Доклад " Технология деятельностного метода, как основа реализации ценностной модели современного воспитательного процесса в школе"
статья (4 класс) на тему

Ковалева Галина Юрьевна

Ознакомить учителей с педагогической технологией - ТДМ  как  одной из ведущих технологий обучения  при реализации ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ФГОС НОО. ТДМ.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 26

К МЕТОДИЧЕСКОМУ СОВЕТУ, январь 2013

Доклад

Технология деятельностного метода, как основа  реализации ценностной модели современного воспитательного процесса в школе

Ковалева Г.Ю.

        Термин  «технология» нынче очень модное слово во всех сферах деятельности человека. Где только не услышишь его. Мы слышим о внедрении различных технологий по радио и телевидению, читаем о них в газетах и журналах. Все технологии являются инновационными и передовыми. Сегодня технологии пришли и в образование.  Одной из них является Технология Деятельностного Метода (ТДМ), предложенная  Центром Системно-деятельностной Педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО РФ, под руководством д.п.н. Петерсон Л.Г.

Стратегической целеобразующей идеей данного эксперимента является переориентация учебного пространства от человека знающего к человеку умеющему.

Вслушайтесь в эти слова: «от знающего к умеющему». Такая цель должна лежать не только в образовательном пространстве, но и в воспитательном. Только слово «умеющий» тут необходимо  заменить на  слово «понимающий», а термин  «знание» на термин  «ценность».

        Проблемой формирования ценностных ориентаций, определением и уточнением понятий «ценность», «ценностные ориентации» занимались такие педагоги-учёные, как  Г. А. Аргунова, С.Г. Гладнева, Э. В. Зауторова, С.А. Куликова, Т. А. Шатилова, С. А. Артюхова, Н.Д. Никандров, И. И. Шатилова,Т. А. Серебрякова, З. И. Равкин, Г. А, Аргунова и многие другие.

        Так исследователь С. А. Артюхова рассматривает ценности, как «духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющийся мотивом деятельности».  И снова на первый план выходит понятие «деятельность». Она, по мнению многих учёных-педагогов, является основой современного учебно-воспитательного процесса. Об этом в своих работах говорит и Л.Г. Петерсон. Именно ТДМ, по её мнению, может гарантировать не только успех в освоении учебных знаний, умений и навыков, но и успех в развитии личности каждого ребёнка.

        Здесь хочется вспомнить слова Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Об этом говорят и многие русские народные пословицы. Одна из них гласит: «Мало знать – надо уметь».

 Говоря о воспитании, эту пословицу следует немного изменить: «Мало знать – надо понимать и принимать». И тогда её звучание принимает особый смысл. Мы начинаем размышлять о ценности, как основе воспитания человека в современном обществе.

Большой энциклопедический словарь под редакцией А. М. Прохорова  трактует ценность, как «положительную или отрицательную значимость объектов или явлений окружающего мира для отдельного человека, для  группы людей и для общества в целом, определяемую не их свойствами самими по себе, а их вовлечённостью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов, потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах,  нормах, идеалах, установках и  целях», а ценностную ориентацию, как «избирательное отношение человека к ценностям», как «систему его установок, убеждений, предпочтений, выраженную в поведении».

За последние годы защищено значительное количество кандидатских и докторских диссертаций, посвящённых этим проблемам, в педагогических изданиях постоянно поднимается этот же вопрос, о нём вещают на разных уровнях и в разных структурах, но проблема остаётся неразрешённой до конца. Дело в том, что проблема духовности, нравственности человека, его ценностных ориентиров – одна из вечных проблем, порождённых самим ходом исторического развития цивилизации.

         Воспитательный процесс трудно подвергается технологизации, которая стремительно захватывает современный мир,  т.к. здесь идёт речь о духовном мире ребёнка, о нравственной направленности  его личности.

        Во главу угла сегодня в  образовательно-воспитательном  ставится развитие личности ребёнка. Современному государству нужна личность, всесторонне развитая, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы, владеющая базовым набором социальных компетенций, способная стать полноценным гражданином своей страны.

