Самоанализ освоения и внедрения в практику работы современных образовательных технологий (технологии деятельностного метода, ИКТ уровневой дифференциации) учителя начальных классов Нестеровой Т.В.
материал по теме

Нестерова Татьяна Владимировна

Новая система образования предполагает постоянное его обновление, индивидуализацию спроса на обучение и возможности его удовлетворения. Качественная характеристика такого образования заключается в том, чтобы не только передавать знания и технологии, но и формировать творческие компетентности, умение адаптироваться к изменениям в современном информационном мультикультурном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ освоения и внедрения в практику работы современных

образовательных технологий (технологии деятельностного метода, ИКТ уровневой дифференциации)

учителя начальных классов Нестеровой Т.В.

«Дать труд человеку, труд свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности»

К. Д. Ушинский

1. Вступление (Актуальность).

         Социально-экономические, научно-технические изменения, происходящие в нашей стране, повлекли за собой радикальные изменения в образовании.

Новая система образования предполагает постоянное его обновление, индивидуализацию спроса на обучение и возможности его удовлетворения. Качественная характеристика такого образования заключается в том, чтобы не только передавать знания и технологии, но и формировать творческие компетентности, умение адаптироваться к изменениям в современном информационном мультикультурном обществе.

       С 1 сентября 2011 года первые классы перешли на обучение в соответствии с новым ФГОС НОО. В содержании стандарта заложена совокупность требований семьи, общества и государства к результату школьного образования и определяется их взаимная ответственность за его исполнение. Идеология нового образовательного стандарта отражает принципиально новый взгляд на содержание, структуру и организацию начального образования. Новый государственный стандарт отличается высокой степенью разработанности представленных материалов, и задачей учителя является активное использование их в работе. Совершенствование системы начального образования предполагает не только эффективное освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и их успешную учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.

           Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность трёх систем требований:

      - к результатам освоения основных образовательных программ,

      - к структуре основных образовательных программ,

      - к условиям реализации основных образовательных программ.

        Во главу угла ставится личность ребёнка, а не набор дидактических единиц, обязательных для изучения.

       Требования, выдвигаемые ФГОС сочетаются с методической целью ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер» - созданием основы адаптивной модели школы – социокультурного центра городского округа Кинель, созданием поливариантной образовательной среды для учащихся с дифференцированными склонностями, способностями, интересами для получения ими качественного образования. Наша школа работает над вопросами дифференцированного обучения. Учащиеся с 5 класса обучаются в профильных классах с углубленным изучением математики, информатики, физики, химии и биологии; учащиеся 10 - 11 классов занимаются по индивидуальным учебным планам.

      В связи с этим задача учителей начальных классов – подготовить выпускника  и его родителей к выбору в пользу той или иной дисциплины при переходе в среднее звено.

2. Выявление проблемы.

      Передо мной, как и перед моим коллегами встала трудная задача – создать на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе образовательную среду, в которой каждый ученик смог бы проявить свои способности. Необходимо было построить свою работу так, чтобы она удовлетворяла требованиям ФГОС и целям школы, в которой я работаю.

        К современному учителю предъявляются требования:

- компетентность в области управления системой «учитель - ученик»;

- компетентность в области технологий «медиа - образования», современных образовательных технологий.

      С целью подготовки к работе в 1 классе по новым ФГОС я прошла обширную курсовую подготовку:

1. Модульный авторский семинар по заказу МО и Н Самарской области по проблеме: «Технология разработки Основной, образовательной программы школы» (2011г).

2. Инструктивно-методическое совещание по вопросам ведения ФГОС по проблеме: «Модель деятельности общеобразовательного учреждения в рамках перехода школ области на образовательные стандарты второго поколения общего образования» (2011г).

3. Модульный семинар по проблеме: «УМК «Планета знаний» как средство обеспечения ФГОС НОО и совершенствования преподавания предметов в начальной школе» (2011г).

4. Курсы повышения квалификации в СИПКРО по теме: «Современные методы и приёмы работы на уроках русского языка в 4-х летней начальной школе» (2011г).

5. Кратковременное обучение в ГОУ ДПО –  центре повышения квалификации «Региональной социопсихологический центр» по теме: «Психолого-педагогические основы проектирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС нового поколения» (2011г).

6. Курсы повышения квалификации в СИПКРО по теме: «Модернизация региональной системы образования» (2012г).

