Развитие логического мышления на уроках математики
учебно-методический материал по теме

Касаева Людмила Руслановна

 

Развитие логического мышления на уроках математики

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Донгарон»

муниципального образования – Пригородный район Республики Северная Осетия – Алания

Развитие  логического мышления младших школьников на уроках математики на основе создания педагогических условий

Учитель Касаева Л.Р.

учитель начальных классов

2014год

Наименование опыта:   «Развитие  логического мышления младших школьников на  уроках математики на основе создания педагогических условий»

   Система школьного образования  в  данное время подчинена глобальной задаче - интеллектуальному развитию личности. Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности и интереса в процессе познания.

 Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальной школе, в средних классах переходит в разряд неуспевающих. Поэтому  задача формирования логического мышления младших школьников должна стать составной частью педагогического процесса. В наш «век скоростей» от человека требуется быстрота получения и обработки все возрастающего потока информации, поэтому остро встает вопрос о способах и средствах развития логического мышления.

Таким образом,  актуальность опыта  обусловлена современными тенденциями образования, так как развитие логического мышления  способствует повышению культуры мышления, что ведет к взаимопониманию, точному выражению мыслей, умению находить ошибки в рассуждениях.

Условия становления опыта

 В первый класс сельской школы часто приходят дети, слабо подготовленные к обучению в начальной школе. Объясняется это тем, что в селе  преобладают смешанные группы детского сада. Родители сельских школьников не всегда могут уделить достаточного внимания развитию своих детей. Поэтому учителю начальных классов необходимо большое внимание  уделять  развитию детей, в частности, развитию их логического мышления.

Тема развития логического мышления у младших школьников обширна, поэтому своё внимание сосредоточила на более узкой теме  «Развитие логического мышления на уроках математике на основе создания педагогических условий».  Важнейшей  задачей математического образования  является вооружение  учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения. Математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.

В  основу  работы   была положена  следующая   гипотеза:  уровень логического мышления влияет на успеваемость учащихся.

Развитие  логического мышления  младших  школьников  будет успешно осуществляться, если:

- использовать систему определенных задач  (орфографических, математических);

- младший школьник будет являться не только объектом, но и субъектом развития логического мышления;

- в классе будут созданы благоприятные педагогические условия для развития логического мышления.

Исходя  из  поставленной цели,  определила задачи:

- обеспечить мотивацию  учащихся к освоению логических операций;

- использовать деятельностный и личностно ориентированный подход к развитию логического мышления школьников;

- обеспечить вариативность содержания учебных занятий;

- ввести в структуру урока этапы, позволяющие акцентировать внимание и сосредотачивать усилия на развитии логического мышления учащихся;

- использовать на уроках специально подобранные учебные задания с учётом возрастных особенностей мышления детей;

- активно использовать при выполнении логических заданий наглядно-действенных и игровых методов обучения.

Ведущая  педагогическая  идея:

- создание в начальной школе педагогических условий  для успешного развития  логического мышления через включение младших школьников в творческую деятельность,  приносящую радость преодоления, радость открытия,  достижения поставленной цели.

Доступность опыта проявляется в том, что материалы опыта могут быть использованы в практике работы  учителей  начальных классов,  на факультативных занятиях.

Трудоёмкость опыта  заключается в пересмотре накопленного опыта и выборе наиболее соответствующей задачам  технологии обучения (отбор оптимальных методов  и приемов, форм,  средств организации учебного процесса в сельской малочисленной школе).

Новизна опыта 

Разработан комплекс педагогических приемов, позволяющий внедрить их в учебную практику без изменения базисных учебных планов, увеличения нагрузки на учащихся (введение в структуру урока этапов, позволяющих активизировать деятельность учителя по развитию логического мышления, широкое использование специально подобранных заданий с учетом возрастных особенностей мышления, опора на наглядно-действенные и игровые методы обучения).

Основными особенностями логического мышления младших школьников являются: 

1)  преобладание чувственного, деятельного анализа над абстрактным;

2) осуществление синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действий с предметами;

3) подмена операции сравнения рядоположением предметов, которые легче определяются в свойствах, чем в связях и отношениях между предметами;

4) несформированность базовых умений для проведения обобщения;

5) неумение выделять существенные признаки, чаще всего, заменяя их внешними яркими признаками предметов.

В то же время это не значит, что у них отсутствует  логическое мышление. Исследования ряда учёных (П.Я. Гальперина, Л.Ф. Обуховой, Дж. Брунера и др.) показали, что возможности младших школьников значительно шире той логической деятельности, которая преимущественно совершается в начальной школе. Они могут осваивать более сложный  теоретический и логический материал.

         Перечень основных вышеизложенных логических операций, на развитии которых в основном акцентировано внимание в начальной школе, должен быть дополнен такими логическими операциями, как определение понятий, формулирование суждений, проведение логического деления, построение умозаключений, аналогий, доказательств.

