Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке
методическая разработка

Александрова Ирина Юрьевна

Если раньше основной целью обучения было формирование предметных ЗУН, то новые стандарты во главу  ставят развитие общеучебных, метапредметных  умений, которые включают в себя такие умения, как самоконтроль и самооценка. В настоящее время существуют проблемы в школьном образовании, а именно: неумение учениками объективно оценить результаты своей деятельности; слабый контроль и самоконтроль у учащихся; неадекватность принятия оценки учителя. Возникает важная социальная задача: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего “знания – незнания”. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зеленецкая средняя общеобразовательная школа»

Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке

Учитель начальных классов
МБОУ «Зеленецкая средняя общеобразовательная школа»
Александрова И.Ю.

с.Зеленец

2021

Если раньше основной целью обучения было формирование предметных ЗУН, то новые стандарты во главу  ставят развитие общеучебных, метапредметных  умений, которые включают в себя такие умения, как самоконтроль и самооценка.

В настоящее время существуют проблемы в школьном образовании, а именно:

- неумение учениками объективно оценить результаты своей деятельности;

- слабый контроль и самоконтроль у учащихся;

- неадекватность принятия оценки учителя.

Возникает важная социальная задача: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего “знания – незнания”. Со способности рефлексировать, т.е. различать: “это я уже знаю и умею”, “а это я ещё совсем не знаю, надо узнать”, “я уже немного знаю это, но надо ещё получше разобраться” - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения к самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь.

Что же такое «самоконтроль» и «самооценка».

Толковый словарь  С. И. Ожегова  дает следующее определение терминам «самоконтроль» - контроль над своими действиями, поступками и термину «самооценка» - оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков.  

Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н.Ушакова  определяет термин «самоконтроль» как  контроль над самим собой, над своей работой и «самооценка» - оценка  самого себя, рассмотрение своих собственных достоинств и недостатков.  

С точки зрения психологии термин  «самооценка»  связан с личностным образованием, принимающим  непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности личности человека, а термин «самоконтроль» представлен как процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением.

Проанализировав понятия можно сделать вывод: термин «самоконтроль»   предполагает умение контролировать себя и правильно оценивать свои действия. А «самооценка»  отражает  отношение ребенка к своим возможностям и личностным качествам, к результатам  своей деятельности.  Таким образом, самоконтроль и самооценка тесно взаимосвязаны. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования умений самооценки и самоконтроля.

Отсюда определяется главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной самооценки - залог успешности ученика.

Процедура самооценки включает в себя:

1. Разработку учителем для каждого конкретного случая четких эталонов и критериев оценивания.

2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов.

3. Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания обучающимся известны и дети самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы.

Ниже представлены приёмы по формированию самооценки и самоконтроля, используемые мною на уроках:

1. Словесные приемы: 

Что нового узнали? Чему научились? Каким способом…? Какие задания было легко выполнять? Что показалось трудным? И др.

2. Слова «подсказки»:

F:\Самооценка\Новая папка - копия\пп.jpeg

3. «Светофор».

Работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок.  Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в рисуется желтый кружок. Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок.

4. «Говорящее солнышко»:

Доволен собой, все получилось – солнышко со всеми лучами;

Не все легко, не все получилось – солнышко с лучами наполовину;

Не доволен собой, ничего не понятно – солнышко без лучей.

5. «Дерево успехов»:

На дерево прикрепляются плод, цветок или листок: зеленое – все удалось,
желтое – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось,
красное – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь, жду помощи.

6. «Карточка сомнений»:

+ - «Я понял все»;

v - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

? – «Не понял».

7. «Пометки на полях»:

+ – уже знал это;

V – новое для меня;

? – не понял, у меня возник вопрос;

0 – думал иначе.

8. Диаграмма (оценивается каждый этап урока):

C:\Users\Зеленецкая СШ\Desktop\Рисунок1.jpg

9. Лист настроя:

C:\Users\Зеленецкая СШ\Desktop\Рисунок2.jpg  

F:\Самооценка\ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ\img1.jpg

10. Лист самооценки:

C:\Users\Зеленецкая СШ\Desktop\Рисунок111.jpg

11. Памятки: “Как учить стихотворение”, “Как решать задачу”,

“Как правильно списывать” и т. д.

12. Листы прогноза или самооценки:

C:\Users\Зеленецкая СШ\Desktop\Рисунок3.jpg

C:\Users\Зеленецкая СШ\Desktop\Рисунок4.jpg

C:\Users\Зеленецкая СШ\Desktop\Рисунок5.jpg

C:\Users\Зеленецкая СШ\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\физ-ра - копия.jpeg

Кроме этого используются такие приемы, как: сверка с образцом, взаимопроверка, орфографическое проговаривание, списывание, комментированное письмо с указанием орфограмм, поиск орфограмм в тексте, объяснительный диктант, диктант с проговариванием, подчёркнутое слово с ошибкой, работа с сигнальными карточками, решение обратных задач, решение задач различными способами, математические диктанты, решение задач с недостающими или лишними данными и др.

Данные приёмы используются на разных этапах уроков в целях  формирования самоконтроля и самооценки.

 На всех уроках – литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, физкультуры.

 Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, а также даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности учащихся при изучении длины.

на основе материалов методического пособия Овчинниковой М.В. Методика изучения темы «Величины» на уроках математики в начальных классах...

Формирование способностей учащихся к самоконтролю и самооценке

Автор: учитель начальных классов Ембергенова Айгуль Конуспаевна....

Организация деятельности учащихся во внеурочной деятельности.

Опыт работы в группах во внеурочной деятельности, формирование экипажей в 1 классе. Блиц викторина, как форма групповой работы....

Организация деятельности учащихся при подготовке к праздникам.

внеклассное мероприятие "Осенний праздник урожая". Методические рекомендации, сценарий с конкурсами в классах начальной школы...

Организация деятельности учащихся по развитию одаренности у учащихся на уроках.

Цели, основные задачи в работе с одаренными детьми. Ведущие виды деятельности, интересы и наклонности одаренных детей. Проектирование индивидуальной программы развития одаренности. Роль учителя, услов...

Формирование способностей учащихся к самоконтролю и самооценке своих достижений

Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, в...

Приемы формирования у учащихся основ самоконтроля и самооценки в процессе учебной деятельности

Согласно ФГОС подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должен быть комплексным, то есть позволяющим вести оценку личностных, метапредметных ...