          В результате пришла к выводу, что новые стандарты ориентируют на переход от традиционных технологий к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности и потребности учащихся младшего школьного возраста. Проанализировав используемые мной образовательные технологии, методы и формы, сравнила их с требованиями новых стандартов.  

Опираясь на полученные знания, поставила перед собой

цель: выявить и обосновать педагогические условия развития познавательной активности в рамках технологии деятельностного метода в обучении с применением ИКТ, современных средств обучения. 

Из данной цели вытекают задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические и методолого-теоретические источники по данной теме.
  2. Проанализировать программу по предметам и составить тематический план, предусматривающий использование современных технологий обучения для активизации познавательной активности обучающихся;
  3. Рассмотреть основные приёмы и методы, пробуждающие у учащихся познавательный интерес.
  4. Изучить структуру современного урока с применением технологии деятельностного метода с последующим внедрением в собственную практику.
  5. Освоить ИКТ, применять их в подготовке и проведении уроков и во внеурочной деятельности.

3. Реализация.

Первый этап - изучение структуры современного урока с применением технологий деятельностного метода.

          Новые стандарты рекомендуют использовать в образовательном процессе технологию деятельностного метода, которая рассматривает обучение как специально организованный процесс, в ходе которого учащийся осуществляет учебную деятельность, т.е. выполняет учебные действия на материале учебного предмета.

          Деятельностный подход основан на общих законах теории деятельности (Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева) и теории учебной деятельности (В.В. Давыдова).

Методической основой системно-деятельностного подхода является общая теория деятельности, дающая понятийное описание объективных законов деятельности, мышления, коммуникации и т.д.

Содержание понятий ФГОС

Учебная деятельность − процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности. 

Учебное действие  структурная единица учебной деятельности; представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели. 

Универсальное учебное действие − учебное действие, имеющее надпредметный характер.

Умение учиться − умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность и ее рефлексию  (то есть знание ее структуры, составляющих ее УУД, умение выполнять все УУД и осуществлять их рефлексию).

Структура учебной деятельности

Мотивация →  Пробное действие→ Затруднение →Цель

Технология деятельностного метода − это педагогический инструмент, который позволяет учителю эффективно включать детей в самостоятельную учебную деятельность:

1) создать условия для того, чтобы дети на каждом уроке выполняли весь комплекс УУД, входящих в структуру учебной деятельности;

2) обеспечить при этом глубокое и прочное усвоение изучаемых ими знаний.

Технология деятельностного метода (ТДМ)  

1)  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2)  Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3)  Выявление места и причины затруднения.

4)  Построение проекта выхода из затруднения.

5)  Реализация построенного проекта.

6)  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7)  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8)  Включение в систему знаний и повторение.

9)  Рефлексия учебной деятельности.

На уроках разных типов по разным учебным предметам создаются условия для системного прохождения учащимися формирования всего комплекса УУД, определяемых ФГОС.

Например:

УУД, выполняемые учащимися при работе по ТДМ

Краткое описание этапов урока

открытия нового знания в ТДМ

Перечень УУД, выполняемых учащимися

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности  («надо»);

2) создаются условия для возникнове-ния у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

В развитом варианте здесь происходят

процессы адекватного самоопределе-ния в УД (субъектный и личностный уровни).

- самоопределение (Л);

 смыслообразование (Л);

- внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

- планирование учебного сотрудничества (П)

Второй этап - расширение собственных знаний и умений по использованию современных средств обучения и информационно-коммуникативных технологий на уроках.

        Сегодня мы переживаем ситуацию, когда образовательные средства, в силу своих уникальных, невиданных ранее возможностей, требуют внесение серьёзных корректив и в цели, и в задачи, и в методику. Информационная революция неизбежно приводит к смене цели и задач обучения, к смене образовательной парадигмы. Эти новые взгляды на образование нашли отражение в ФГОС второго поколения.