        Показателем качества воспитательного процесса является личность воспитанника. Давайте напомним себе трактовку этого термина: «Личность – это человек, который свободно и ответственно определяет своё отношение к миру, к людям, к самому себе».  Это отношение может быть ценностным (положительным), бесценностным (равнодушным), антиценностным (негативным). И здесь снова становится понятным, что на первом месте в воспитании  должно стоять  понятие «ценность».  Ещё Конфуций говорил: «Скажи мне, что для тебя ценно, и я скажу, как сложится твоя судьба». Значит каждому классному  руководителю, очень важно  осознать первостепенное значение  формирования  ценностных ориентаций  учащихся.

Здесь хочется привести в пример  высказывание  Л. И. Маленковой  из книги «Классный руководитель:педагогические основы и методика деятельности»: «Воспитать Человека – главное предназначение классного руководителя». ТДМ, о которой  идёт  речь в этой статье, работает именно на эту цель!

Необходимо напомнить, что нравственный мир каждой личности подразумевает под собой три уровня:

  1. мотивационно-побудительный (хочу так поступать);
  2. эмоционально – чувственный (понимаю, сочувствую..);
  3. умственный (могу объяснить…);

        Технология деятельностного метода работает сразу на трёх перечисленных  реализацию  целей современного российского образования.

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся

Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму, включающую в себя следующие ценности:

  • «Жизнь, здоровье»
  • «Знание, образование»
  • «Дружба»
  • «Любовь»
  • «Вера»
  • «Семья»
  • «Родина, Отечество»
  • «Культура»
  • «Физкультура и спорт»
  • «Труд, творчество»
  • «Толерантность»
  • «Земля, Вселенная»
  • «Государство»
  • «Экономика»

 Знать и принять на личностном уровне определённую диаграмму Человеческих качеств, знаний и умений:

  • бережное отношение к жизни и здоровью
  • стремление к новому знанию, любознательность
  • трудолюбие
  • творческое отношение к делу
  • владение основными алгоритмами деятельности
  • знание основ исследовательской деятельности
  • терпеливость, рассудительность
  • воспитанность
  • доброта, чуткость к людям, сопереживание к ним, доброжелательность
  • умение владеть собой, знание основ выхода из конфликта
  • умение работать в команде
  • умение дружить
  • умение спорить
  • уверенность в своих силах
  • осознание своей социальной значимости для мира
  • знание основ культуры
  • знание основ экономики и экологии

Каждая надпредметная встреча с детьми (воспитательное мероприятие) строится в ТДМ и носит ценностный (аксиологический) характер. Мы открываем человеческие  ценности, включаем их в свою систему духовно-нравственных качеств человека. Надо отметить, что в ТДМ проходит не только построение отдельно взятых мероприятий, но и организация всего воспитательного процесса, т.к. мы не только открываем какие-либо ценности, но и расширяем свои представления о них, погружаемся в их проблематику.

Этапы построения воспитательной работы по какому-либо направлению.

Этап I.  Открытие новой ценности.

Этот этап включает в себя проведение работы, позволяющей ученику сконцентрироваться на какой-либо вопросе (Родина, семья, жизнь, знание, толерантность, творчество и т.д.), в зависимости от направления по которому ведётся работа.

На этом этапе дети проходят анкетирование и диагностику, обязательно участвуют в диспуте по данной проблеме, выполняют простые задания, позволяющие им актуализироваться на данном вопросе и служащие основой для организации выставок: выполни рисунок, сделай фотографию, принеси книгу…

Этап II. Расширение понятия о новой ценности.

Этот этап позволяет каждому заинтересоваться проблемой, погрузиться в неё  и расширить свои представления по данному вопросу..

На этом этапе для детей организуется проведение различных экскурсий, встречи с интересными людьми, предлагается выполнения более сложных творческих работ: написание отзывов, эссе, создание –фото- и –видео- репортажей, выполнение стенгазет.

 Этап III.  Погружение в проблематику новой  ценности.

Этот этап направлен на глубокое погружение в проблему, на переход заинтересованности в исследовательскую деятельность, желание сделать что-то своё в данной области.

