.
  • Назовите фигуры в каждой паре.
  • Давайте сравним их по форме, цвету и размеру.

1 – Фигуры похожи формой и размером, отличаются цветом.

2 – Фигуры похожи формой и цветом, отличаются размером.

3 – Фигуры похожи размером, отличаются формой и цветом.

«Дети сравнивают, хлопают в ладоши ученику за правильный ответ»

  • Отлично! Вы, молодцы!
  • Задание №2. (работа с карточками)
  • Сколько всего фигур в ряду? 8
  • Сколько всего кругов? 3
  • Каким по счёту будет большой круг, если считать слева направо? Пятым
  • А если считать справа налево? Четвёртым
  • О каких фигурах можно сказать «поровну»? Круги и квадраты, большие и маленькие фигуры
  • Молодцы!
  1. Работа по учебнику.
  • Откройте свои учебники на стр.26, задание №3.
  •  Сколько салфеток лежит на столе? 4
  • Салфетка какого цвета лежит внизу? Красная
  • А какого – сверху? Синяя
  • Какого цвета салфетка лежит под синей? Жёлтая
  • А на красной? Зелёная
  • Какую салфетку положили на стол раньше – жёлтую или зелёную? Зелёную
  • Молодцы! Надеюсь, что Буратино доволен вашей работой!
  1. Физкультминутка.
  2. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
  • Буратино принёс вам небольшую самостоятельную работу.

«Раздать»

  • Ваша задача: «Составить пары и выяснить, где предметов больше: над красной чертой или под красной. На сколько больше? Обведите замкнутой линией эти предметы.

«Выполняют»

  • А теперь поменяйтесь листочками и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.
  • Если верно – поднимите карточку с «+», если – нет, карточку с «-»
  • Какой же ваш ответ? На 2 треугольника больше над чертой, чем под ней.
  1. Работа по учебнику.
  • Давайте поможем Буратино справиться с заданиями!
  • На стр.27 задание №1. Какой гриб тебе кажется лишним? Почему?
  • Следующее задание. Каких цветов больше: синих или розовых? Синих
  • На сколько больше? На 1
  • На сколько меньше? На 1
  • Чего на картинке поровну? Грибов и розовых цветов, яблок и синих цветов
  • Посмотрите на 4 ленточки, которые изображены на рисунке.
  • Какую ленточку купила Таня, если известно, что она не широкая, не длинная, не зелёная? Синяя
  1. Работа в тетрадях.
  • А теперь покажите Буратино, как Вы научились работать в тетради.
  • Отступили 4 клеточки от предыдущей работы, в 5 – поставили точку.
  • Нарисуйте 6 квадратов. Ниже 4 треугольника.
  • Что нужно сделать, чтобы их было одинаковое количество? Дорисовать 2 треугольника или зачеркнуть 2 квадрата
  • Зачеркните.
  • Нарисуем узор:

  1. Подведение итогов урока, рефлексия.
  • Какие темы мы повторили сегодня на уроке?
  • Какие задания вам понравилось выполнять?
  • Кто испытывал затруднения?
  • Кто доволен своей работой на уроке похлопайте в ладоши?
  • Какое задание обсудите дома?
  • Я, думаю, Буратино доволен вашей работой на уроке!
  • Спасибо, ребята, за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование способностей учащихся к самоконтролю и самооценке

Автор: учитель начальных классов Ембергенова Айгуль Конуспаевна....

Развитие основ самоконтроля и самооценки у учащихся

В начальной  школе закладывается формирование общеучебных умений, где ключевым звеном является формирование контрольно - оценочной самостоятельности. Самоконтроль - один из важнейших факторов, об...

Формирование способностей учащихся к самоконтролю и самооценке своих достижений

Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, в...

Формирование ценностного отношения учащихся начальных классов к здоровью в процессе учебной и внеучебной деятельности

Материал представляет собой публичное представление собственного инновационного педагогического опыта....

Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке

Если раньше основной целью обучения было формирование предметных ЗУН, то новые стандарты во главу  ставят развитие общеучебных, метапредметных  умений, которые включают в себя такие умения, ...