В основу создания педагогических условий развития логического мышления младших школьников положены следующие основные  положения:

– обучение и развитие представляют собой единый взаимосвязанный процесс

– важнейшим условием успешного обучения является целенаправленное и систематическое формирование у обучаемых навыков осуществления логических приемов

–  развитие логического мышления не может осуществляться изолированно от учебного процесса, оно должно быть органично соединено с развитием предметных умений, учитывать особенности возрастного развития школьников.

Технология опыта

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в объяснительных записках к учебным программам, об этом пишут в методической литературе для учителей. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идёт стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старших классов,  не владеет начальными приёмами логического мышления.

 Условиями для развития логического мышления на уроках математики  являются: 

1) обеспечение мотивации учащихся к освоению логических операций в обучении. Важно не только убеждать учащихся в необходимости умений осуществлять те или иные логические операции,  но всячески стимулировать их попытки провести обобщение, анализ, синтез и т. д.

Попытка младшего школьника, пусть и неудачная, осуществить логическую операцию должна оцениваться выше, чем конкретный результат приобретения знаний;

2)  реализация  личностно ориентированного подхода в развитии логического мышления.

Активная, сознательная деятельность младших школьников является основой высокого уровня развития логического мышления.

Структура учебного материала ориентирована на самостоятельное и обоснованное добывание знаний учащимися на основе использования и обобщения их опыта. Важна ориентация на процесс обучения, а не только на результат.

Технологии обучения:

  • технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;
  • игровые технологии;
  • технология уровневой дифференциации.

Для успешной и результативной работы с учащимися начальных классов использую следующие формы образовательной деятельности:

  • урок-путешествие;
  • урок- викторина;
  • урок- соревнование;
  • урок- сказка

В классическую структуру урока по математике включены следующие этапы:

1) активизация  процессов внимания и восприятия:  игровые тренинги по методикам «Логические ряды» (87,85,83,…,…,77,…,…,71. – найти закономерность и вставить пропущенные числа), «Танграм», «Задачи со спичками»;

2) актуализация логической операции посредством памяти, восприятия, представления (на конкретном математическом содержании: учащимся даётся конкретная учебная задача. Ведущая роль принадлежит учителю, который формулирует и задаёт вопросы по условию задачи. Причем вопросы составляются таким образом, чтобы направить мышление ребенка на верный ход решения задачи;

3) получение целостного представления об исследуемом математическом объекте: - учитель направляет рассуждение детей с помощью наводящих вопросов. На этом этапе используются преимущественно имитационные игры;

4) выявление алгоритма решения математической задачи:  «проигрывание» в уме конкретных действий и манипуляции с объектами. Ведущая роль здесь принадлежит учителю, основная форма работы – фронтальная беседа;

5)  закрепление материала:  работа в группе, фронтальная беседа;

6) контроль полученных знаний:  осуществляется на всех уроках посредством индивидуального контроля, взаимопроверки учащихся, проведения соревнований между учащимися по решению задач.

В первом и во вторых классах рассматриваются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников; умение делать  заключение из двух суждений, в которых указывается соотношение между первым и  вторым объектами, вторым и третьим; умения сравнивать числа, выражения, текстовые задачи, глубоко осознавая смысл операции сравнения; умения делать обобщения.

Например: Сравни: 1) два числа 1 и 10, 16 и 61

                       2)Два выражения 17+1 и 71+1

                       3) решения трех текстовых задач:

- У Миши 6 книг, а у Веры на 2 книги меньше. Сколько книг у Веры?

-Длина минутной стрелки настенных часов 9 см, а часовая стрелка на 2 см ее короче. Какой  длины часовая стрелка?

- Жене 8 лет, сестра на 2 года  моложе его. Сколько лет сестре?

Сравнение предметов с указанием сходства и различия, дробление недостающих элементов.

Например: рассмотрим пары предметов, дорисуй у второго предмета то, что забыл нарисовать художник.

Обобщение, где требуется или продолжить или дорисовать недостающий предмет. Например: 1) Сколько квадратов   должно быть в четвертой строке, нарисуй их. Нарисуй третью елочку, сравнив первую и вторую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках математики

В любой творческой деятельности, в учёбе, в труде, в игре, да и просто в жизни – везде внимание, смышлёность, умение логически мыслить – необходимы человеку, ибо помогают решать проблемы, находить вых...

Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников

Статья с приложением, включающим в себя упражнения, задания, задачи по развитию логического мышления на уроках математики для младших школьников....

Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе

Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....

Развитие логического мышления на уроках математики.

Известно, что младший школьный возраст - активный период для развития мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и обобщение. В своей педагогической деятельности ...

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе

Материалы для выступления на методическом объединении, педагогическом совете...

Развитие логического мышления на уроках математики. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №23 И.А.Бурдюг

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однак...

Опыт работы по теме: «Развитие логического мышления на уроках математики в условиях системно-деятельностного подхода»

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания математики - проблеме развития логического мышления младших школьников. В условиях современного общ...