Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Нестеровой Веры Андреевны.
материал (4 класс)

Нестерова Вера Андреевна

Данный документ содержит материал о результатах самообразования учителя начальных классов Нестеровой В. А. в 4 "Б" классе за 2021-2022 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ

по теме самообразования учителя начальных классов на тему: «Формирование нравственно-эстетических чувств у младших школьников посредством произведений детской художественной литературы русских советских писателей»

учителя начальных классов

Нестеровой В. А.

г. Воронеж 2022 г.

В новом 2021-2022 учебном году тема по самообразованию учителя начальных классов Нестеровой В.А.: «Формирование нравственно-эстетических чувств у младших школьников посредством произведений детской художественной литературы русских советских писателей».

Целью является раскрытие возможностей использования детской художественной литературы в формировании нравственно-эстетических чувств и качеств у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Формирование гармоничной личности.
  2. Выявить уровень сформированности нравственно-эстетического воспитания в 4 «А» классе.
  3. Изучить формы, приёмы и методы, используемые в рамках урока, направленные на процесс формирования нравственно-эстетических качеств личности младших школьников и скорректировать их в рамках выбранной темы.

Содержание

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие и осознание ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей является главным направлением реализации ФГОС воспитательной программы.

По наблюдениям за деятельностью учеников, я заметила, что не все дети умеют выразительно читать, не всегда могут найти главную мысль произведения и его тему, не до конца понимают нравоучительный посыл в произведениях. Многие дети не разделяют эмоций героев произведений, не проявляют к ним сопереживания, сочувствия или иных чувств. Для решения задач данной проблемы особое внимание уделялось чтению русских народных сказок, рассказам известных детских русских советских писателей, таких как Осеева В., Катаев В., Артюхова Н., Маршак С., которые близки мышлению и представлениям ребёнка. А также беседы «Традиции русского народа»; «Народные гуляния и забавы»; «Каждая ссора красна примирением» и др. Так же работала по разработанной программе «В гостях у этикета», где привлекала к повседневному этикету, разбирали ситуации, зачитывали стихотворение С. Михалкова «Одна рифма», А. Барто «Почему телефон занят», задавали вопросы, играли в игры «Можно-нельзя», «Золотое правило этикета», практическое занятие «Волшебное зеркало», «Лепесток».

В своей работе с детьми я использовала сферы разнообразной деятельности, охватывать их умственное, физическое и эстетическое формирование. Применяла следующие виды деятельности: общественная, патриотическая, учебная, трудовая, деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. В классе создан «Мини-музей сказки», который знакомит детей с русскими народными сказками, направленный на формирование у детей ответственного отношения к выполнению своих обязанностей и морального долга. В течение года было организовано чтение литературных произведений с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Были проведены ряд бесед, направленных на раскрытие смысла, различных нравственных качеств личности: «Добрые дела»; «Вежливая просьба», «Зайчик, который всем помогал»; «Берегите книгу», беседы о дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, скромности, культуре общения и др. Тематика классных часов: «О невежах и вежливости», «Что значит быть ответственным», «О лени и лентяях», «Об обидах и причинах обид», «Лучшее слово о дружбе», «Честность – прежде всего», «Не стесняйся доброты своей».

В результате проделанной работы: дети научились понимать смысл литературных произведений; отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя; произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей; у детей сформировались понятия нравственного поведения в обществе; дети стали видеть прекрасное в обычных вещах, любоваться природой; научились сопереживать и помогать друг другу.

Выводы

Итогом процесса самообразования в 2021-2022 году явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми. Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания своих школьников, добиваясь нужных результатов.

Список использованных источников

  1. Богуславский, М. В. Василий Александрович Сухомлинский: цели и смыслы воспитания / М. В. Богуславский // Народное образование. - 2018. - №9. – С. 261-266.
  2. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал //Начальная школа. - 2017. - № 11. - 45-57 с. 
    Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2018. – №5. – С. 7-9, С. 11-14, 19-25, 28 (вкладка).
  3. Иванова, А. П. Формирование нравственных ценностей младших школьников средствами нравственно-эстетического образования / А.П. Иванова // Начальная школа. - 2018. - № 7. – С. 26-30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов по теме "Развитие креативности и интеллекта младших школьников в условиях перехода на новые стандарты"...

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Татарниковой Татьяны Викторовны

Данный документ содержит материал о результатах самообразования учителя начальных классов Татарниковой Т.В. в 4 "Г" классе за 2021-2022 учебный год....

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов на тему: «Проблемное обучение как способ повышения мотивации учения на уроках математики»

В данной работе приведены примеры того. как проблемное обучение способствует мотивации обучения школьников на уроках математики. В работе представлена виды проблемного обучения и их применение на урок...

Самоанализ урока математики в 4 классе учителя начальных классов Нестеровой Веры Андреевны.

Данный файл содержит анализ урока математики в 4 классе. В анализе представлены все аспекты урока....

Нетрадиционная форма контроля по русскому языку учителя начальных классов Нестеровой Веры Андреевны

Данный материал является нетрадиционной формой контроля для урока русского языка. Интерактивная презентация представляет собой небольшую игру, в которой происходит обобщение и закрепление таких тем, к...

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов

Отчёт по самообразованию учителя на тему: "Развитие логического мышления на уроках математики через решение задач на движение"....

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов

Отчёт по самообразованию учителя на тему: "Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС»....