                 Понимая, какое огромное значение отводится информационно-коммуникативным технологиям, я прошла объёмную подготовку по овладению приёмами работы с новейшими средствами обучения в соответствии с ФГОС:

  1. Курсы повышения квалификации в НОУ  ВПО «МИР» по теме: «Информационные системы в управлении проектами».
  2. Областной практико-ориентированный семинар «Использование современных средств обучения в соответствии с ФГОС НОО» в МОУ СОШ №45 г.о. Самара.
  3. Семинар «Использование мобильных интерактивных комплексов Mimio в Нашей новой школе. Формирование образовательной среды начальной школы в условиях введения ФГОС НОО» в ВЦ «Экспо-Волга».
  4. Телеконференция «Современный урок в школе с использованием образовательных комплексов и творческих сред «».

     Освоила работу с интерактивной доской   SMART  Notebook  10, с документ - камерой «Applied  Vision  4», c цифровым микроскопом «Kena».

           Кабинет, в котором я работаю, оборудован: интерактивной доской, мультимедийным проектором, персональным компьютером с выходом в Интернет, документ – камерой, цифровым микроскопом, телевизором,

DVD-проигрывателем, музыкальным центром. Это позволяет широко использовать информационно-коммуникативные технологии, включающие:

  • обучающие компьютерные программы;
  • контролирующие компьютерные программы;
  • демонстрационные компьютерные программы;
  • использование интерактивной доски;
  • компьютерные презентации.

Третий этап - реализация (применение) на практике технологии деятельностного метода, ИКТ и других современных технологий. 

           Я работаю по УМК «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова). Данный  УМК соответствует требованиям нового ФГОС НОО. Он создан на основе научных идей развивающего обучения и реализует личностно-ориентированное обучение, развивает творческие способности ребёнка, формирует желание и умение учиться.

           Работая по данному УМК, учащиеся осваивают и приобретают общие учебные навыки и умения, определённые способы деятельности, соответству-ющие требованиям стандарта. В УМК заложены возможности для развития нравственных и эстетических чувств ребёнка, эмоционально-ценностного и позитивного отношения к себе и окружающим.

              Работа по УМК «Начальная школа XXI века» открывает широкие возможности для построения урока на основе технологии деятельностного метода. Например, практически каждый урок ознакомления с новым материалом по учебнику «Русский язык» С.В. Иванова начинается с проблемной ситуации (задание «Давай подумаем») требующей анализа языкового материала и поиска путей выхода из проблемы. Много упражнений, предполагающих групповую форму деятельности (задания: «Работа в паре», «Работа в группе»). Упражнения на закрепление предполагают дифференциацию по уровню сложности («Трудное задание», «Подсказка»).

         Организовать каждый урок на основе деятельностного метода трудно, так как от учителя требуется строить процесс обучения на основе учебной ситуации, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершенствуя разнообразные учебные действия, преобразуют его. Не всегда удаётся выдержать все этапы урока. При планировании уроков у меня возникают затруднения в выделении тех или иных УУД, формируемых на определённом этапе урока. Не всегда удаётся добиться того эффекта, который планировала. Но технология деятельностного метода действительно даёт хорошие результаты формирования УУД, развивает личность ребёнка.

          Мною был даны открытые уроки с применением технологии деятельностного метода по обучению грамоте по теме: «Согласные звуки [р], [р']. Буквы Р р», по математике по теме: «Метр. Соотношение между единицами длины», которые получили положительную оценку коллег. Разработки уроков опубликованы в социальной сети работников образования.

      На уроках и во внеурочной деятельности активно применяю информационно-коммуникативные технологии, используя современные средства обучения.

        Например, использование документ – камеры «Applied Vision 4» позволяет мне расширить возможности обычного урока и делает его по-настоящему интерактивным, повышает эффективность учебного процесса, его динамичность, делает его более наглядным, позволяет поддерживать внимание учащихся.

            Применение цифрового микроскопа «Kena» на уроках окружающего мира выводит практическую работу на качественно новый уровень, т.к. позволяет вывести изображение на компьютер или на большой экран, позволяет получать фотоизображения и видеозаписи.

       Использование интерактивной доски  SMART Board открывает возможности использования новых электронных средств обучения: интерактивных текстов, таблиц, схем, интерактивных иллюстраций и анимаций, электронных заданий.  

В процессе работы я использую следующие функции: письмо (минутки чистописания, вставка букв, знаков; печатание; рисование; клонирование (множественный букв, слов, знаков из одного объекта); работа с коллекцией и др.). Активно использую интерактивную доску для уроков – игр, уроков – путешествий, во внеурочной деятельности. При изучении нового материала использую демонстрационно - энциклопедические программы (например «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Хочу всё знать», «Природа России» и т.д.). Использую презентации Power Point на разные темы.

