Об использовании в практике работы современных образовательных технологий.
материал на тему

Лилия Рафиковна Юсупова

Об использовании образовательных технологий: проектной деятельности, учебно-игровой, коллективного обучения в малой группе, объяснительно-иллюстративной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

Об использовании образовательных технологий: проектной деятельности, учебно-игровой, коллективного обучения в малой группе, объяснительно-иллюстративной технологии.

Юсуповой Лилией Рафиковной, учителем начальных классов

МБОУ СОШ №2 Калининского района Краснодарского края.

Для решения следующих педагогических задач:

  •  добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком.
  • воспитание уважения к традициям родного  края и страны;
  •  развитие  творческого мышления и умений применять свои знания на практике;  
  • активизация самостоятельной деятельности  учащихся, направленной на  поиск знаний;
  •  формирование мировоззрения молодого поколения,  умений  давать независимые оценки  и делать самостоятельные выводы.

Я регулярно применяю на уроках педагогические технологии:

1. Проектная деятельность.

Важное место в современной школе занимает проектная деятельность учащихся. И я стараюсь применять эту технологию на своих уроках. Использую метод проектов на уроках кубановедения, окружающий мир, технологии, литературного чтения. Моя задача - не преподносить готовые знания учащимся, а организовать самостоятельный познавательный процесс.  Это позволяет активно включаться ребятам в работу по поиску, обработке и защите информации. Ученики принимают участие в социальных исследованиях, проектах, представляя работы на НПК, классных часах и уроках.

Результатами стали проекты:

кубановедение -  «Природные зоны края.» «Заказники и заповедники». «Красная книга Краснодарского края.» « Использование и охрана водоёмов» «Защита и охрана почв» «Полезные ископаемые Краснодарского края». «История Кубани в архитектур» « Одежда жителей Кубани.» «Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани» «Символика Краснодарского края» «Земля отцов – моя земля» «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны» «Жизнь дана на добрые дела»

литературное чтение – «Произведения фольклора» «Легенды. Библейские предания. Мифы.» «Басни. Русские баснописцы» «Произведения русских писателей о детях» «Произведения С. Я. Маршака» «Юмористические произведения для детей» «Природа  в стихах русских поэтов»

технология – «Черное золото. Как добывают нефть и газ. Что изготавливают из нефти» «Проблемы экологии»

окружающий мир – «Организм человека» «Здоровье человека» «Режим дня.» «О правильном питании» «Ядовитые грибы и растения» «Природные зоны» «Родная страна: от края до края»

Особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Главная ее цель — увлечь детей поиском, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Предметы кубановедение, литературное чтение, окружающий мир дают возможности для разнообразных творческих поисков исследований: от небольших краткосрочных (в пределах одного урока) до длительных и глубоких, которые оформляются в научно-исследовательские работы, с которыми учащиеся впоследствии принимают участие в научно-практических конференциях.

Данная технология мной была  представлена на открытом уроке кубановедения по теме «Полезные ископаемые Краснодарского края» в 4 «Б» классе 17.10.14 г. Присутствовала учитель начальных классов Медведева С.В.  И на уроке литературного чтения по теме «Произведения русских писателей о детях» в 4 классе 17.01.15. Присутствовала учитель начальных классов Грузинова О.П.

 2. Учебно - игровая деятельность.

Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявлять себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор игры. Используя данную технологию, я  стремлюсь развивать инициативу учащихся как в подготовке и организации, так и в создании новых игр. Игра в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих необходимых качеств личности. Через игру учащиеся закрепляют и углубляют знания по истории, развивают мышление, память, воображение, расширяют кругозор. Игра приучает учащихся трудиться, развивает смекалку, сообразительность. А самая главная заслуга игровых технологий учащиеся сами не замечают, как включаются в работу, и процесс обучения для них становится незаметным, а самое главное приносит только положительные эмоции. А положительная мотивация необходима  при обучении.        Большое значение имеет игра и для проведения воспитательной работы. В игре воспитывается чувство коллективизма, честность, стремление не отстать от других. Наиболее употребительны в моей практике такие виды игр, как «составь слово», «два слова из одного», метаграмы, шарады, ребусы, кроссворды. Результатом применения игровых технологий является повышение эрудиции, выработка аналитических навыков, развитие интереса к предмету, развитие памяти.

 Игры, направленные на элементарные знания, лежащие в основе структуры как учебного предмета. Например: игры – тесты, составление опорных конспектов, игры по типу «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Своя игра».

