Главные вкладки

    Использование современных образовательных технологий в практике работы в условиях ФГОС начального образования
    методическая разработка по теме

    Шлеткова Оксана Сергеевна

    Использование современных образовательных технологий
    в практике работы в условиях ФГОС
    начального образования

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie.doc90 КБ

    Предварительный просмотр:

    2 декабря 2011г.                                                                                    Шлеткова О.С.

    Выступление на ШМО по теме

    «Использование современных образовательных технологий
    в практике работы в условиях ФГОС
    начального образования»

                    Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить её результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий, которыми должен владеть современный учитель.

    Основа Стандарта - системно-деятельностный подход,
    который обеспечивает:

    1. формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
    2. проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
    3. активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
    4. построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

     

    Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников. 

           В документах ФГОС сформулированы требования к учителю,  в том числе :

    1.  уметь выбирать и использовать современные

       образовательные технологии

    1.  использовать технологии оценки
    1. современные технологии проектирования образовательной среды

    Технология -

    1. это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

    Педагогическая технология -

    1. это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

    Критерии, составляющие сущность педагогической технологии:

    1. однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
    2. отбор и структура содержания (что);
    3. оптимальная организация учебного процесса (как);
    4. методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
    5. учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
    6.  объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

    Образовательная технология:

    1. легко вписывается в учебный процесс;
    2. позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;  
    3. обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
    4. обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
    5. обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
    6. отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
    7. четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

    Технологии

    1. -развивающее обучение;
    2. -проблемное обучение;
    3. -разноуровневое обучение;
    4. -коллективная система обучения (КСО);
    5. -технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);
    6. -исследовательские методы обучения;
    7. -проектные методы обучения;
    8. -технология « дебаты»;
    9. -технологию модульного и блочно- модульного обучения;
    10. -лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
    11. -технология развития «критического мышления»;
    12. -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
    13. -обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);
    14. -информационно – коммуникационные технологии;
    15. -здоровьесберегающие технологии;
    16. - систему инновационной оценки « портфолио»;
    17. - технологию дистанционного обучения
    18. технология мастерских
    19. групповое обучение

    Большое  распространение получили следующие образовательные технологии:

    1. технологию проблемного (эвристического) обучения; 
    2. технологии уровневой дифференциации;
    3. коммуникативные технологии
    4. игровые технологии
    5. исследовательские технологии

       (метод проектов, эксперимент, моделирование)

     Что такое технология и чем она отличается от программы и методики?

    Программа — это прежде всего документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения ребенка-дошкольника.

    А технология — это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются.

    То есть программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?». 

    А технология — на вопрос «как делать?». 

             Авторы некоторых программ пытаются сейчас прописать не только цели, задачи и содержание образования, но и ответить на вопрос «как этого достигнуть?» — разрабатывают технологию реализации своей программы. Но учитель  сам в состоянии поискать ответ на вопрос «как реализовать программные задачи?», т.е. вполне может стать разработчиком собственной технологии.

                 Уважаемые коллеги! В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов (возраста учащихся, их ресурсных возможности, подготовленности и готовности учителя и наличия различных условий и т.д.). Рекомендуем приоритет отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям (не отрицая использования и других).

    Вне зависимости от реализуемого УМК для достижения нового качества  образования  новые стандарты рекомендуют использовать в образовательном процессе

    1. технологию деятельностного  метода - строить процесс обучения на основе учебных ситуаций;
    2. технологию портфолио;
    3. учебный диалог как специфический вид технологии;
    4. технологию проблемного (эвристического) обучения; 
    5. технологии уровневой дифференциации;
    6. коммуникативные технологии
    7. игровые технологии
    8. исследовательские технологии (метод проектов, эксперимент, моделирование)
    9. технологии дополнительного образования  по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное,  военно-патриотическое, проектная деятельность;
    10. технологии выявления и поддержки одарённых детей и др.

            

    Исследование и проект?

    Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.

    Главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:

    цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,

    а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

    Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

    Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

    В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

    Основными этапами проектной деятельности являются:

    •    Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

    •    Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

    •    Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

    •    Подготовка и защита презентации;

    •    Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

    Этапы научного исследования:

    Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

    Постановка цели и конкретных задач исследования.

    Определение объекта и предмета исследования.

    Выбор метода (методики) проведения исследования.

    Описание процесса исследования.

    Обсуждение результатов исследования.

    Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

    В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

    Образовательные технологии деятельностного типа

    (УМК «Планета Знаний»)

    1. проблемно-диалогическая технология;
    2. технология мини-исследования;
    3. технология организации проектной деятельности;
    4. технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов);

            Классификация технологий

    I. Современное традиционное обучение.

    II. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

    1. Педагогика сотрудничества;
    2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили (Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог);
    3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека (Ильин Евгений Николаевич — учитель литературы, Санкт- Петербург),

    III. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

    1. Игровые технологии;
    2. Проблемное обучение;
    3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Пассов Ефим Израилович — профессор Липецкого педагогического института);
    4. Школа интенсивного обучения Г.А. Китайгородской (Китайгородская Талина Александровна — профессор МГУ им. М.В. Ломоносова);
    5. Технология обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова (Шаталов Виктор Федорович — профессор Донецкого открытого университета).

    IV. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

    1. Технология перспективно-опережающего обучения при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой (Лысенкова Софья Николаевна — учитель начальных классов, Москва);
    2. Дифференцированное обучение;
    3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова (Фирсов Виктор Васильевич — руководитель центра "Образование для всех", Москва);
    4. Культуровоспитываюшая технология дифференцированного обучения по интересам детей И.Н. Закатовой (Закатова Ирина Николаевна — директор культурологического комплекса, г. Ярославль);
    5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт — профессор НИИ педагогики Эстонии, Границкая Антонина Сергеевна — профессор Института иностранных языков им. Мориса Тореза, Шадриков Владимир Дмитриевич — доктор психологии, руководитель эксперимента по применению индивидуально-ориентированного образовательного прогресса).
    6. Технология программированного обучения (Б.Скиннер — американский психолог, В.П. Беспалько);
    7. Групповое и коллективное обучение (Дьяченко Виталий Кузьмич — профессор, г. Красноярск);
    8. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

    V. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала:

    1. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович);
    2. "Экология и диалектика" (Тарасов Лев Васильевич —. профессор);
    3. "Диалог культур" (Библер Владимир Соломонович — Российский гуманитарный университет, Москва, Курганов Сергей Юрьевич — учитель, г. Курган);
    4. Укрупненные дидактические единицы (Эрдниев, Пюрвя Мучкаевич — академик РАО).

    VI. Технологии развивающего обучения:

    1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова (Занков Леонид Владимирович (1901—1977) — педагог и психолог, академик АПН СССР);
    2. Развивающее обучение Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова (Эльконин Даниил Борисович (1918—1959) — виднейший советский психолог, Давыдов Василий Васильевич — академик);
    3. Технология саморазвивающего обучения (Селевко Герман Константинович — научный руководитель авторской школы, г. Рыбинск).

    VII.Частнопредметные педагогические технологии:

    1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Зайцев Николай Александрович — педагог-новатор, академик Академии творческой педагогики);
    2. Технология обучения математике на основе решения задач (Хазанкин Роман Григорьевич — учитель, г. Белорецк);
    3. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (Окунев Анатолий Арсеньевич — учитель математики, Санкт-Петербург);
    4. Система поэтапного обучения физике (Палтышев Николай Николаевич — преподаватель физики, г. Одесса);
    5. Методика выравнивающего и развивающего обучения информатике (Андреева Елена Владимировна — преподаватель информатики, Москва, Фалина Ирина Николаевна — преподаватель информатики, Москва

    Мы рассмотрели на теоретическом уровне современные педагогические технологии, применение которых обеспечивает высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Завершить хотелось бы словами В.П. Беспалько «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается,  технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала».  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

    Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

    Современные образовательные технологии на уроках математики в условиях ФГОС.

    Современные образовательные технологии на уроках математики в условиях ФГОС.Актуальность применения выбранных образовательных технологий        В Законе РФ «Об образ...

    Отчет "Использование современных образовательных технологий в воспитательной работе"

    В отчёте представлен опыт работы воспитателя в условиях школы-интерната по применению современных образовательных технологий....

    Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах. Из опыта работы.

    Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения  ФГОС НОО. Технология  сотрудничества на уроках в начальных классах .( Из опыта работы)....

    Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий как средство развития познавательной активности обучающихся начальной школы»

    Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить в современных условиях как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной форм...

    Выступление на заседании МО "Использование современных образовательных технологий в процессе обучения в условиях ФГОС начального образования"

    Использование современных образовательных технологий в процессе обучения в условиях ФГОС начального образования....