          При закреплении материала использую тренажёры – разнообразные обучающие программы. Для контроля и проверки использую системы тестирования и оценивания, контролирующие программы. На уроках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения использую цифровой образовательный ресурс для работы в классе (на CD) к УМК «Начальная школа XXI века», электронный словарь-справочник «Книгочей». В организации внеурочной деятельности активно использую программно-методический комплексы «Фантазёры», «Академия младшего школьника», «Математика и конструирование», обучающие программы «Репетитор», «Весёлая математика», «Учимся рисовать» и др.

           Внедрение в процесс обучения электронных и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.п. позволяет усилить продуктивность визуальной среды.

           В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся в информационных технологиях, ИКТ можно использовать в качестве мощного инструмента развития мотивации. Использование интерактивных технологий на уроках показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять инициативу, высказывать собственное мнение.  

             Реализуя задачи ФГОС и методическую цель ГБОУ СОШ №5, использую технологию уровневой дифференциации, сущность которой состоит в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники усваивают материал на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных результатов. При обучении детей ориентируюсь на уровень освоения способов практических действий:

- формальный (ученик ориентируется на внешние признаки способа действия, выполняет действия по образцу в привычных заданиях);

- рефлексивный (ученик применяет данный способ осмысленно в новых условиях);

- функциональный (ученик свободно владеет способом, может изменить условия применения образца (способа) действия или изменить сам способ).

      Группу учащихся можно выделить даже без обязательного психологического тестирования. Особенности мышления, скорости усвоения, памяти, внимания видны в процессе наблюдения. К тому же не стоит явно делить класс на группы. Каждый ученик должен иметь возможность пройти через полноценный процесс обучения, в полном объёме услышать теоретический материал со всеми обоснованиями, доказательствами, ознакомиться с образцами решений. Не следует предъявлять более высокие требования к тем ученикам, которые не достигли обязательного уровня, но и не следует задерживать тех, кто способен на большее.

         В учебниках и тетрадях УМК «Начальная школа XXI века» предусмотрены тренировочные и проверочные задания с разным уровнем сложности. Например, «Трудное задание», «Подсказка», «Задание по выбору», «Проба пера». Для осуществления контроля в сборниках: «Русский язык в начальной школе: контрольные работы, диктанты, изложения» В.Ю. Романовой, «Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы» В.Н. Рудницкой, «Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы» Л.А. Ефросининой, предусмотрен материал разного уровня сложности. На уроках использую разноуровневый раздаточный материал.

         Дифференцированный подход в обучении по интересам детей обеспечивает вариативность программ внеурочной деятельности. Я веду кружки:

- «Занимательная математика», «Занимательная грамматика» (научно-познавательное направление);

- «Как прекрасен мир» (художественно-эстетическое направление);

- «Подвижные игры», «Разговор о правильном питании» (спортивно-оздоровительное направление).

            Здоровьесберегающие технологии реализую не только во внеурочной деятельности, но и посредством организации комфортной адаптивной образовательной среды, предполагающей учёт индивидуальных особенностей развития детей; развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребёнка; выявление и использование его индивидуального опыта. Важной для здоровьесбережения считаю технологию сопровождения и поддержки в образовательном процессе, особенно для учеников начальных классов. 

       Так как, для учащихся начальной школы одной из главных остаётся игровая деятельность, в своей работе активно применяю игровые образовательные технологии.

          Дидактическая и интеллектуальная игра остаётся одним из самых действенных методов для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Использование дидактических игр и игровых моментов на уроках и во внеурочной деятельности позволяет мне снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса. Игра несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качество творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение  в нестандартной ситуации.

           В учебниках УМК «Начальная школа XXI века» предусмотрено много заданий для осуществления групповой формы работы («Работа в паре», «Работа в группе»). На своих уроках я обязательно использую эту форму работы.

