Результативные методы технологии обучения в сотрудничестве, применяемые на уроках учителем начальных классов МБУ школы № 87 г.о. Тольятти Киселевой Еленой Анатольевной
статья на тему

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться», используя при этом инновационную деятельность, направленную на повышение качества образования.

В Концепции модернизации российского образования говорится о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему УУД, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

С этой целью большое внимание уделяется технологии сотрудничества, а именно, одному из способов коллективного взаимодействия – работа в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. А развивать мышление – значит, развивать умение думать.  При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

·                     возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

·                     ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);возрастает сплочённость класса;

·                     учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности)

 

Разрешите мне рассказать о некоторых методах и формах, применяемых на своих уроках.

1 Метод: « Учимся вместе»: класс разбиваю на группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием большой темы; в результате работы отдельных групп и всех групп в целом достигаем условие всего материала.

2  Метод «Пила»: класс так же разбиваю на группы по 3-5 человек; учебный материал разбит на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те в свою очередь, докладывают о своей части задания. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это отражается на итоговой оценке. На заключительном этапе я обязательно прошу одного из учеников команды ответить на любой вопрос по данной теме.

3 Метод «Вертушка»: Использование это метода эффективно применяю при проверке домашней работы. Если у кого - то выявляется ошибка, ее можно исправить только после того как ученик поймет, почему он ее допустил. Возле исправленной ошибки пишется объяснение. Затем группа складывает вместе свои тетради, подписав «проверено». Это значит, что все согласны с решением. Я, проверив одну тетрадь, оцениваю всю группу.

4 Метод  «Мудрая сова»: Для усвоения отдельных материалов урока, закрепления темы урока, осуществления исследовательской работы на уроке использую приём «Мудрая сова» с применением опорного текста, когда каждая группа, работая с одним и тем же учебным тестом, выполняет определенное задание. Именно технология группового обучения максимально направлена на развитие коммуникативных свойств личности: у учащихся появляются навыки общения, риторическая грамотность, возрастает самоуважение. Каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию от своих сверстников. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему, смотрит на неё своими глазами и глазами других ребят. Таким образом, данные приемы и методы работы на уроке вызывают интерес, формируют умение слушать других, высказывать своё мнение.

Учителю также важно помнить и о противопоказаниях организации групповой работы.

·        Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться;

·        Если кто-то пожелал работать в одиночку, я разрешаю ему отсесть;

·        Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе – это может привести к повышению утомляемости;

·        Нельзя требовать абсолютной тишины. В классе полезен «шумомер» - звуковой сигнал, говорящий о превышении шума. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_metody_primeneniya_tehnologii_sotrudnichestva.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Результативные методы технологии обучения в  сотрудничестве, применяемые на уроках

учителем начальных классов МБУ школы № 87 г.о. Тольятти

Киселевой Еленой Анатольевной

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться», используя при этом инновационную деятельность, направленную на повышение качества образования.

В Концепции модернизации российского образования говорится о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему УУД, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

С этой целью большое внимание уделяется технологии сотрудничества, а именно, одному из способов коллективного взаимодействия – работа в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. А развивать мышление – значит, развивать умение думать.  При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

  • возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);возрастает сплочённость класса;

  • учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности)

Разрешите мне рассказать о некоторых методах и формах, применяемых на своих уроках.

1 Метод: « Учимся вместе»: класс разбиваю на группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием большой темы; в результате работы отдельных групп и всех групп в целом достигаем условие всего материала.

2  Метод «Пила»: класс так же разбиваю на группы по 3-5 человек; учебный материал разбит на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те в свою очередь, докладывают о своей части задания. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это отражается на итоговой оценке. На заключительном этапе я обязательно прошу одного из учеников команды ответить на любой вопрос по данной теме.

3 Метод «Вертушка»: Использование это метода эффективно применяю при проверке домашней работы. Если у кого - то выявляется ошибка, ее можно исправить только после того как ученик поймет, почему он ее допустил. Возле исправленной ошибки пишется объяснение. Затем группа складывает вместе свои тетради, подписав «проверено». Это значит, что все согласны с решением. Я, проверив одну тетрадь, оцениваю всю группу.

4 Метод  «Мудрая сова»: Для усвоения отдельных материалов урока, закрепления темы урока, осуществления исследовательской работы на уроке использую приём «Мудрая сова» с применением опорного текста, когда каждая группа, работая с одним и тем же учебным тестом, выполняет определенное задание. Именно технология группового обучения максимально направлена на развитие коммуникативных свойств личности: у учащихся появляются навыки общения, риторическая грамотность, возрастает самоуважение. Каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию от своих сверстников. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему, смотрит на неё своими глазами и глазами других ребят. Таким образом, данные приемы и методы работы на уроке вызывают интерес, формируют умение слушать других, высказывать своё мнение.

Учителю также важно помнить и о противопоказаниях организации групповой работы.

  • Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться;
  • Если кто-то пожелал работать в одиночку, я разрешаю ему отсесть;
  • Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе – это может привести к повышению утомляемости;
  • Нельзя требовать абсолютной тишины. В классе полезен «шумомер» - звуковой сигнал, говорящий о превышении шума. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, применяемые на разных этапах урока математики в начальных классах специальной школы 8 вида.

Практика работы в специальной (коррекционной) школе указывает на то, что учащиеся слабо овладевают устными вычислительными приемами, для многих из них устные вычисления оказываются вообще недост...

Роль метода проектов на уроках иностранного языка в начальных классах средней школы

Эта работа посвящена использованию методики проектов в обучении английскому языку учащихся начальных классов....

Использование интерактивных методов обучения и информационных компьютерных технологий на уроках русского языка в начальных классах.

Использование интерактивных методов обучения и информационных компьютерных технологий на уроках русского языка в начальных классах....

«Для чего нужны игровые технологии обучения на уроках математики в начальных классах?»

Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей совре...

Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с ОВЗ в начальной школе

Выступление на тему "Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с ОВЗ"...

Методическая мастерская "Эффективные методы проблемного обучения на уроках математики в начальной школе"

Мы живём в очень сложном, очень многозадачном и постоянно меняющемся мире. Вся  деятельность современной школы направлена на формирование такой личности, которая способна творчески мыслить и прео...