Отчёт по самообразованию учителя начальных классов на тему: «Проблемное обучение как способ повышения мотивации учения на уроках математики»
статья (4 класс)
В данной работе приведены примеры того. как проблемное обучение способствует мотивации обучения школьников на уроках математики. В работе представлена виды проблемного обучения и их применение на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию
учителя начальных классов Вороновой Ольги Александровны
на тему: «Проблемное обучение как способ повышения мотивации учения на уроках математики»
Цель: обобщить опыт работы по использованию технологии проблемного обучения на уроках математики.
Задачи:
- Рассмотреть возможные методы реализации проблемного обучения на уроках математики.
- Представить систему способов и приёмов метода проблемного изложения.
- Показать результативность данного опыта.
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Проблемное обучение - это не новое педагогическое явление.
Существует три метода проблемного обучения: проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский.
Показателем того, что урок построен с применением технологии проблемного обучения, является наличие в его структуре следующих этапов поисковой деятельности:
- возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
- выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
- доказательство гипотезы;
- проверка правильности решения проблемы.
На уроках в 4 классе «Б» с применением технологии проблемного обучения были созданы условия для получения учащимися опыта формирования таких универсальных учебных действий, как: сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия, умение устанавливать взаимосвязи, моделирование. Кроме того, в ходе эвристического диалога у учащихся формировалось умение выдвигать гипотезу.
Основная цель создания проблемных ситуаций на уроках математики заключалась в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
В качестве проблемной ситуации на уроке были использованы:
- проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
- поиск истины (способа, приема, правила решения);
- различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- противоречия практической деятельности.
Методические приёмы, использованные учителем:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу изучение явлений с разных позиций;
- побуждает учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставит проблемные задачи.
Можно сделать следующие выводы:
Применение технологии проблемного обучения при изучении математики на уроках позволило обучающимся:
- научиться работать с информацией, делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- повысить уровень мотивации.
- научиться применять полученные знания в практической деятельности;
- развить способности, которые позволяют найти выход из любой ситуации.
Использованные источники
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
2. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - М., 1994. - С. 69.
3. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - М., 1994. - С. 69.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"
Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы». Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов по теме "Развитие креативности и интеллекта младших школьников в условиях перехода на новые стандарты"...
Доклад по теме: «Игровые технологии как способ повышения мотивации к изучению предмета на уроках и во внеурочное время»
В материале дается определение понятию "мотивация" и её уровни. Дается определение понятию "педагогисеские игры" и их классификация....
Доклад по теме: «Игровые технологии как способ повышения мотивации к изучению предмета на уроках и во внеурочное время»
В материале дается определение понятию "мотивация" и ее уровни. Также раскрывается понятие "педагогические игры" и их классификация....
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Нестеровой Веры Андреевны.
Данный документ содержит материал о результатах самообразования учителя начальных классов Нестеровой В. А. в 4 "Б" классе за 2021-2022 учебный год....
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Татарниковой Татьяны Викторовны
Данный документ содержит материал о результатах самообразования учителя начальных классов Татарниковой Т.В. в 4 "Г" классе за 2021-2022 учебный год....
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов
Отчёт по самообразованию учителя на тему: "Развитие логического мышления на уроках математики через решение задач на движение"....