             Работая в паре или в группе, дети чувствуют поддержку друг друга. Одновременно каждый ученик занят самостоятельной деятельностью, что приводит в конечном итоге к коллективному обсуждению проблемы. Ученик не боится отрицательной оценки учителя, в этом нет необходимости: «Это твоё мнение», «Ты так думаешь». Дети учатся не ссориться, а спорить выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками, уважать чужое мнение, даже если оно не совпадает с твоим. Более слабые дети учатся у сильных, так как право рассказать (или выполнить задание) первым или вторым (в паре, в группе) определяют сами дети. Важно, что при этом формируются навыки проверки и самоконтроля. Дети с большим желанием проверяют работы друг друга. А проверяя соседа, ребёнок постепенно начинает замечать ошибки у себя. Одновременно дети учатся справедливо оценивать свой труд и труд товарищей.

            Работу в группе активно использую на уроках технологии, окружающего мира и во внеурочной деятельности. Например, при подготовке проектов: «Эскиз моей комнаты», «Самодельные куклы», «Клумба на подоконнике», «Красная книга Самарской области» и др.        

          Метод проекта – это одна из личностно ориентированных технологий в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве развития критического и творческого мышления. Основная цель проектной деятельности развитие свободной творческой личности. Проектная деятельность младших школьников способствует: обеспечению ценности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения. В проекты включаются и родители, что очень важно с позиции того, что новый стандарт - это общественный договор между семьёй, обществом и государством. Моими учениками были успешно подготовлены проекты: «Офицерские династии Кинель – Бобровского гарнизона», «Доблесть и слава Кинель – Бобровского гарнизона» (в рамках предмета окружающий мир, по теме «История родного края»), занявшие призовые места на районных и областных мероприятиях.

             Уже второй год осваиваю технологию портфолио, как средство оценки реальных достижений ребёнка. Использование портфолио позволяет работать с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и самооценки детьми результатов своей деятельности. При переходе в пятый класс портфолио поможет учителям составить более полный портрет учеников. В определённом смысле портфолио становится историей развития ребёнка. Не у каждого ученика школьный путь будет спокойным и гладким, но учитель обязан создать ситуацию успеха для всех.

          В оформлении портфолио большую помощь мне оказывают родители учащихся. Обмениваясь информацией о ребёнке, согласуя точки зрения на результаты деятельности ученика, мы объединяем усилия по созданию ситуации успеха, стимулируем продвижение ученика вперёд. Портфолио моих учеников содержит следующие разделы:

I. Давайте познакомимся.

1. Мой портрет.

2. Личные данные.

3. Моя семья.

4. Безопасный маршрут «Дом - школа».

5. Мои лучшие друзья.

6. Тайны моего характера.

7. А когда я вырасту, я буду вот такой.

8. Мои увлечения.

9. Мои кружки, секции, клубы.

10. Моё участие в школьных праздниках и мероприятиях.

II. Копилка достижений.

III. Копилка творческих работ.

4. Вывод.

          Использование традиционных и современных образовательных технологий (особенно технологии деятельностного метода и ИКТ) – обязательное условие для создания образовательной среды в начальной школе, для формирования ключевых компетенций и развития познавательных активности.

         Применение СОТ в своей работе позволило мне добиваться 100% успеваемости по предметам и высоких стабильных результатов качества знаний. Мои ученики регулярно принимают участие в различных предметных конкурсах, олимпиадах, конференциях и занимают призовые места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»

Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

Внедрение системно-деятельностного метода обучкения на уроках в начальных классах

Необходимость испльзования на уроках в начальной школе системно-деятельностного иетода обучения....

Результативные методы технологии обучения в сотрудничестве, применяемые на уроках учителем начальных классов МБУ школы № 87 г.о. Тольятти Киселевой Еленой Анатольевной

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), который предпола...

Об использовании в практике работы современных образовательных технологий.

Об использовании образовательных технологий: проектной деятельности, учебно-игровой, коллективного обучения в малой группе, объяснительно-иллюстративной технологии....

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Нестеровой Веры Андреевны.

Данный документ содержит материал о результатах самообразования учителя начальных классов Нестеровой В. А. в 4 "Б" классе за 2021-2022 учебный год....

Самоанализ урока математики в 4 классе учителя начальных классов Нестеровой Веры Андреевны.

Данный файл содержит анализ урока математики в 4 классе. В анализе представлены все аспекты урока....

Нетрадиционная форма контроля по русскому языку учителя начальных классов Нестеровой Веры Андреевны

Данный материал является нетрадиционной формой контроля для урока русского языка. Интерактивная презентация представляет собой небольшую игру, в которой происходит обобщение и закрепление таких тем, к...