На этом этапе ребята участвуют в создании проектных работ (либо индивидуальных, либо коллективных), представляют свои работы друг другу и другим классам.

Этап IV.  Принятие ценности  и включение её  в систему духовно-нравственных

ценностей.

Этот этап позволяет каждому ребёнку включить новое знание (ценность) в ту систему ценностей, которая у него существует. Окончательно понять важность и значимость вопроса, определить его место в системе духовных ценностей человеческой жизни.

На этом этапе проходят творческие гостиные, тематические конференции, открытые родительские собрания, сопровождаемые выставками всех тех работ, которые появились в ходе работы по данному направлению.

Также обязательным является проведение диагностики и анкетирования, позволяющие выявить динамику

Также по определённым этапам выстраивается каждое воспитательное мероприятие. Здесь этапы совсем близко перекликаются с этапами урока в ТДМ, и поэтому мои ребята, уже привыкшие к самостоятельным выводам, чувствуют себя как рыба в  воде.

Этапы  построения воспитательного мероприятив технологии деятельностного метода.

  • Этап самоопределения к деятельности.
  • Этап актуализации.
  • Этап постановки проблемы.
  • Этап «Открытия ценности » или «Погружения в ценность».
  • Этап закрепления.
  • Этап включения в систему ценностей.
  • Этап рефлексии.

Каждый этап преследует определённую цель, которая является подготовительной к цели следующего этапа. Каждый этап очень важен! Как можно актуализироваться проблеме (этап актуализации знаний), не настроившись на саму работу (самоопределение к деятельности). Как сделать «Открытие» или «Погружение» не столкнувшись с проблемой? Как без закрепления включить новую ценность в систему уже существующих ценностей? И как без этого  включения проанализировать свершившееся?

Сразу видно, что ТДМ предложенная для образовательного пространства просто создана и для воспитательного.

Технология  деятельностного метода потому и называется технологией, что её можно использовать в любом деле. Сейчас много говорится о проектной  деятельности учащихся и каждый  педагог в русле современной педагогики  просто обязан вести  работу по этому направлению.

И здесь  на помощь для меня снова приходит ТДМ. Организация проектной работы или  творческой деятельности ребят (индивидуальной или коллективной) идёт по определённым этапам.

Этапы организации проектной  и творческой деятельности учащихся.

  • Этап задумки, накопления идей, выдвижения целей работы.
  • Этап начальной организации (подготовки): что и как будет выполняться в этом деле.
  • Этап накопления (сбора информации).
  • Этап выполнения работы.
  • Этап представления работы.
  • Этап подведения итога работы (рефлексия).

Эта схема работает везде и всегда: будь то выпуск тематической стенгазеты, групповой или индивидуальный исследовательский проект, или трудовой десант на приусадебном участке.  

«Воспитания в чистом виде не существует. Воспитание есть организация деятельности» - утверждал С.Т. Шацкий. И мы видим, что ТДМ может стать основой этой организации и просто облегчить труд  педагога сегодня.

«Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».  Эти  слова Конфуция должны стать основополагающими для каждого взрослого, и для педагогов в первую очередь. Технология деятельностного метода позволяет «зажечь факел» в каждом ребёнке, и не просто  зажечь, а зажечь навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии деятельностного метода и система дидактических принципов на уроках в начальной школе.

Технология деятельностного метода, типология уроков деятельностной направленности, типы проблемных ситуаций и методы постановки учебной проблемы....

Доклад "Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования"

Доклад "Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования"...

Самоанализ освоения и внедрения в практику работы современных образовательных технологий (технологии деятельностного метода, ИКТ уровневой дифференциации) учителя начальных классов Нестеровой Т.В.

Новая система образования предполагает постоянное его обновление, индивидуализацию спроса на обучение и возможности его удовлетворения. Качественная характеристика такого образования заключается в том...

Технология деятельностного метода в образовательном процессе начальной школы.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Важнейшей задачей современной системы образования является ф...

«Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в средней школе»

Приводится материал по технологии деятельностного метода и её реализации на уроках ИЗО в средней школе....

Доклад "Технология деятельностного метода обучения ФГОС"

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности...