Главные вкладки

    Из опыта работы
    методическая разработка (1 класс) на тему

    Ефанова Любовь Митрофановна

    Из опыта работы по программе внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  «Этика: азбука добра».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ-СОШ №18, Ефановой Л.М. по программе внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  «Этика: азбука добра».

    Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ-СОШ №18, Ефановой Л.М.

        В начальной школе учащиеся знакомятся с курсом «Этика: азбука добра".

    Основная цель: формирование у детей нравственных  ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания. Это вводная часть духовно-нравственного просвещения детей на уровне формирования у них систематических первичных представлений о нравственности. В первом классе у детей преобладает наглядно-образное мышление, поэтому методика работы построена на конкретных ситуациях. В последующих классах, с развитием способности к абстрагированию, дети подводятся к обобщению разных ситуаций, отвечающих тем или иным нормам поведения.

         В своей работе широко использую различные методы работы с детьми:

    -личностно направленные, когда содержание становится актуальным  для каждого ребенка;

    -стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний,

    -развивающие  нравственное сознание;

    -активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, ее эмоциональную сферу;

    а также:  - игровые формы с элементами художественного рассказывания; театрализованные уроки;

                   - уроки-путешествия,

                   - рисование под музыку,

                   - работу с пословицами и стихами.

        Провожу этические беседы, устные размышления на нравственные темы, разыгрывание жизненных ситуаций, разъяснение, диалог, игра, рисование, обсуждение, коллективное чтение, упражнение в правильном поведении, поиск, инсценирование, доклад, проект, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеофильмов-сказок, спор-дискуссия, викторина, тренинг, родительское собрание, коллективная игра, праздники, концерты для родителей, выставки работ, посещение музеев, экскурсии.

         Одним из важнейших способов нравственного образования, наряду с традиционными, является тренинг, так как имеет не только теоретическую, но и практическую составляющую.

        Тренинг - это практическая игровая ситуация, в которой учащиеся могут попробовать реализовать себя в разных действиях, побывать в роли "морального противника", поработать "экспертом" и дать оценку происходящему.

         Жан Жак Руссо говорил: "Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях", поэтому тренинг и является упражнением, позволяющим тренировать душевные качества: доброту, отзывчивость.

    - Отдай! Это мой карандаш!   - Не твой! Я его из дома принесла!..

          Конфликты.... К сожалению, это часть повседневной жизни. Из своего личного опыта поняла, что дети (особенно маленькие) научатся гораздо большему не из наших слов обо всем этом, а если увидят, как мы, взрослые, на деле отвечаем на агрессию и конфликт. Если спросить детей: "Что бы вы сделали, если бы вас кто-нибудь толкнул?", то ребята обычно отвечают: "Я бы тоже толкнул его". Как правило, дети не видят никаких альтернатив насилию. Используя тренинговые упражнения, я учу детей формировать свои собственные альтернативные варианты решения конфликтов. Они узнают, что таких альтернатив намного больше, чем им казалось раньше.

          Благодаря своей связи с реальной жизнью, процесс исследования альтернативных решений  конфликтной ситуации учит детей ненасильственному разрешению конфликтов, помогает им прояснить свои собственные ценности, что является необходимым условием творческого разрешения конфликтов. Когда дети работают вместе, общаются и поддерживают друг друга, у них развивается чувство взаимного уважения и желание вместе решать проблемы.

         Так,  применяя упражнение "Ситуация", дети анализируют и решают проблемы, используя литературные источники  (например: Что должны сделать герои сказок «Маша и три медведя, Красная Шапочка и Серый Волк, Волк и три поросёнка» , чтобы всегда жить дружно?) или жизненные ситуации  (например: Мимо проходил одноклассник и столкнул с твоей парты учебники. Твои  действия? )

        При выполнении этого упражнения использую некоторые приемы ролевой игры:

        "Замри"! - прием, который позволяет остановить ситуацию и разобраться, почему герои поступают именно так или что они чувствуют по поводу происходящего;

       "Поменяйтесь ролями" - прием, который помогает детям взглянуть на обе стороны конфликта, пережить состояние своего оппонента, понять точки зрения друг друга.

         На занятиях "Этика: азбука добра" система нравственных ценностей рассматривается через пословицы и поговорки, которые заставляют детей задуматься над своими поступками, помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе, передающиеся из поколения в поколение.  ( Например:« В здоровом  теле – здоровый дух! », «Как аукнется, так и откликнется»)

          Рассматривая различные качества людей на уроках, использую игровые ситуации во внеурочной деятельности, помогающие детям лучше запомнить информацию, когда ребенок не только слышит, но и имеет возможность потрогать изучаемый объект.

              Так, например, для усвоения понятия "сердечность" выполняется упражнение "Мягкое сердце" (для его выполнения необходима мягкая игрушка в виде сердца). Дети вспоминают, какого человека можно назвать сердечным (того, кто умеет любить других)

         Затем учитель говорит: "Но, к сожалению, на земле есть люди, которые не умеют любить, потому что их сердце зачерствело. Их называют бессердечными". Показывая игрушку-сердце, предлагает детям поучиться делать свое сердце мягким и любящим, дает потрогать сердечко и просит детей перечислить, кому бы они хотели послать свою любовь при помощи мягкого сердца (это могут быть: мама, папа, друзья и даже любимые игрушки). Держась рукой за сердце, дети представляют свое собственное сердце таким же мягким, как то, за которое они держатся. И из этого мягкого сердечка можно послать лучики тепла и света всем тем, кого хочется любить.

             Использование художественно-эмоционального и музыкального оформления также способствует закреплению и развитию представления детей о нормах и правилах поведения и о соответствующих им духовно-нравственных качествах личности.

    Нужно не только дать детям знания о нормах поведения, но и построить весь процесс воспитания так, чтобы он способствовал развитию и возникновению у ребенка определенных нравственно-этических выводов.

          Так, например, формируя такие понятия, как долг, честь, справедливость, чуткость, поступок, можно использовать репродукции картины И.Ге "Суд царя Соломона", добавив небольшой текст для лучшего понимания сюжета картины.

    Во времена царя Соломона в одном доме жили две женщины, которые почти одновременно родили детей. Один младенец умер, и каждая мать утверждала, что оставшийся в живых принадлежит ей. Свидетелей не было, и спор казался неразрешим. Тогда обе женщины пришли на суд Соломона, прославившегося своей мудростью и справедливостью. "

    - Рассеките живое дитя надвое, - приказал Соломон, и отдайте половину одной, а вторую другой".

     На картине художника видно, как, оттолкнув руку палача, упала на колени истинная мать, которая ради жизни своего ребенка отказалась от всех притязаний на него. И т.д.

               B книге «Добрый мир» автор-составитель Шевченко Л.Л. по духовно- нравственной культуре есть интересный рассказ: «Отчего умерла гусеница» или стихотворение:  «Для чего ты растешь?» , где большое поле деятельности для развития у детей  познания окружающего мира.

          Поэтому, работая с таким направлением, начальная школа сможет помочь каждому ребенку освоить и закрепить определенные жизненные правила.

    Первый класс - один из существенных критических периодов в жизни детей.

     

    Сентябрь, октябрь, ноябрь - адаптивный период первоклассников.

     Это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни школьника в социально-психологическом плане.

    Школьная адаптация - процесс активного приспособления ребенка к условиям новой социальной среды.

    Важнейшими её аспектами является:

    - освоение нового пространства;

    - принятие роли ученика;

    - понимание требований и традиций школы;

    - определение своего места в детском коллективе;

    - выработка характера отношений со взрослыми;

    - привыкание к новому режиму жизнедеятельности;

    - способность успешно развиваться в психологическом, личностном и социальном планах.

    В адаптационный период основное внимание уделяется ознакомлению детей с наглядными представлениями о нравственности и с правилами культуры поведения. Это правила поведения на уроке, на перемене, в раздевалке, во дворе школы, дома, на улице....

    Вот основные темы.

    1-2. Правила поведения на уроке и на перемене.

    3. Мы пришли на урок

    4. Правила поведения в столовой.

    5. Правила поведения в транспорте.

    6. Моя семья

    7-8.Что такое "добро" и "зло".

    9.Зачем нужны вежливые слова.

    10.Культура внешнего мира.

    В адаптационный период первоклассники учатся строить отношения "учитель - ученик", "ученик - ученик". Такие занятия позволяют решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями ( «Что такое добрый поступок?, Какой нравственный выбор сделал герой?, Что можно посоветовать  в этой ситуации?» и т. д.они красной нитью проходят через весь учебный процесс.

    Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу по определенной логике:

    1 класс: Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступков: ситуация – поведение - правило; от правила -  к поведению. Оценка нравственных поступков. (см  2-4класс  стр.89)

     Игра: «Возьми  предмет-вырезку» .

    Можете сказать и объяснить:  «Почему  выбрали?».... Варианты ответов......

    Вывод:  Все в Ваших руках!

    «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в  каждом классе с 1 по 4 , 1 час занятий в неделю. Общее количество часов-132.  

    Занятия по нравственности - новое направление в содержании школьного образования. А занятия-практикумы, уроки- экскурсии, игры с использованием различных видов деятельности позволяют, формируя нравственные понятия, повысить мотивацию учащихся и способствуют приобретению и развитию нравственных привычек, что и является задачей данного курса.

    Спасибо за внимание.

    Список использованных источников:

    1. Младшие школьники на уроке. 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. В.И. Ковалько. Москва. Eksmo Education. 2007.
    2. Новые правила поведения для воспитанных детей. Г.П. Шалаева, О.М. Журавлева. СЛОВО АСТ. Москва.
    3. Православная культура для малышей. Наглядные материалы «Добрый мир». Автор-составитель Л.Л. Шевченко.
    4. Сборник программ внеурочной деятельности. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой 1-4 классы. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
    5. Серия книг по духовно-нравственной культуре «Добрый мир». Автор-составитель Л.Л. Шевченко. Московская область, 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

    В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

    Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.

    Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....

    «Приёмы работы по обучению младших школьников орфографии» (из опыта работы)

    Правописание безударных гласных - одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя — практики старались найти оптимальные методы ...

    Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

    Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

    "Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

    Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

    Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)

    Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....

    Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

    Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...