Отчёт по самообразованию учителя начальных классов на тему: «Проблемное обучение как способ повышения мотивации учения на уроках математики»
статья (4 класс)

Воронова Ольга Александровна

В данной работе приведены примеры того. как проблемное обучение способствует мотивации обучения школьников на уроках математики. В работе представлена виды проблемного обучения и их применение на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию

учителя начальных классов Вороновой Ольги Александровны

на тему: «Проблемное обучение как способ повышения мотивации учения на уроках математики»

Цель: обобщить опыт работы по использованию технологии проблемного обучения на уроках математики.

Задачи:

  1. Рассмотреть возможные методы реализации проблемного обучения на уроках математики.
  2. Представить систему способов и приёмов метода проблемного изложения.
  3. Показать результативность данного опыта.

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Проблемное обучение - это не новое педагогическое явление.
Существует три метода проблемного обучения: проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский.
Показателем того, что урок построен с применением технологии проблемного обучения, является наличие в его структуре следующих этапов поисковой деятельности:

  • возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
  • выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
  • доказательство гипотезы;
  • проверка правильности решения проблемы.

На уроках в 4 классе «Б» с применением технологии проблемного обучения были созданы  условия для получения учащимися опыта формирования таких универсальных учебных действий, как: сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия, умение устанавливать взаимосвязи, моделирование. Кроме того, в ходе эвристического диалога у учащихся формировалось умение выдвигать гипотезу.
Основная цель создания проблемных ситуаций на уроках математики заключалась в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

В качестве проблемной ситуации на уроке были использованы:

  • проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
  • поиск истины (способа, приема, правила решения);
  • различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • противоречия практической деятельности.

Методические приёмы, использованные учителем:

  1. учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;
  2. сталкивает противоречия практической деятельности;
  3. излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  4. предлагает классу изучение явлений с разных позиций;
  5. побуждает учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
  6. определяет проблемные теоретические и практические задания;
  7. ставит проблемные задачи.

Можно сделать следующие выводы:

Применение технологии проблемного обучения при изучении математики на уроках позволило обучающимся:

  • научиться работать с информацией, делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • повысить уровень мотивации.
  • научиться применять полученные знания в практической деятельности;
  • развить способности, которые позволяют найти выход из любой ситуации.

Использованные источники

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

2. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - М., 1994. - С. 69.

3. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - М., 1994. - С. 69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов по теме "Развитие креативности и интеллекта младших школьников в условиях перехода на новые стандарты"...

Доклад по теме: «Игровые технологии как способ повышения мотивации к изучению предмета на уроках и во внеурочное время»

В материале дается определение понятию "мотивация" и её уровни. Дается определение понятию "педагогисеские игры" и их классификация....

Доклад по теме: «Игровые технологии как способ повышения мотивации к изучению предмета на уроках и во внеурочное время»

В материале дается определение понятию "мотивация" и ее уровни. Также раскрывается понятие "педагогические игры" и их классификация....

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Нестеровой Веры Андреевны.

Данный документ содержит материал о результатах самообразования учителя начальных классов Нестеровой В. А. в 4 "Б" классе за 2021-2022 учебный год....

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Татарниковой Татьяны Викторовны

Данный документ содержит материал о результатах самообразования учителя начальных классов Татарниковой Т.В. в 4 "Г" классе за 2021-2022 учебный год....

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов

Отчёт по самообразованию учителя на тему: "Развитие логического мышления на уроках математики через решение задач на движение"....