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

в рамках уроков русского языка, математики, литературного чтения и кубановедения для повторения и обобщения пройденных тем, а так же при изучении нового материала.

На уроках использую игры со словами (терминами): «Напиши синквейн», «Дополни (восстанови пословицу)»; «Слова-перевертыши», игровые разминки.

Учебно-игровую деятельность я использую не только в рамках уроков, но прежде всего во внеклассной деятельности. К таковым относятся казачьи игры. Главные преимущества казачьих игр — это лаконичность, выразительность и доступность. Они способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, а также вызывают активную работу мысли. Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как во дворе школы, так и в спортзале. Испокон веков в казачьих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе. Казачьи игры чаще всего ассоциируют со знаменитыми «Казаками-разбойниками». На самом деле этих игр так много, что их можно разделить на три группы:

  • Игры без предметов;
  • Игры с предметами (мячи, шары, палки, игрушки и т.д.);
  • Символические игры.

Данная технология мной была  представлена на открытом уроке русского языка в 3 классе по теме «Запоминаем соединительные гласные о и е». Присутствовала учитель начальных классов Коновалова Т.В.

3. Технология коллективного обучения в малой группе.

        Большая часть жизни человека протекает   в малых  группах: в семье, компаниях сверстников, трудовых коллективах и т.д. Поэтому обучение в малой группе становится комфортнее. В своей работе  составы групп меняю, используя различные способы деления:

  •  состав группы формируется заранее по  желанию ребят;
  •  составляю  пять блиц - вопросов. кто ответит – капитан, он формирует   самостоятельно команду;
  •  всему классу раздаются  фрагменты  разрезанных фигур, собрали фигуру – группа;
  • учитель сам формирует группу с учетом способностей и особенностей учащихся

        Классу дается инструктаж как лучше организовать работу в малой группе. Задания группам формулирую  таким образом, чтобы получить в конце работы конкретный результат.  Для этого распределяю обязанности в группе и провожу инструктаж.

Данная технология мной была  представлена на открытом уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Животные – часть природы. Роль животных в природе», где присутствовала Медведева С.В. 10.12.2013года

        

4. Объяснительно-иллюстративная технология.

Объяснение учебного материала необходимо сопровождать различными визуальными средствами. Установлено, что более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Повышая активность зрительных рецепторов, учитель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы. В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается. Главный метод данного обучения – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды деятельности учащихся – слушание и запоминание. Уроки в начальной школе невозможно представить без наглядных пособий. Этот традиционный  вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности, в частности в электронном виде: презентации, учебные фильмы и диски, видеоматериалы.

Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителя и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательным процессом.

Данная технология мной была  представлена на открытом уроке математики в 3 классе по теме «Прямая. Пересекающиеся прямые» 17.02.14 г., где присутствовала Зайцева И.М.

Результатами применения перечисленных образовательных технологий являются стабильно высокое качество знаний.

Вывод: используемые мною современные технологии позволяют мотивировать детей на получение знаний, разнообразить уроки, сделать их более насыщенными, интересными, эмоциональными и запоминающимися. Используемые технологии помогают мне решать многие педагогические задачи, развивать необходимые компетенции учащихся. Я и в дальнейшем буду применять их в своей деятельности.

Дата____________

Юсупова Д.Р.. ______________________

                                

         

Директор МБОУ СОШ №2 ___________________ О.Д. Шабала                             

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в практике работы в условиях ФГОС начального образования

Использование современных образовательных технологийв практике работы в условиях ФГОСначального образования...

Обобщение опыта работы «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования»

Содержание  презентации:1.Теоретическая часть опыта работы учителя  в аспекте требований ФГОС.2.УУД-основа умения учиться и развитие  познавательных и творческих способностей ученика.3....

Самоанализ освоения и внедрения в практику работы современных образовательных технологий (технологии деятельностного метода, ИКТ уровневой дифференциации) учителя начальных классов Нестеровой Т.В.

Новая система образования предполагает постоянное его обновление, индивидуализацию спроса на обучение и возможности его удовлетворения. Качественная характеристика такого образования заключается в том...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Обобщение опыта работы. Современные образовательные технологии: актуальность, опыт, проблемы, перспективы.

В российском обществе основополагающей идеей среднего образования является идея развития. Школа является одним из важных факторов формирования личности, поэтому она должна быть основой развития россий...

Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся

Использование приемов и методов современных образовательных технологий...